ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

О чтении книг.

То презрение и какое-то внутреннее чувство отвращения, которое существует у многих выпускников духовных школ к Житиям Святых (и в сердечной глубине - ко всем священным книгам, включая Священное Писание) , имеет своим источником не только сциентический гипноз, распространяемый профессорами.

Это чувство мне тоже знакомо не по-наслышке, сам им болел, поэтому до некоторой степени имею представление, откудо оно происходит и главное- что с ним делать.

Главная причина в том, что...

Главная причина в том, что мы не умеем читать.
Да-да. Мы, все с высшим образованием, способные прочитать страницу за две секунды - мы НЕ УМЕЕМ ЧИТАТЬ.
Мы даже понятия не имеем, что такое "ЧИТАТЬ".
Для нас "читать" - это значит получать информацию из графического кода.
"Получать информацию из графического кода" имеет такое же отношение к "читать", как жевание жвачки  к обеду

Или еще проще.
Если вы подошли к пианино и брякнули всеми пальцами по клавишам. Вы сыграли на пианино?
Вы извлекли звук, но вы не умеете в музыку.
Если вы считаете, что это музыка, то вы не имеете ни малейшего представления, что такое музыка.

Эта полбеды еще была усугублена советской школой, в которой (думаю, да и сейчас), умение читать составлялось в КОЛИЧЕСТВЕ ПРОЧИТАННЫХ СЛОВ ИЛИ СТРАНИЦ В МИНУТУ.

Я помню даже совершенно дебильные соревнования - кто быстрее прочитает текст и потом расскажет, о чем речь.
Это такое же дебильное соревнование, как - кто быстрее и больше съест бутербродов.
С одинаковым последствием.

Бутербродоеды безнадежно убивают систему пищеварения.
Сциентическая школа безнадежно убивает систему умоварения.
Прошедший ее становится инвалидом.
Он начинает читать все книги с одной целью - быстрее, как можно быстрее, узнать сюжет, что там нового, быстрее, чтобы потом "прочитать" еще одну книгу, а потом хвастаться (или просто надмеваться)своей "начитанностью". Он глотает диалоги, пролистывает описания, пропускает отступления.

И знаете что?
Он прав.

Те книги, которые он читает,  другого обращения не заслуживают.
Диалоги можно кастрировать, описания- мусор, потому что предназначены только для того, чтобы автору  блеснуть красноречием, а отступления - тщеславная пустышка ума.
И их справедливо опускают, потому что они - мертвый груз для мертвецов.

Изуродованный, больной ум, насобаченный на одну - гнилую - пищу, совершенно не в состоянии перейти на здравое питание.
Примерно как привыкший к макдональдсам и чипсам будет реально мучаться ,корчиться и умирать от пшенной каши и щей.

Поэтому сама перспектива читать Священное Писание или Жития Святых для него - пытка.
Нет, разок он их прочитает и даже с удовольствием - чтобы сюжет узнать.
Половину - а то и больше- он пропустит - всех этих Авраамов роди Исаака - половину признает бессмысленной народной фантазией, оставшийся 1% он кое-как запомнит - ровно настолько, чтобы ничего не помнить, но на всю жизнь потерять интерес к повторному чтению.

И будет испытывать отвращение к своему собственному спасению и здоровью.
А если подключится бесовский сциентизм , то это будет не презрение уже, а каменное надгробие.

Это даже не чтение, а сатанинская противобожная прививка.

Что с этим всем делать человеку, который не хочет надгробий?
Во-первых, - без этого никуда - как ребенка принуждают к манной каше и котлетам, а не к конфетам - принуждать себя, пусть через силу , - ложечку за папу , ложечку за маму, ложечку за апостола Павла.

Во-вторых, пережевывать. Пережевывание прочитанного - ключевое отличие нечистого ума от чистого. Помните Моисеев Закон? Чистые животные - с раздвоенными пазноктями (т.е. копытами) и жующие жвачку. Все остальные - нечистые. Это не про животных речь, а про то, как надо читать книги.
Послушайте не меня, святого апостола Варнаву.

"Но Моисей также сказал: «ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку» (Лев 11:3). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? – Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. – Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века. Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это." (Послание Варнавы , гл. 10)

Что такое это "пережевывание" ?

Зачем мы пережевываем обычную пищу?
Во-первых, чтобы почувствовать ее вкус.
Если мы едим, не жуя, кусками, то мы не чувствуем вкуса пищи - она для нас как трава.
Насколько это важно?
Настолько, что многие больные гортанобесием едят только ради того, чтобы почувствовать вкус пищи.
Что такое вкус читаемых слов?
А что такое вкус пищи?
Это ощущения тела, которые доставляют удовольствие и побуждают к дальнейшей пище.
Мы даже оцениваем - вкусная пища или нет по тому, сколько ее съели. И попросили ли добавки.
Вкус чтения - это ощущение души от читаемого. Если слово доставляет радость душе и хочется читать еще- мы почувствовали вкус.

Был у нас на приходе (ныне покойный) протодиакон, который читал Евангелие так, что в храме стояла полная тишина - все слушали, боявшись пошевелиться или кашлянуть. И невозможно было не слышать читаемое, бродить мыслями по другим предметам. Как только о. протодиакон начинал читать Евангелие - ум словно магнитом притягивался и удерживался до последнего слова.

Его спросили как-то "отче, как вам это удается?" Он ответил - "Я читаю Евангелие так, как будто каждое Его слово выковано из медового золота" .Он не сам это выдумал - очевидно, что он на практике испытал сказанное пророком Давидом "Коль сладка гортани моему словеса Твоя - паче меда устом моим". Очевидно, что такое отношение применимо и к словам святых отцов, и к Четиям Минеям.

Во-вторых, мы дробим пищу на маленькие куски и смачиваем ее слюной, чтобы она превратилась в легко усваиваемую.
Что значит "легко усваиваемую?"
Это значит, что пиша становится нами.
Именно поэтому Бог сказал апостолу Петру в видении о язычниках - "заколи и ешь". По толкованию св.Иоанна Златоуста "заколи" означает - "пусть они перестанут быть язычниками", а "ешь"- "сделай их частью себя, т.е. Церкви".

Точно так же "пережевывание" слов есть не только ощущение духовного вкуса, но и приготовление их к тому, чтобы они стали частью нашей жизни, наших поступков, наших мыслей.  Пережеванные слова буквально должны становиться частью нашей души, как пережеванный хлеб становится частью нашего тела.

Откроем-ка любое место Священного Писания - наугад.
Например, "Бы́сть же въ то́ вре́мя, разболѣ́ся Езекі́а до сме́рти." (Ис. 38,1)
Пожалуйте, пережуйте.
Примените к своей жизни.
Ну как?
Получилось?

Челюсти слабые. Зубов нет.
Мы не можем жевать - т.е. у нас нет ни духовных сил, ни духовного опыта ,чтобы жевать "твердую пищу" -т.е. применять к своей жизни чистое, цельное Слово Божие

Вот тут и осознается жизненная необходимость Святых Отцов.

Открываем св.Иоанна Златоуста

"Не без умысла прибавляет пророк "в то время", но чтобы научить нас о причинах зла, так как часто у многих нечто доброе бывает причиной зла,что подтверждается и книгами Паралипоменон: и смирися Езекия от высоты сердца своего".

Езекия оказался при смерти, потому что вознеслось сердце его Божественным чудом уничтожения полчища Сеннахерима под стенами Иерусалима.

Видите? Как св.Иоанн разжевывает, подготавливает Слово к усвоению , применению к своей жизни?
И это важнейшее отличие святоотеческих толкований от напыщенного сциентического бреда а-ля игумен Арсений Соколов.
Святые отцы толкуют Священное Писание не чтобы похвастаться знанием, и у них не недержание словесного запора.
Они изъясняют с одной единственной целью - они разжевывают для нас, чтобы мы могли брать уже готовое и применять на практике.

В этих словах пророка Исайи ,казалось бы совсем к нам не относящимся, - вдруг открывается важный урок с совершенно наглядным примером  - как относиться к чудесам в нашей жизни. Предупреждение о том, что они могут послужить причиной нашей смерти.

И тут мы снова вернемся к тем книгам, которые обычно читают люди. Я сейчас даже не про мусор типа Гарри Поттера или "Войны престолов" с "Ведьмаком".
Возьмем солидную русскую и  мировую классику . Диккенса,  Толстого, Тургенева, Достоевского даже.

Допускают ли они в принципе такое чтение?
Нет.
Максимум, чего они допускают - это праздные и совершенно бесплодные фантасмагорические умствования, философствования на тему.
Да, я сейчас на Достоевского бочку накатил.
Великого русского писателя.
С прекрасными книгами.

Прекрасными и бесполезными, как пластиковая еда в витринах японских кафешек.
Они могут  быть поводом  для высокоинтеллектуальной тусни типа Малеровского "Катехона", но ни один человек в здравом уме и твердой памяти не станет каждое предложение "разжевывать", чтобы превратить в себя и в свою жизнь.
Да они и в принципе не предназначены , повторюсь, для такого чтения.
Они писались для испорченного умоварения.

Есть две вселенные - книги Святых Отцов с Писанием в центре на престоле  - книги написанные чтобы дать читающему жизнь - и жизнь Вечную.
 И  книги скоростного умоварения - написанные для убийства времени, пузырения философских пьянствований  и насыщения похоти новизны.

Я не отрицаю некоторой пользы - и даже духовной пользы некоторых последних книг.
Для многих Достоевский, Пушкин и Лесков стали ступеньками на пути в Церковь.

Но нельзя читать Писание и Жития Святых также, как читают романы.
Это в принципе разные процессы.
Общего в них только то, что и там и там есть графические символы, которые что-то означают.

Tags: Вещаю, Жития святых, Златоуст атакует, черное и белое.
Subscribe
promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments