"Постойте, как это любой глагол предполагает уравнивающее действие?
Есть же глагол, обозначающий наоборот, самое униженное действие
Это "кланяться".
Суть любого поклона заключается в том, что кланяющийся демонстрирует (и даже увеличивает) разницу между собой и тем, кому он кланяется.
Между тем если внимательно посмотреть на суть действия "кланяться", то можно действительно обнаружить его особенность.
Но не в том, что он - исключение.
Он содержит в себе все три равенства - равенства сущности, равенства подобия и равенства соединения в действии.
И о каждом из них стоит поговорить отдельно.

Итак, что делают все эти люди?
Кланяются.
Но что значит "кланяться"?
Зачем они это делают ? В чем смысл?
Ответ мы находим у св.Иоанна Златоуста.
"Когда услышишь, что на всей земле был один язык , разумей и ты, в свою очередь, человеческую природу.
Этим Писание напоминает нам о собственном нашем ничтожестве, потому что великое благо – рассматривать свое сродство, и знать, из чего мы составлены. Рассматривание природы это, – достаточное учение о смиренномудрии; оно может укротить все страсти и произвести спокойствие в душе.
Поэтому некто предлагал такое увещание: внемли себе, размышляй о своей природе и ее устройстве, и этого довольно для тебя, чтобы постоянно смиряться (Втор.15:9).
Потому праведный Авраам постоянно содержал в себе эту мысль и никогда не высокомудрствовал. Беседуя с Богом, имея пред Ним такое дерзновение и получив от Него свидетельство своей добродетели, он говорил: я, прах и пепел (Быт.18:27).
И другой, желая усмирить человека надменного, не распространяется много, а только напоминает ему об его природе и сильно вразумляет его, так говоря: что гордится земля и пепел (Сир.10:9)?
Но ты говоришь мне о том, что оказывается после смерти?
Усмири его при жизни.
Теперь он не знает, что он земля и пепел.
Он видит благообразие тела, видит власть, услужливость льстецов, сопровождающих его тунеядцев, одевается в драгоценные одежды, облекается великими знаками власти, и этот призрак обольщает его и располагает забывать о природе.
Знаем, что мы земля и пепел, но знаем мы, смиренномудрствующие; а он не ожидает доказательства на это при кончине, не идет к могилам и гробницам предков, но смотрит на настоящее, нисколько не думая о будущем.
Научи же его еще здесь, что он земля и пепел. " (Беседа о неясности Ветхого Завета 69 https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1072 )
Итак, опять спросим - что делают эти люди на фотографии?
Внимательно рассматривают свою природу.
Первое равенство "кланяться" - это равенство существительного.
Точное соответствие природы.
Второе равенство "кланяться" - равенство подобия.
Люди бывают разные.
Высокие, маленькие, худые и полные, сановитые и презренные.
Но во время поклона они все становятся одинаковыми.
Вот что мы читаем в книге пророка Ионы
"И вѣ́роваша му́жiе Ниневі́йстiи богови, и заповѣ́даша по́стъ, и облеко́шася во вре́тища от вели́ка и́хъ да́же до ма́ла и́хъ.
И до́йде сло́во ко царю́ Ниневі́йскому, и воста́ съ престо́ла своего́ и све́рже ри́зы своя́ съ себе́, и облече́ся во вре́тище и сѣ́де на пе́пелѣ.
И проповѣ́дася и рече́но бы́сть въ Ниневі́и от царя́ и вельмо́жъ его́ глаго́лющихъ: человѣ́цы и ско́ти, и воло́ве и о́вцы да не вку́сятъ ничесо́же, ни да пасу́тся, ниже́ воды́ да пiю́тъ.
И облеко́шася во вре́тища человѣ́цы и ско́ти и возопи́ша прилѣ́жно къ Бо́гу, и возврати́ся кі́йждо от пути́ своего́ лука́ваго и от непра́вды су́щiя въ рука́хъ и́хъ, "
Поклонение Богу соединило всех враждующих и сравняло царя с нищим.
А вот что пишет апостол Павел:
"Тѣ́мже и Бо́гъ его́ превознесе́ и дарова́ ему́ и́мя, е́же па́че вся́каго и́мене,
да о и́мени Иису́совѣ вся́ко колѣ́но поклони́тся небе́сныхъ и земны́хъ и преиспо́днихъ,
и вся́къ язы́къ исповѣ́сть, я́ко Госпо́дь Иису́съ Христо́съ въ сла́ву Бо́га Отца́." (Фил. 2, 9-11)"
В поклонении Богу соединяется не только человечество , но само человечество соединяется с ангелами и даже с мертвыми, находящимися в аду.
Недаром и в Типиконе и во всех монашеских уставах заповедано, что никто не должен кланяться в церкви как ему захочется, но надо смотреть на игумена и старшую братию - когда они кланяются,тогда должны кланяться и все. "Кланяться" - это не просто действие почитания, но и действия соединения через подобие.
И следовательно - ЛЮБОЕ объединение человечества не через ПОКЛОНЕНИЕ ЕДИНОМУ ИСТИННОМУ БОГУ - как минимум обречено на провал.
Наконец, третье равенство - самое интересное.
Бог в Священном Писании постановил:
"Господу Богу твоему поклонишися и Тому Единому послужиши" (Мф 4,10).
Ангелы запрещают кланяться даже им, и прямо требуют, чтобы поклонение воздавалось только Богу. (Откр.19,10)
Почему?
Если кланяться - это 1)тождество природы и 2) тождество человечества, то какая разница - перед кем кланяться? Перед ангелами, перед сатаной, перед котом, перед идолами?
Кланяться - не действие, замкнутое на себе (как , например, дышать) . Кланяются КОМУ-то.
Более того - никому , кроме Бога.
Начнем с того, что время стоять на коленях - самое любимое время богослужения для детей и бабушек (тех, кто выстаивает всю службу на больных ногах).
Почему?
Это время отдохнуть и полежать.
И даже поспать.
Последнее вовсе не шутка.
Очень много святых заснули сном временной смерти именно во время земного поклона.Первый из них - преподобный Серафим Саровский. Многие подвижники засыпали во время земного поклона и в этом сне удостаивались видений и откровений.
Вот вам еще иероглифических совпадений:
Знак "Семь" 七 , как я уже показывал в статьях о славянском алфавите, совершенно очевидно соединяет иероглиф "один" как икону Бога и знак "покой".
И иероглиф "кланяться" , "поклоняться" выглядит следующим образом:
礼
Его левая часть означает "Священный, божественный", правая - "покой".
"Кланяться" - "божественный покой".
Второе значение этого знака - богослужебный чин, обряд.
Например, крещение -
洗礼 формально переводится "Чин омовения".
Поклонение - это вхождение в Божественный покой.
Прошу внимательно прочитать следующий текст св.Григория Паламы, который прямо касается смысла поклонения.
"«И благослови Бог день седмый, и освяти его», сразу же указывает на причину благословения, повторяя то же самое: «Яко почи Бог от всех дел Своих, яже начат творити» (Быт.2:3).
Следовательно, есть такие дела Божия, которые Он не начинал творить, и творя которые не почил, как и Сам Господь открыл нам, говоря: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин.4:17).
Итак, Бог желая нам дать посильное ведение таковых именно дел, и показать, что именно их должно искать более, нежели всего чувственного, седьмой день, в который почил от творения чувственного мира, благословил и освятил, как некое возвращение, путем упокоения, от нижнего мира к тому, который принадлежит лучшей и сверхмирной сфере.
Потому что, сказать словами великого Дионисия: Бог, по преизбытку благости, бывает вне Самого Себя,
и вследствие сбережения всех свойств к сему во всем возвращается, согласно могущей перемещаться (экстатикин) сверхсущественной силе, которая и по существу имеет статистический характер (анэкфититон) Его Самого;
сошедши же человеколюбиво, насколько Он пожелал и насколько была в том необходимость, и сей наш чувственный мир создав в шесть дней, в седьмой – на свойственную Ему высоту, которую, однако, и не оставлял, Он, как это отвечало Божеству, возвратился (в Себя), и покой того дня более благословенным показал, научая и нас желать восходить, насколько возможно, в оный покой,
который заключается в нашем умном созерцании, и чрез него в восхождении нашей мысли к Богу.
К сему покою и Апостол ясно побуждает; потому что представив слова- сказанные Богом чрез Псалмопевца о народе Иудейском, именно: «Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой» (Пс.94:11), – он затем прибавляет: «Рече негде о седмом (дне) сице: и почи Бог в день седмый от всех дел Своих» (Евр.4:4). И несколько дальше: «Потщимся убо и мы внити во оный покой» (Евр.4:11); потому что тот, кто войдет, и сам почиет от своих трудов, как – Бог от Своих.
Но желаете ли узнать более ясно, в чем заключается этот покой и каким образом в него войдем? – Если мы усвоим те Божественные дела, которые, будучи безначальными, не могут характеризоваться, как «начатые», но которые ничего не имеют с чувственным миром; итак, если мы усвоим эти дета, то еще более уясним значение сего покоя и вхождения в него.
Какие же это дела?
Пусть поможет нам в сем деле Псалмопевец, пишущий так о Боге: "Дела рук Его истина и суд» (Пс.110:7). Значит, дело Божие не имеющее конца заключается в ведении всего существующего и в предведении будущего, которое если бы кто назвал «Истиною», не погрешил бы в наименовании, Дело Божие безначальное и нескончаемое есть суждение и предведение; потому что все существующее и прежде своего существования нуждалось в божественном предведении и суждении, чтобы могло придти в бытие;
и после осуществления – дабы оно со временем не погибло, но, в одном случае, со временем изменилось бы для своей или универсальной пользы, или, в другом случае, пребывало бы неизменным. Безначальное дело Божие заключается в внимании Себе; ибо безначально Он был подвигнут к самосозерцанию.
Воистину, кто, здраво исследуя, мог бы привести многое, относящееся к сему. И каждый из нас, братие, уклоняясь от приземляющих и весьма мучащих забот и соответственных им дел, да представит свой слух, внимая учению Духа; прежде всего, он будет похвален Господом, Который Марфу, заботящуюся о многом, хотя Ее забота и была о Нем, не одобрил; "Мария же", говорит, которая сидела возле и внимала словам учения, «благую часть избра, яже не отъимется от нея» (Лк.10:42).
Видишь ли дело не имеющее упокоения?
А затем, восприемлющий в уме сии слова учения Духа и упражняющий в них ум, и в разуме души предпочитающий их всякой иной страсти и земному помыслу, и вследствие сего и сам проявляющий заботу о своей жизни, чтобы спастись, и сам возымеет дело, именно Истину и суждение, в своем сердце, как говорит Псалмопевец Пророк, «глаголя Истину».
Когда же и от всякого рассуждения, хотя бы оно было и доброе, отведешь твой ум и весь соберешь его в самого себя, достигая это путем упорного внимания и непрестанной молитвы, то тогда, таким образом, внидешь и ты в божественный покой и улучишь благословение седьмого дня, пребывая в самосозерцании, и чрез самосозерцание возводим будучи к Богозрению.
Ибо, говорят, что исход (результат) молитвы заключается в восхищении души к Богу."
Как это и было у преподобного Серафима Саровского.
Каким же образом происходит этот вход в божественный покой?
И тут снова мы возвращаемся к первому равенству. Земной поклон - это сравнение с землей.
Сравнивая себя с землей, человек входит в Божественный покой.
т.е. никак иначе как через смирение.
Это подтверждает Откровение:
"И егда́ да́ша живо́тная сла́ву и че́сть и благодаре́нiе сѣдя́щему на престо́лѣ, живу́щему во вѣ́ки вѣко́въ,
падо́ша два́десять и четы́ри ста́рцы предъ сѣдя́щимъ на престо́лѣ, и поклони́шася живу́щему во вѣ́ки вѣко́въ, и положи́ша вѣнцы́ своя́ предъ престо́ломъ, глаго́люще:
досто́инъ еси́, Го́споди, прiя́ти сла́ву и че́сть и си́лу, я́ко ты́ еси́ созда́лъ вся́ческая, и во́лею твое́ю су́ть, и сотворе́на." (Откр. 4, 9-11)
Лекции о смирении мне читать неуместно, у меня другая задача - показать, как в действии поклона соединяются три равенства
(а еще, что "китайские" иероглифы никакие не китайские , и тем более не языческие, а все наши)
-----------------
P.S. Если зазорно кланяться и ангелам, а бесам - отвратительно, то почему же мы кланяемся людям?
Устав даже повелевает монаху кланяться игумену перед всяким делом.
Очевидно, что в священноначалии мы кланяемся не самому человеку, но Духу Святому, почивающему на нем через рукоположение - так кланялся и Моисей при Купине не ангелу, а Богу, почивавшему в нем.
Но и любому человеку у нас на Руси не стеснялись кланяться, как Образу Божию.
Journal information