ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Культурный человек ходит на выставки.

Из комментариев:

metaspector "

В Суздале в палатах кремля есть выставка икон. Предполагается, что турист должен пробежать с десяток залов за час-полтора. А потом - прыг в автобус и за новыми впечатлениями. По мне так изъять бы их из музея этого - и разместить по храмам и монастырям. Икона - это всё же сугубо специальный инструмент, созданный под конкретную задачу, а не портрет для услаждения взора скучающего буржуа." https://ortheos.livejournal.com/2078363.html?thread=15342235#t15342235

Сама культурная манера посещения выставок имеет генетическое свойство с английской традицией туристических маршрутов по барам и пивным ,  итальянской  "гурман-туризма" , да и туризмом и трэвел-блоггингом вообще
Как гурман-турист идет в ресторан не поесть (пусть и вкусную пищу), а испытать новые впечатления, так и во всех остальных случаев.
Это не естественный процесс, вернее , противоестественный.
И имеет ту же природу, что сребролюбие , блуд , женский шоппинг и сциентизм
Сребролюбец зарабатывает доллар, но в ту же секунду он его начинает презирать.
Дама покупает классные туфли и в ту же секунду они становятся старыми и для нее неинтересными.
Блудник совокупляется с красивой женщиной и в ту же секунду она становится ему противна.
Сциентист узнает "закон природы" и в ту же секунду он уже ему становится неинтересен, банален и скучен.

Так и турист - он тратит время, деньги и здоровье ради чего?
Ради получения впечатления.
Ок. Ты его получил. Возвращайся домой.
Но он тут же бежит за другим впечатлением, которое .... перезатирает первое, оставляя от него какие-то несвязные обрывки.
Чтобы сразу перезатереться новым впечатлением.
В конце тура у него остается только хаос обрывков впечатлений - и он доволен. Именно за хаосом, за мусором он и ехал.

Точно так же и шлянец по выставкам и музеям.
Он получает впечатление от картины, тут же переходит к другой картине, перезатирает себе впечатление от первой - и опять в конце выносит из морга для картин обрывки впечатлений - как куски от развалившихся тел.

Здравая, давно забытая традиция цивилизованных, культурных народов состоит в неспешном, спокойном и вдумчивом впечатлении.
В Церкви иконы имеют локальное и непостоянное освещение от свечей и лампад. Для того, чтобы рассмотреть икону, надо подойти к ней близко .
Традиционный полумрак храмов через тень создает разграничение пространств для икон и зрителей их , а устав Церкви, который запрещает переходить с места на место во время богослужения, фиксирует зрительное впечатление человека.

Традиционная восточная живопись - монохромная тушью, укиё-э и т.д. при всей своей смысловой противоположности (икона есть временное изображение вечности, китайский пейзаж есть музыкальная композиция в туши, а  японская гравюра- это долговременная фиксация мгновенно пролетевшего навсегда момента)  имела изначально тот же самый здравый подход.

Картины, хранимые у вельмож , при храмах или монастырях  или во дворце императора ,выставлялись по одной в определенный день - редко больше, и то с тщательным подбором по смыслу .

Хотя православный устав выносить дневные иконы на средину храма преследует не эстетические, а духовные цели, при этом он  мимоходом он осуществляет то, что в дальневосточной культуре считалось основным принципом гармонии и красоты, который ярче всего выразил знаменитый Рикю , когда оборвал все хризантемы в саду, кроме одной.

Принцип, совершенно неизвестный варварской   католической  Европе, которая красотой считает нагромождение награбленного.

Tags: католицид
Subscribe
promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments