1) Седьмой вселенский собор постановил: "Кто уничижает какое либо предание церковное, писанное ли то, или неписанное, тому анафема!"
2) Далее : каким образом узнается что есть Предание, а что нет? Чтением святых отцов. Где мы встречаем согласие отцов, там Предание. Где частное, одиночное мнение, не согласное с другими или отдельное - там не Предание, а частное богословское мнение.
3) вывод : кто не следует тому или иному учению выраженному в согласии отцов ( то есть Преданию) - тому анафема! (далее по накатанной - значит тот еретик, а кто еретик, тот пойдет в ад).
Логично, не правда ли?
Однако, настораживает тот факт, что подобной логикой те святые отцы, мнение которых было частным и несогласным с "консенсусом" подобной логикой тоже предаются анафеме. Где ошибка?
ИМХО.
Логических ошибок несколько. Во-первых, поставлено с ног на голову отношение к творениям святых отцов и Преданию Церкви. НЕ творения святых отцов - источник Предания Церкви . Это не сырье для дистилляции Предания. Наоборот. Предание Церкви, Ее учение - источник творений святых отцов. Да, я познаю слова Духа по словам святых, потому что сам по грехам моим не способен к ним прямо, но ЭТО Я. А Церковь НЕ составляет Свое понятие о Предании на основании святых отцов, а наоборот, утверждает, что тот или иной святой - учитель Церкви на основании того, насколько его творения соответствовали Ее Преданию. Причинно-следственные связи поставлены с ног на голову.
Далее, существование согласия отцов не есть необходимая причина анафематствования всех остальных точек зрения. Потому что Истина может присутствовать и в частных мнениях, особенно по поводу очень специфических вопросов. И потому что таким образом подвергаются анафеме люди,уже прославленные Церковью. Когда ревнитель предает анафеме человека, который последует частному мнению некоего святого отца, то возникает вопрос: каким образом тогда не подвергся анафеме тот святой отец?
Вселенские соборы действительно, рассматривали творения святых отцов, вынося свое решение об отлучении того или иного учения, даже .того или иного человека Но это - ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ. На каком основании миряне или даже клирики пытаются делать то, что имеет власть делать только Собор? Постановление VII Вселенского Собора - не индульгенция, не "фас" на раскрытие и анафематствование еретиков. Это констатация факта, что нельзя идти против Церкви, против уже существующего и древнего всем известного Предания.
Вселенский собор признал , что противящиеся Преданию подлежат анафеме, но не дал власти мирянам определять, что есть Предание и отлучать тех, кто не согласен с их определениями.
Journal information