ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Три равности поклона.

В предыдуще статье о трех равенствах, скрытых в словах языка - существительном, прилагательном и глаголе - внимательный и придирчивый читатель вполне мог возразить:
"Постойте, как это любой глагол предполагает уравнивающее действие?
Есть же глагол, обозначающий наоборот, самое униженное действие
Это "кланяться".
Суть любого поклона заключается в том, что кланяющийся демонстрирует (и даже увеличивает) разницу между собой и тем, кому он кланяется.

Между тем если внимательно посмотреть на суть действия "кланяться", то можно действительно обнаружить его особенность.
Но не в том, что он - исключение.
Он содержит в себе все три равенства - равенства сущности, равенства подобия и равенства соединения в действии.

И о каждом из них стоит поговорить отдельно.







Итак, что делают все эти люди?
Кланяются.

Но что значит "кланяться"?
Зачем они это делают ? В чем смысл?

Ответ мы находим у св.Иоанна Златоуста.

"Когда услышишь, что на всей земле был один язык , разумей и ты, в свою очередь, человеческую природу.
Этим Писание напоминает нам о собственном нашем ничтожестве, потому что великое благо – рассматривать свое сродство, и знать, из чего мы состав­лены. Рассматривание природы это, – достаточное учение о смиренно­мудрии; оно может укротить все страсти и произвести спокой­ствие в душе.

Поэтому некто предлагал такое увещание: внемли себе, размышляй о своей природе и ее устройстве, и этого до­вольно для тебя, чтобы постоянно смиряться (Втор.15:9).

По­тому праведный Авраам постоянно содержал в себе эту мысль и никогда не высокомудрствовал. Беседуя с Богом, имея пред Ним такое дерзновение и получив от Него сви­детельство своей добродетели, он говорил: я, прах и пепел (Быт.18:27).

И другой, желая усмирить человека надменного, не распространяется много, а только напоминает ему об его природе и сильно вразумляет его, так говоря: что гордится земля и пепел (Сир.10:9)?

Но ты говоришь мне о том, что оказывается после смерти?
Усмири его при жизни.
Те­перь он не знает, что он земля и пепел.
Он видит благо­образие тела, видит власть, услужливость льстецов, сопровож­дающих его тунеядцев, одевается в драгоценные одежды, облекается великими знаками власти, и этот призрак оболь­щает его и располагает забывать о природе.

Знаем, что мы земля и пепел, но знаем мы, смиренномудрствующие; а он не ожидает доказательства на это при кончине, не идет к могилам и гробницам предков, но смотрит на настоящее, ни­сколько не думая о будущем.
Научи же его еще здесь, что он земля и пепел. " (Беседа о неясности Ветхого Завета 69  https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1072 )

Итак, опять спросим - что делают эти люди на фотографии?

Внимательно рассматривают свою природу.
Первое равенство "кланяться" - это равенство существительного.
Точное соответствие природы.

Второе равенство "кланяться" - равенство подобия.
Люди бывают разные.
Высокие, маленькие, худые и полные, сановитые и презренные.
Но во время поклона они все становятся одинаковыми.
Вот что мы читаем в книге пророка Ионы
"И вѣ́роваша му́жiе Ниневі́йстiи богови, и заповѣ́даша по́стъ, и облеко́шася во вре́тища от­ вели́ка и́хъ да́же до ма́ла и́хъ.
И до́йде сло́во ко царю́ Ниневі́йскому, и воста́ съ престо́ла сво­его́ и све́рже ри́зы своя́ съ себе́, и облече́ся во вре́тище и сѣ́де на пе́пелѣ.
И проповѣ́дася и рече́но бы́сть въ Ниневі́и от­ царя́ и вельмо́жъ его́ глаго́лющихъ: человѣ́цы и ско́ти, и воло́ве и о́вцы да не вку́сятъ ничесо́же, ни да пасу́т­ся, ниже́ воды́ да пiю́тъ.
И облеко́шася во вре́тища человѣ́цы и ско́ти и возопи́ша при­­лѣ́жно къ Бо́гу, и воз­врати́ся кі́йждо от­ пути́ сво­его́ лука́ваго и от­ непра́вды су́щiя въ рука́хъ и́хъ, "

Поклонение Богу соединило всех враждующих и сравняло царя с нищим.

А вот что пишет апостол Павел:
"Тѣ́мже и Бо́гъ его́ превоз­несе́ и дарова́ ему́ и́мя, е́же па́че вся́каго и́мене,
да о и́мени Иису́совѣ вся́ко колѣ́но поклони́т­ся небе́сныхъ и земны́хъ и преиспо́днихъ,
и вся́къ язы́къ исповѣ́сть, я́ко Госпо́дь Иису́съ Христо́съ въ сла́ву Бо́га Отца́." (Фил. 2, 9-11)"

В поклонении Богу соединяется не только человечество , но само человечество соединяется с ангелами и даже с мертвыми, находящимися в аду.

Недаром и в Типиконе и во всех монашеских уставах заповедано, что никто не должен кланяться в церкви как ему захочется, но надо смотреть на игумена и старшую братию - когда они кланяются,тогда должны кланяться и все. "Кланяться" - это не просто действие почитания, но и действия соединения через подобие.

И следовательно - ЛЮБОЕ объединение человечества не через ПОКЛОНЕНИЕ ЕДИНОМУ ИСТИННОМУ БОГУ - как минимум обречено на провал.

Наконец, третье равенство - самое интересное.

Бог в Священном Писании постановил:
"Господу Богу твоему поклонишися и Тому Единому послужиши" (Мф 4,10).
Ангелы запрещают кланяться даже им, и прямо требуют, чтобы поклонение воздавалось только Богу. (Откр.19,10)

Почему?
Если кланяться - это 1)тождество природы и 2) тождество человечества, то какая разница - перед кем кланяться? Перед ангелами, перед сатаной, перед котом, перед идолами?

Кланяться - не действие, замкнутое на себе (как , например, дышать) . Кланяются КОМУ-то.
Более того - никому , кроме Бога.

Начнем с того, что время стоять на коленях - самое любимое время богослужения для детей и бабушек (тех, кто выстаивает всю службу на больных ногах).
Почему?
Это время отдохнуть и полежать.
И даже поспать.

Последнее вовсе не шутка.
Очень много святых заснули сном временной смерти именно во время земного поклона.Первый из них - преподобный Серафим Саровский. Многие подвижники засыпали во время земного поклона и в этом сне удостаивались видений и откровений.

Вот вам еще иероглифических совпадений:
Знак "Семь" 七 , как я уже показывал в статьях о славянском алфавите, совершенно очевидно соединяет иероглиф "один" как икону Бога и знак "покой".

И иероглиф "кланяться" , "поклоняться" выглядит следующим образом:

Его левая часть означает "Священный, божественный", правая - "покой".
"Кланяться" - "божественный покой".
Второе значение этого знака - богослужебный чин, обряд.
Например, крещение -
洗礼 формально переводится "Чин омовения".

Поклонение - это вхождение в Божественный покой.

Прошу внимательно прочитать следующий текст св.Григория Паламы, который прямо касается смысла поклонения.

"«И благослови Бог день седмый, и освяти его», сразу же указывает на причину благословения, повторяя то же самое: «Яко почи Бог от всех дел Своих, яже начат творити» (Быт.2:3).

Следовательно, есть такие дела Божия, которые Он не начинал творить, и творя которые не почил, как и Сам Господь открыл нам, говоря: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин.4:17).

Итак, Бог желая нам дать посильное ведение таковых именно дел, и показать, что именно их должно искать более, нежели всего чувственного, седьмой день, в который почил от творения чувственного мира, благословил и освятил, как некое возвращение, путем упокоения, от нижнего мира к тому, который принадлежит лучшей и сверхмирной сфере.

Потому что, сказать словами великого Дионисия: Бог, по преизбытку благости, бывает вне Самого Себя,

и вследствие сбережения всех свойств к сему во всем возвращается, согласно могущей перемещаться (экстатикин) сверхсущественной силе, которая и по существу имеет статистический характер (анэкфититон) Его Самого;

сошедши же человеколюбиво, насколько Он пожелал и насколько была в том необходимость, и сей наш чувственный мир создав в шесть дней, в седьмой – на свойственную Ему высоту, которую, однако, и не оставлял, Он, как это отвечало Божеству, возвратился (в Себя), и покой того дня более благословенным показал, научая и нас желать восходить, насколько возможно, в оный покой,

который заключается в нашем умном созерцании, и чрез него в восхождении нашей мысли к Богу.

К сему покою и Апостол ясно побуждает; потому что представив слова- сказанные Богом чрез Псалмопевца о народе Иудейском, именно: «Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой» (Пс.94:11), – он затем прибавляет: «Рече негде о седмом (дне) сице: и почи Бог в день седмый от всех дел Своих» (Евр.4:4). И несколько дальше: «Потщимся убо и мы внити во оный покой» (Евр.4:11); потому что тот, кто войдет, и сам почиет от своих трудов, как – Бог от Своих.

Но желаете ли узнать более ясно, в чем заключается этот покой и каким образом в него войдем? – Если мы усвоим те Божественные дела, которые, будучи безначальными, не могут характеризоваться, как «начатые», но которые ничего не имеют с чувственным миром; итак, если мы усвоим эти дета, то еще более уясним значение сего покоя и вхождения в него.

Какие же это дела?

Пусть поможет нам в сем деле Псалмопевец, пишущий так о Боге: "Дела рук Его истина и суд» (Пс.110:7). Значит, дело Божие не имеющее конца заключается в ведении всего существующего и в предведении будущего, которое если бы кто назвал «Истиною», не погрешил бы в наименовании, Дело Божие безначальное и нескончаемое есть суждение и предведение; потому что все существующее и прежде своего существования нуждалось в божественном предведении и суждении, чтобы могло придти в бытие;

и после осуществления – дабы оно со временем не погибло, но, в одном случае, со временем изменилось бы для своей или универсальной пользы, или, в другом случае, пребывало бы неизменным. Безначальное дело Божие заключается в внимании Себе; ибо безначально Он был подвигнут к самосозерцанию.

Воистину, кто, здраво исследуя, мог бы привести многое, относящееся к сему. И каждый из нас, братие, уклоняясь от приземляющих и весьма мучащих забот и соответственных им дел, да представит свой слух, внимая учению Духа; прежде всего, он будет похвален Господом, Который Марфу, заботящуюся о многом, хотя Ее забота и была о Нем, не одобрил; "Мария же", говорит, которая сидела возле и внимала словам учения, «благую часть избра, яже не отъимется от нея» (Лк.10:42).

Видишь ли дело не имеющее упокоения?

А затем, восприемлющий в уме сии слова учения Духа и упражняющий в них ум, и в разуме души предпочитающий их всякой иной страсти и земному помыслу, и вследствие сего и сам проявляющий заботу о своей жизни, чтобы спастись, и сам возымеет дело, именно Истину и суждение, в своем сердце, как говорит Псалмопевец Пророк, «глаголя Истину».

Когда же и от всякого рассуждения, хотя бы оно было и доброе, отведешь твой ум и весь соберешь его в самого себя, достигая это путем упорного внимания и непрестанной молитвы, то тогда, таким образом, внидешь и ты в божественный покой и улучишь благословение седьмого дня, пребывая в самосозерцании, и чрез самосозерцание возводим будучи к Богозрению.

Ибо, говорят, что исход (результат) молитвы заключается в восхищении души к Богу."

Как это и было у преподобного Серафима Саровского.

Каким же образом происходит этот вход в божественный покой?
И тут снова мы возвращаемся к первому равенству. Земной поклон - это сравнение с землей.
Сравнивая себя с землей, человек входит в Божественный покой.
т.е. никак иначе как через смирение.

Это подтверждает Откровение:
"И егда́ да́ша живо́тная сла́ву и че́сть и благодаре́нiе сѣдя́щему на престо́лѣ, живу́щему во вѣ́ки вѣко́въ,
падо́ша два́десять и четы́ри ста́рцы предъ сѣдя́щимъ на престо́лѣ, и поклони́шася живу́щему во вѣ́ки вѣко́въ, и положи́ша вѣнцы́ своя́ предъ престо́ломъ, глаго́люще:
досто́инъ еси́, Го́споди, прiя́ти сла́ву и че́сть и си́лу, я́ко ты́ еси́ созда́лъ вся́ческая, и во́лею тво­е́ю су́ть, и сотворе́на." (Откр. 4, 9-11)

Лекции о смирении мне читать неуместно, у меня другая задача - показать, как в действии поклона соединяются три равенства

(а еще, что "китайские" иероглифы никакие не китайские , и тем более не языческие, а все наши)

-----------------
P.S. Если зазорно кланяться и ангелам, а бесам - отвратительно, то почему же мы кланяемся людям?
Устав даже повелевает монаху кланяться игумену перед всяким делом.
Очевидно, что в священноначалии мы кланяемся не самому человеку, но Духу Святому, почивающему на нем через рукоположение - так кланялся и Моисей при Купине не ангелу, а Богу, почивавшему в нем.
Но и любому человеку у нас на Руси не стеснялись кланяться, как Образу Божию.

Tags: Секретные материалы, церковно-славянский
Subscribe

  • Буддизм как учение сатаны.

    Из завещания Гунавармана (одного из проповедников буддизма в Китае) "Нужно правильно знать пути созерцания; Их можно назвать, но нельзя…

  • Мухосранская Мнишек.

    Дочка "итальянского дипломата, который занимался совместными с Россией религиозными проектами" , с 10 минуты первого интервью ставит…

  • Папизм - мать язычества

    Русский, совершивший вероотступничество и возлюбивший папу, в качестве католического ксендза хвалит изобретателя язычества за изобретение язычества.…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments