ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Куда делось милосердие Творца?

Вечные муки диавола и предавшихся злу людей не просто совместимы с милосердием и благостью  Творца. Как ни парадоксально , они есть результат Его благости.  Если бы они не были вечными, то Он не был бы благ.

Все нижеследующее является продуктом частной мыслительной деятельности и не претендует на святость, безгрешность и доказуемость. Опровержение ниже приведенной точки зрения  на основании учения Церкви, Писания и святых отцов всячески приветствуются

Прежде чем рассмотреть этот вопрос, необходимо вспомнить и твердо держаться учения святых отцов о различии естества и ипостаси -  личности.   У всех людей одна природа, человеческая. У ангелов естество ангелов. Но у Пети и Васи разные личности, хотя одна человеческая природа. Также необходимо твердо помнить, что ВОЛЯ человека - это принадлежность природы , а не личности ( шестой вселенский собор). Также примем за основу учение святых отцов, что личность человека - это образ и подобие Ипостаси Сына . И образ этот состоит в первую очередь в свободе выбора.

Загадка, каким образом  вечные муки могут быть следствием благости Творца , лежит, как не странно, в другой загадке. В разнице между судьбой диавола, захотевшего стать как Бог, и человека, соблазненного словами "будете яко бози". Загадка состоит в том, что Господь всячески спасает человека и прощает ему все грехи, если он в них раскаивается, а диавола не прощает и ведет с ним беспощадную войну на уничтожение вплоть до пролития Своей Крови.  Святые по разному отвечали на эту загадку. Одни говорят, что Господь милует людей, потому что они не только дух, но привязаны к материи, поэтому Он оставил им время на покаяние, а диавол, как нематериальный дух не был пощажен. Другие говорят , что Господь пожалел человека, потому что искушение пришло к нему извне, а диавол сам для себя был источником искушения. Третьи, наконец, утверждают , что преступления были различны - диавол захотел стать богом , а Еву хотя и искушали "будете яко бози", но мотивы ее преступления были совсем в другом  :"И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
(Книга Бытие 3:6)
. То есть не самообожение, а чревоугодие и любопытство. Совсем четвертые даже рассуждают, что Господь помиловал человека ради Адама, который пошел за Евой , чтобы Господь ее не погубил - разделив ее судьбу ( последующее безобразное сваливание всей вины на Еву и на Творца есть результат уже измененного от вкушения от древа характера Адама).

Как бы то ни было, судьбы у человека и диавола были различны. И различие это заслуживает очень пристального внимания. Дело в том, что Адам умер не через 900 лет после изгнания из рая. Он умер в то самое мгновение, когда преступил заповедь.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Книга Бытие 3:7)
Тот жуткий взгляд широко открытых глаз у новопреставленного человека , от которого не по себе живым (настолько не по себе, что открытые глаза покойника - самый распространенный прием сюжетов ужасов - начиная с Вия) - это и есть взгляд Адама, познавшего, что он наг.  Если бы Господь судил человека так же, как он судил диавола, на этом бы все и закончилось. Человек умер бы , как умер диавол.

Диавол действительно мертв, мертв намного раньше человека. Но его смерть совсем другая. Зло, как результат свободного выбора личности, поразила его личность. Его личность была разрушена его преступлением. Он потерял свободу выбора.  Личность без свободы выбора - это труп личности. Есть одно любопытное подтверждение этого. У диавола нет имени. Имя - это атрибут личности. Писание ангелов света называет по именам - Михаил, Рафаил, Гавриил ( хотя это всего лишь "переводы" их настоящих имен которые "чудны" , на человеческий язык).  У диавола много эпитетов - сатана, диавол, левиафан, багамут, князь тьмы, князь века сего, дракон, змей - и ни одного имени. Нет имени и у падших ангелов, последовавших за диаволом. Когда Господь изгонял демонов из гадаринского бесноватого, он спросил  :"как тебе имя?" и бесы ответили "легион, потому что много бесов вошло в него".  У них не было имени.  Потому что имя может быть только у личности. У трупа имени нет.  ( кстати, поэтому средневековая католическая демонология, в которой заклинатели тщательно узнавали имена бесов, записывали их и приписывали им ту или иную область влияния - на мой взгляд, не больше, чем издевательство духа зла над ними). Разумеется, нельзя сказать ,что осталась только какая-то стихия зла. Диавол обладает волей, разумом, силой, мыслью. Это свойства ангельской природы. Разрушена только его личность. Денницы, Которого Господь мог бы пожалеть, просто уже не существует. Это труп Денницы, заключающий в себе зло - как отсутствие света. Отсюда и беспощадность Творца по отношению к нему.

Что же произошло с человеком? Господь совершает нечто непонятное и удивительное. Он подставляет под удар зла  Себя. Он не позволил злу овладеть личностью людей. Он перенаправляет его в человеческое естество.  В результате падения диавола разрушилась личность диавола и сохранилось ангельское естество, в результате падения человека разрушилось человеческое естество и сохранилась человеческая личность , по крайней мере главное в ней - свобода выбора. Господь подставил себя под удар греха вместо Адама. Только этот удар пришелся на Него  не в Эдеме, а на  Голгофе. Причины этого непостижимы. Есть предположение,  что это потому, что человеческое естество - под Его властью. И Он может восстановить его в любой момент. А  свобода выбора находится под властью исключительно  личности. Это единственное "место" в мире, которое  не под Его властью, по Его же собственному дару. Если бы Он позволил разрушиться личности Адама и личности Евы, на этом все было бы кончено.

Но Он совершает и нечто еще более невероятное. Ради Адама в момент его преступления Он жертвует всем тварным миром. Если бы смерть естества коснулась только человека,  человек не просуществовал бы и одной минуты. Как измененное падшее естество могло жить в  бессмертной среде? Человек начал подвергаться энтропии, для него сам воздух, еда, вода, одежда, остававшиеся бессмертными и нетленными были только усугублением смерти. Сам Господь говорит : "Не вливают вина нового в ветхие мехи. И вино прольется, и мехи погибнут".  Он говорит по другому поводу, но это то, что Он сделал для человека. Чтобы обветшавшие мехи могли вмещать вино, он сделал новое вино старым. Он не пощадил всего  Своего  творения ( кроме ангельского мира, непричастного человеку),  чтобы Адам мог жить. Именно для этого и приведен рассказ о творении в книге Бытия. Это не удовлетворение праздного любопытства физиков. Это рассказ матери о том, что она отдала , чтобы спасти своего сына.  Именно поэтому в том числе там нет ни слова о творении и бытии ангельского мира - потому что это не относится к нашему спасению.  Именно поэтому Он ставит херувима с обращающимся оружием на границе Эдема, чтобы воспрепятствовать Адаму вход. То, что раньше для него было источником жизни  теперь будет вечной смертью. Это не месть и не наказание, это спасение.

Итак, Творец сохранил человеку его личность, отдав жалу греха человеческое естество. Но зло , как отвержение добра , находится не в естестве человека. Оно находится в человеческой личности. Сохранив мне  личность и свободу выбора, Он дал мне возможность изгнать грех. Да, естество падшее, воля естества удобопреклонна ко злу. Но свобода выбора осталась. Свобода выбора остается до самого разлучения души от тела. Более того, она остается даже после него. Иначе не было бы возможно изменение моей участи по молитвам Церкви. Но после разлучения души от тела уже невозможно сделать выбор - я  сам уже не смогу перейти от богача к Лазарю. Почему?  В момент физической смерти происходит  окончательное разрушение человеческого естества. Вместе с ним разрушается и воля, как свойство естества. Я  сохраняю свободу выбора, как свойство личности, но не могу ее реализовать, так как у меня уже нет воли, как свойства естества.  Свободу выбора позволяет реализовать воля Церкви. Воля людей, молящихся обо мне.

Ошибка сторонников теории всеобщего спасительного  ликования и "ни одного грешника в аду" заключается в том, что они понимают посмертную участь человека, как вариант уголовно процессуальных процедур  суда Российской Федерации. Мол, после смерти человека рассматривается его дело, душу помещают в СИЗО, а потом всех выпустят ненадолго для оглашения окончательного приговора, потом праведников - в ликование, а грешников - обратно в камеры. Но праведники будут умолять благость Божию, и в конце концов всем наступит полная амнистия. Господь скажет "ну ладно, помучались грешники - и хорош".  При этом они ссылаются на действительно распространенное среди самых великих учителей Церкви и святых учение о всеобщем восстановлении ( апокатастасисе).

И это совсем зря. Потому что восстановление естества и восстановление личности - разные вещи. Все святые, которые говорили об апокатастасисе , говорили о восстановлении естества. А не конкретных личностей. И у святых особого благодушия по поводу апокатастасиса не видно. Напротив. Святой Иоанн Златоуст в толковании на 1 послание к Коринфянам говорит об апокатастасисе не в смысле "народ, хватит переживать - придет Господь, наступит общий апокатастасис - и все будет замечательно." Он говорит "Не поленимся же помогать умершим приносить за них молитвы, потому что предстоит общее очищение вселенной. " Если бы очищение вселенной означало всеобщее спасение  , то ему бы следовало сказать "  зачем нам молиться об умерших, ведь предстоит общее очищение вселенной"? Зачем ремонтировать  машину, если через час придет мастер по ремонту?  Но Златоуст говорит другое - быстрее ремонтируйте  машины, потому что будет всеобщее очищение. Потому что со сломанными  машинами будет разговаривать магнитная дробилка и примет их не гараж, а свалка.

Пророк Исайя не напрасно говорит "Что вы призываете День Господень, а он - не свет, а тьма"? Это сказано как раз тем, кто считает, что апокатастасис - это всеобщий свет и амнистия всем грешникам. Не напрасно говорит Спаситель , что сотворшии благая воскреснут в воскресение живота, а сотворшии злая - в воскресение суда . Не два будет воскресения, как толкуют" свидетели иеговы"и хилиасты. Это одно и то же всеобщее воскресение . Но для одних это будет свет, для других - тьма. Для одних - жизнь, для других - смерть.  Именно апокатастасис и является причиной вечных мук. И именно он назван "второй смертью". Второй смертью для людей, уже умерших первой.

Первая смерть произошла в Эдеме и состояла в разрушении человеческой природы. Вторая смерть - на Страшном Суде - смерть аналогичная смерти диавола. Именно поэтому я разделяю участь диавола в огненном озере.  И состоит она, как уже было сказано,  в разрушении моей личности . Сознание , воля, чувства - как свойства восстановленного естества - сохранятся и станут бессмертными и неумирающими. Личность будет разрушена. Тот, кто имел ( подобие Богу) , тот приумножит его. Я не имел - потеряю и то, что имел - образ Божий - образ Личности Сына -   в том числе свободу выбора.


И разрушение это  как раз и есть следствие благости Творца.

Благость - это отсутствие зла. Истребление зла. Зло - это отсутствие добра. Зло не существует иначе, как в личности, как в свободе выбора. Как тьма в яркий солнечный день существует только внутри полого глиняного шара. Чтобы изгнать тьму из полого шара , есть только один способ - разбить его. Чтобы уничтожить зло, которое прячет свобода выбора , есть только один способ - уничтожить свободу выбора. А это и значит смерть личности .  Зло будет уничтожено. И я, прятавший  зло внутри себя, умру.  Я буду бессмертен - по естеству . Я буду чувствовать муки, я буду желать добра, искать войти в Царство, у меня будет восстановлена воля. Потому что все это - следствие восстановления естества. Одна проблема. Меня уже не будет. Я мертв - по личности.  Святые молились бы обо мне, но молиться уже не о ком. Орфеоса уже нет. Есть труп  Орфеоса. Никто в здравом уме не молится , чтобы Господь сделал трупу хорошо. Это просто бессмысленно. Никто не будет молиться о том, чтобы Господь вернул личность Орфеоса. Потому что это означает возвращение зла. Склеенный глиняный шар снова будет абсолютно черен внутри. И это будет повторением того, что уже было. Возвращение  злого Орфеоса  означает прекращение вечного блаженства праведников, потому что если восстановление человеческого естества было связано с разрушением личности грешников, то восстановление личности грешников означает новое разрушение человеческого естества - и снова падение всего мира. Это все уже было .И если бы это могло помочь мне, то помогло бы , пока я еще был жив и писал в ЖЖ.  Именно про это говорят святые отцы, что если муки грешников не вечны, то не вечно и блаженство праведников.

Tags: ?, Будущее покажет, Совсем обнаглел, графоманство
Subscribe

  • Ремня академику.

    Почти физически тошнит от переводов академика Лихачева. "Повесть о взятии Царьграда" В первом же предложении. В тексте: "В лѣто…

  • О явлении на кладбище Александро-Невской Лавры.

    Листая журнал melissa_12, чтобы быть в курсе последних бизнес-проектов "собора православных мирян" (не хочу пропустить момент,…

  • Завоевание.

    "Установился порядок, по которому повелевающий город путем мирных отношений налагает на покоренные народы не только иго, но и свой язык".…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

  • Ремня академику.

    Почти физически тошнит от переводов академика Лихачева. "Повесть о взятии Царьграда" В первом же предложении. В тексте: "В лѣто…

  • О явлении на кладбище Александро-Невской Лавры.

    Листая журнал melissa_12, чтобы быть в курсе последних бизнес-проектов "собора православных мирян" (не хочу пропустить момент,…

  • Завоевание.

    "Установился порядок, по которому повелевающий город путем мирных отношений налагает на покоренные народы не только иго, но и свой язык".…