ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

О сциентической патрологии

Так называемое духовное академическое образование и научные патрологические труды представляют собой высокую опасность, которая крайне незаметна ,но может практически на нет свести всякую пользу от святоотеческого наследия, мгновенно превратив его в груду тлеющего хлама - примерно как неспособность есть мгновенно превращает самую изобильную трапезу в груду бессмысленной биомассы.

Это высокоумные и снисходительные суждения про "греков" и "латинян" у православных отцов - а также про "антиохийские и "александрийские" школы, "критический анализ расхождений" и "разбор ошибок".

Принимающий в душу такой ядовитый взгляд говорит не что иное , как то ,


что Богопознание заключается не в духовной жизни , не в личных взаимоотношениях конкретного человека и Бога - а в том откуда он родом и какую школу закончил. А между тем Господь самим примером Своих Апостолов , набранных цинично из самых необразованных людей да еще с вполным впечатлением первых встречных (буквально - шел мимо мытаря- "пошли со Мной". Шел мимо рыбаков - "пошли со Мной", шел мимо жениха на свадьбе - "пошли со Мной") - показал, что все это пыль и фантазмы, не стоящие ни грамма внимания.

Нет, конечно , образование имеет свою чисто душевную и общественную роль - но НЕ ДАЕТ НИКАКОГО ДУХОВНОГО преимущества. Господь пользовался и внешним образованием у святых вселенских учителей , но кому взбредет голову говорить, что богословие св.Василия Великого (классическое высочайшее возможное) выше богословия св.Антония Великого (который не умел ни читать ни писать), да еще на этом основании будет велепустословить о разнице между "греками" и "египтянами"?

Правильно, только сциенисты.
Но достаточно задать только один вопрос - а кто круче Богослов - святой Григорий Палама или преподобный Сергий Радонежский - чтобы они заткнулись навсегда.

Без сомнения, есть книжки более высокого созерцательного направления , а есть книжки простые и направленные к новоначальным . И у святых отцов греческих первых намного больше чем у русских или латинских или грузинских или сербских святых. Но выводить из этого пустопорожнюю сциентическую болтовню о богословском превосходстве греков (или латинян) над прочими нациями - это не просто впадать в ошибку- это совершенно выпадать из христианства в кровяное языческое паганство (что в свое время продемонстрировал римский папа, а ныне совершает Фанар)

Не менее отвратительна и уже набившая мозоль на мозг возня над мнимыми ошибками и заблуждениями святых отцов - вроде филиоквы с безусловным предопределением у блаженного Августина или учения о всеобщем апокатастасисе у св.Григория Нисского или монофизитства у св.Кирилла Александрийского.

Эта возня происходит исключительно от того, что сциентическая патрология по своей природе - разлагающей, гноящей силы - направлена на некую злую классификацию, разделение. Для своего существования ей крайне необходимо не просто найти различие между учением св.Августина и св.Василия Великого - но раздуть его до существования Различных Школ - "антиохийской", "александрийской", "медиоланской", "африканской" - а желательно вообще поставить всех святых отцов на грань того, что они были еретиками.

В ход идет все - ложные переводы, неправильные трактовки, перекручивание особенностей речи, вырывание из контекста. Особенно любимы сциентизмом формально неоспоримые противоречия (вроде того, что св.Димитрий Ростовский говорил о том, что следы даже от залеченного греха остаются на душе в вечность и душа помнит чем прогневала Господа, а св.Паисий Святогорец, якобы напротив говорит , что Бог сотрет из ее памяти все соделанные грехи, иначе она не сможет быть блаженной).

Мне уже приходилось показывать, что мнимые противоречия происходит от того, что святые , созерцая истинную действительность с разных точек зрения говорят разное об одном и том же . Как мы глядя двумя глазами видим разную картинку. Как два вида на чертеже могут входить в видимое противоречие , оставаясь при этом внутренне достоверными и связанными. В конце концов - как Бог одновременно может быть Троичным и Единым.

-------------------------------------------

Все это существует только потому, что если это все убрать - вся сциентическая патрология - все бредословия Флоровских, Мейендорфов, Кернов - исчезнет, как лопается мыльный пузырь.

Ближайший их аналог - больной ребенок, который не в состоянии есть, поэтому сидит и ковыряется уныло вилкой в тарелке, отделяя макароны (которые он не хочет кушать) от мяса (которое он тоже не хочет кушать)

Сциентической патрологией занимаются только люди, которые не желают жить по завещанному святыми отцами, а желают ковыряться в них вилкой.

Если бы они пожелали, то внезапно оказалось бы, что для всей их жизни не то что св.Григорий Палама или блаженный Августин - "Катехизис" Митрополита Филарета или "Алфавит духовный" св.Димитрия является недостижимой высотой.

Tags: Златоуст атакует, сциентизм
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments