ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

О гармонии во всяком деле.

Есть ли некий общий разумный принцип в гармонии, внутренней музыке  всякого дела?

Из сказанного блаженным Августином о том, что Бог вечно равен Самому Себе и в то же время приравнивает Себя  неким образом всякому творению (как единица имеет внутреннее равенство со всяким числом)
Из сказанного святым Дионисием Ареопагитом о том, что Бог  -  объединяющая  и сочетающая все Причина,

можно сказать с некоторой твердостью и уверенностью , что поиск гармонии и божественной музыки во всяком деле есть поиск в этом деле равенства, совпадения, объединения и соединения.




В самом деле.
Посмотрим на соревнования стрельбы из лука.
Как радуется и стрелок и зрители, когда он попадает точно в яблочко.
Почему?
Потому что они испытывают некое удовольствие от совпадения, равенства положения кончика стрелы и мишени, от их объединения.
А когда стрелок промахивается, то все наоборот, испытывают некое скорбное чувство.

Вспомним множество роликов на "тиктоке" и "ютубе" , содержание которых представляет случайные или намеренные совпадения.
Я не говорю, что это хорошо, это просто внутреннее свидетельство самой человеческой природы о том, что гармония и музыка там, где равенство, совпадение, сочетание, соединение.

Например, танец и родился ( правда, неким извращенным способом) от внутреннего ощущения этой гармонии при обычной ходьбе, но с участием равенства , совпадения , сочетания и соединения движения людей.

Сама игра на музыкальном инструменте представляет собой тоже своеобразный "танец" пальцев и рук. Особенно в оркестре - когда это делают множество людей.

Я вспомнил тут видение  одной христианки советских времен , где она  видела  двух уже ушедших ко Господу , кажется, оптинских  иеродиаконов, которые кадили некий храм, и их движения были настолько синхронны и совпадали, как на земле невозможно.

Это равенство, соединение, сочетание и совпадение Сама Церковь считает важной, когда в центре Литургии провозглашает " Даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа»."

Катавасия , антифоны, каноны , канонархи, сам знаменный (одноголосый) распев, сама система попевок, принцип организации храма, да и суть Божественной Литургии - во всем мы видим это стремление к равенству, сочетанию, соединению и совпадению.

Разумеется, это не обязательно равенство арифметическое и геометрическое - разновидностей равенства бесконечное множество.

Самое известное из них , не совпадающее с простым делением - это  "золотое сечение", где равенство состоит не в самих частях, а в их отношениях.

Другое приводит св.Августин в пятой книге "О музыке" - героический стих с разделением на 5 и 7 полустоп  .  Каковое разделение, разумеется, совершенно не случайно совпадает с традиционным японским стихотворным размером 5-7-5 в хокку и 5-7-5-7-7 в танка.


Из самого порядка вещей очевидно, что есть два вида равенства - совпадение по времени и соединение по времени друг за другом.
Так, одно и то же дело может иметь несколько видов гармоний -чинов.

Например, простое дело - налить воды из-под крана в кастрюлю.

Очевидно, что для этого надо сочетание действий с двумя объектами - краном и кастрюлей.

Представим, что это два певца или два музыкальных инструмента.

Краночель и Кастрюлиано

У каждого из них свои ноты (действия, которые с ними надо делать).
Например для кастрюли:
1) Переместить кастрюлю под кран.
2) Убрать кастрюлю из-под крана

Для крана:

1) открыть кран
2) закрыть кран.

И сочетание этих всего лишь четырех "нот" образует маленькую мелодию.
Их можно сыграть последовательно одна за другой

"Переместить кастрюлю под кран"- "Открыть кран"- "Пауза" -"Закрыть кран"-"Убрать кастрюлю из под крана"

или произвести совпадение.

"Переместить кастрюлю под кран"                           "Убрать кастрюлю"
      одновременно с                         - "Пауза"             одновременно с
"Открыть кран"                                                           "Закрыть кран" .

Эти ноты можно даже поменять местами  (например, сначала убрать кастрюлю из-под крана, а потом закрыть кран)
Это будет одно и то же дело, но с совершенно разными "мелодиями", с совершенно разными гармониями.
Причем пауза играет не меньшую роль, чем действия, поскольку именно во время нее происходит наполнение кастрюли.
И неправильно выдержанная пауза даст неполную кастрюлю.

Если же игру на Кранчели и Кастрюлиано доверить двум разным людям (например, детям), то скучное и тоскливое дело само по себе становится очевидно некоей музыкой, которая способна принести внутреннюю радость даже не задумывающимся о причине ее.



Tags: Секретные материалы, вещаю, онгакушки
Subscribe

  • Ошибка Александра Первого и вечность геенны.

    "Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога" (Пс. 54, 20) Теоретические размышления предыдущего поста подтверждаются не чем иным , как…

  • Россия и Петр Первый.

    "Репутацию Петру Первому создали иностранные писатели, так как он вызвал некоторых из них в Россию, и они из тщеславия величали его создателем…

  • Сциентизм и прекрасная дама.

    Еще один слой штукатурки со сциентизма слезает. Связка "сциентическое образование"-"служение богине разврата" выковывается на…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments