ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

О гармонии во всяком деле и Божественном покое.

Сияющая чистотой и порядком кухня.
Отдраенный до блеска военный корабль.
Дом после генеральной уборки.

У них есть одна общая не очень приятная черта.

Это все ненадолго.

Самая небольшая готовка, самый небольшой переход в другой порт, один прожитый день в доме превращают прекрасный порядок в хаос.


Почему так происходит?
Порядок не появляется сам собой.
Он происходит в результате упорядочивающего действия человека.
Но разве приготовление пищи, разве плавание корабля, разве деятельность в доме - это не упорядочивающие действия?
Порядок в операционной -  это порядок.
Порядок операции - это порядок.
Но порядок операция разрушает порядок в операционной, который потом надо восстанавливать.

Как так может быть?
Почему один порядок разрушает другой порядок?

Любое действие, любой чин имеет ДВА направления упорядочивания.
Одно - внутрь, второе наружу.
Наведение порядка на кухне - это действие, направленное внутрь.
Приготовление пищи - это действие направленное наружу.
Первое действие - упорядочивание кухни.
Второе - кухня приводит в порядок нечто внешнее относительно ее (продукты)

Это чередование - однаиз самых очевидных и фундаментальных основ гармонии во всяком деле.
Это не что иное, как вдох и выдох человека.
Бодрствование и сон.

Как и все творение, человек нуждается в периоде, когда внутри него самого наводится порядок.
Но человек слишком сложен, чтобы навести внутри себя порядок, поэтому это делает Бог.
Об этом и четвертая заповедь.

"Шесть дней делай, день же седьмый - Господу Богу твоему".
Седьмой день (своеобразная "ночь" недели) Господу Богу отдается для того, чтобы он навел порядок в человеке.
В теле - через прекращение дел, в душе - через Богослужение и чтение Писания.

Это правило чередования движения во вне и движения во внутрь распространяется на всякое дело.
Забвение его приводит к тотальным сбоям особенно в управлении.

Пожалуй, ни один начальник отдела, ни один глава предприятия, ни один чиновник понятия не имеет об этом чередовании. Они гонят любое дело (движение внешнего упорядочивания ) без периодов внутреннего упорядочивания , что приводит к тому, что дело или делается бракованно или разрушается вовсе.

Представим себе, что резчик или токарь вместо того, чтобы периодически затачивать резцы, будет давить и гнать свою работу. Поначалу все будет идти хорошо. Но резец приходит в беспорядок (тупится), и начинает рвать и мять дерево вместо резания.

Примерно то же самое происходит на уровне любой организации. Любая исполняемая задача (а тем более когда их одновременно несколько) приводят внутреннюю структуру в беспорядочное состояние, которое требует времени и усилий на восстановление.

С каждым иерархическим уровнем это беспорядочное состояние усиливается, и в результате мы можем созерцать афедроны разных размеров вплоть до  полного паралича государственной машины.

Те же дела, которые доводятся до конца, во-первых делаются всегда с браком (что-то где-то забыли, что-то не учли, что-то сконфликтовало с другими задачами) , во-вторых, через боль и страдания людей на всех уровнях иерархии, в-третьих, с неизбежно возростающими временными и финансовыми затратами.

Это любопытный феномен - экономя время на операции "вдоха", движении вовнутрь, "упорядочивании кухни", мы получаем резкий рост временных задержек.

Этот принцип гармонии произошел от начала творения.
"И бысть вечер и бысть утро" книги Бытия в том числе и об этом.
Вечер - время покоя, внутреннего упорядочивания
Утро - время действия, внешнего упорядочивания.
И именно в таком порядке - сначала на кухне наводится порядок, потом готовится пища.

И тут время обратиться к понятию Божественного покоя, о котором св.Григорий Палама говорит:

"Желаете ли узнать более ясно, в чем заключается этот покой и каким образом в него войдем?
– Если мы усвоим те Божественные дела, которые, будучи безначальными, не могут характеризоваться, как «начатые», но которые ничего не имеют с чувственным миром ; итак, если мы усвоим эти дела, то еще более уясним значение сего покоя и вхождения в него.

Какие же это дела? – Пусть поможет нам в сем деле Псалмопевец, пишущий так о Боге: "Дела рук Его истина и суд» (Пс.110:7).

Значит, дело Божие не имеющее конца заключается в ведении всего существующего и в предведении будущего, которое если бы кто назвал «Истиною», не погрешил бы в наименовании, Дело Божие безначальное и нескончаемое есть суждение и предведение; потому что все существующее и прежде своего существования нуждалось в божественном предведении и суждении, чтобы могло придти в бытие; и после осуществления – дабы оно со временем не погибло, но, в одном случае, со временем изменилось бы для своей или универсальной пользы, или, в другом случае, пребывало бы неизменным.

Безначальное дело Божие заключается в внимании Себе; ибо безначально Он был подвигнут к самосозерцанию. Воистину, кто, здраво исследуя, мог бы привести многое, относящееся к сему.
" (https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/17#sel=)

Таким образом, нынешняя гармония всякого дела через вдох-выдох в будущем заменяется неким состоянием, которое одновременно является и вдохом и выдохом - делом и покоем, т.е. движением направленным и внутрь , на внутреннее упорядочивание, и вне , на упорядочивание творения.

Этому соответствует  сказанное о будущем веке св.Иоанном Богословом, что "ночи уже не будет".
Ночи, как времени покоя не будет, потому что не будет покоя отдельного от действия, но деятельность будет вести к еще большему погружению в покой.

В самом деле , сейчас даже праведный человек не может быть блаженным.
Когда он отдыхает, находится в покое,  но не может действовать , и его дух требует действия (поэтому даже во сне человек что-то делает).
Когда же что-то делает, не может покоиться, и   его дух требует покоя (по причине не только утруждения тела, но и приведения в беспорядок самого ума и души).

В Божественном покое, очевидно, соединяется и совершение действия и получение покоя от этого самого действия.
В вечной же смерти, очевидно,  соединяется и невозможность покоиться   и невозможность действовать  .

Свидетели этому - наши великие преподобные отцы, трудолюбие которых производит впечатление сказочного.
Преподобный Сергий , который не покладая рук трудился с утра до вечера для братии, потом шел на службу Божию, потом ночью обходил келии братии, потом молился , а с утра опять на труды - и практически не спал.
Очевидно, что без помощи Божией такое невозможно.

Но тут не просто помощь Божия - это уже вхождение в Божественный покой, в котором упорядочивание наружнего упорядочивает и внутреннее.

Св.Дионисий Ареопагит об этом покое пишет ,что в нем останавливается всякое слово и всякая умственная деятельность.
Очевидно, что это не о блаженном идиотизме с младенческими пузырями , а о  перестройке самого мышления человека.

В самом деле.
Нынешняя необходимость в слове и в рассудочном мышлении связана именно с этими двумя фазами гармонии творения.
Рассудочное мышление не может производиться одновременно с деятельностью, о которой мыслится.

"Сначала подумай ,потом - делай" - это вековечное наставление отца своему сыну, отражающее два упорядочивания - внутрь и наружу.
"Подумай" - это внутреннее упорядочивание , которое рассудок производит со словами - иконами вещей.
"Делай" - душа через внешнее упорядочивание изменяет сами вещи.

Эта двойственность порядка   связана с  разделением образов и первообразов.
Но из того же св.Дионисия мы знаем, что все образы творения - есть отблески Их Причины - Творца.

Всякое действие стремится к Богу.
Даже хорошо нарисованный  графин открывает истину о Боге - иначе он не имеет смысла.

Но в будущем веке, когда образы упразднятся и достойные узрят Его лицом к лицу,  само это разделение на образы и первообразы - упразднится.

Дочка может хранить у сердца фотографию далекой  матери, и смотреть на нее не отрываясь, но когда придет сама мать, всякие фотографии станут не нужны.
И значит не будет необходимости в немощном, ученическом, младенческом рассудке, который в состоянии оперировать только с образами вещей - словами.

И сами слова, как обозначения предметов и явлений , будут не нужны, поскольку новый ум и новая деятельность Божественного покоя , бесконечно усугубляющая и преизливающая блаженство упокоения внутрь себя и через это - наружу, будут по слову св.Григория богоподобны - т.е. действовать прямо  через познание сути.
Сути даже не самих предметов мышления , а божественных мыслей об этих предметах , каковое познание  , по учению св.Дионисия Ареопагита, составляет источник блаженства для всех небесных чинов .
Tags: Секретные материалы
Subscribe

  • "Явление на кладбище Иоанна Кронштадтского" - 2.

    В конце февраля - было ли описываемое Клаудом Роммелем явление св.Иоанна Кронштадтского на кладбище в действительности или оно выдумано (им самим или…

  • Дна нет.

    @Олимпийский комитет России (ОКР) и официальный экипировщик олимпийской команды России ZASPORT провели презентацию экипировки для сборной России на…

  • Как княгиня Дашкова бивала пруссаков.

    "Русские всегда прусских бивали" - говорил незабвенный Александр Васильевич Суворов. Но среди всех многообразных и многочастных способов,…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments