ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

О вреде чтения патрологических диссертаций.

Каждая вещь имеет свое предназначение.
Вилкой кушают.
Кепку надевают на голову.
На стуле сидят.

Если вы увидите , как человек засунул вилку себе в ухо, в кепке варит борщ, а стулом пытается убить муху, вам не надо будет доказывать, что у него что-то с головой.  Это очевидно из самого неправильного (точнее сказать - без-чинного) употребления вещи.

Книги святых отцов - это тоже вещь.
И она имеет вполне конкретное предназначение.
Писавший их предполагал, что эту книгу надо читать, ее содержание надо понять и использовать в своей жизни, как свой личный опыт.
Когда св.Иоанн Златоуст говорил свои речи, он их говорил для того, чтобы их содержание входило в душу и становилось делом.
Он не говорил их для того, чтобы высокоученый муж из надерганных обрывков этих речей делал себе ученую степень и тем более - чтобы зарабатывал этим себе денюжку через издательство книги.

Любая ученая книжка а-ля "Пути русского богословия" Флоровского или кандидатская диссертация типа "Антропология  святого Григория Паламы" хотя и выглядят солидно и даже доставляют читающему совершенно фальшивое ощущение своей образованности и погруженности в святоотеческое учение, но на самом деле есть не что иное , как вилка воткнутая себе в ухо,  и кепка с налитым борщом.

Более того, они отчуждают человека от учения святого , а не приобщают к нему, ибо и автор и читатель выступают не в роли ученика , а в роли судьи. Человек получает голое безжизненное знание (зачастую фальшивое) о некоей компиляции аспектов, которые будто бы заключают в себе учение святого , о котором выносится приговор. И это знание не в состоянии оказать никакого влияния на жизнь читателя, потому что
1) это не учение святого, а сциентический свод самовольно выбранных тезисов
2) уничтожается благоговение , святой и его сочинения превращаются в препарат, в подопытный материал
3) разрушается связь учитель-ученик
4) разрушается доверие к сказанному как истинному - и выпячивается личный, частный характер учения святого.

И таким образом - следовать нечему (ибо от живого зерна Святого Духа остался сухой мертвый конструкт) , незачем (ибо это не вопрос жизни и смерти, а предмет кабинетных дискуссий) , некому (ибо это какой-то древний чужой дядька, хоть и святой,  а не близкий  и заботливый учитель) , и вообще неправда - потому что это было его частное богословское мнение в определенных исторических условиях, а у нас современный мир со своими задачами и вопросами.

Это не наука, а  компиляция недолжного, безчинного и беспорядочного употребления книг.

То, что именно за это дают ученые степени и нарекают богословами - характеризует духовные учебные заведения как разновидность дома для умалишенных.

(это разумеется , не относится к справочным и энциклопедическим компиляциям по подобию Мириовивлиона св.Фотия или "Исторического учения" владыки Филарета Черниговского)





Tags: В лоб, сциентизм
Subscribe

  • Из кунсткамеры.

    Цитата Самое смешное тут в то, что бесполезное занятие пытаться объяснить сциентисту, что в действительности все прямо наоборот. С точки зрения…

  • Буддизм как учение сатаны.

    Из завещания Гунавармана (одного из проповедников буддизма в Китае) "Нужно правильно знать пути созерцания; Их можно назвать, но нельзя…

  • Имена

    Фотобатоло Фотоешэ Бимолоча Шилимотоло У китайских буддийских миссионеров даже имена такие, что ни в жизнь не подумаешь, что это китайское. А…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments