Даже когда ты нечист и лишен уверенности в Боге, Ему твои молитвы угодны более, чем молитвы за тебя какого-либо святого и верующего, – потому что Бог не о Своей чести заботится, отталкивая тебя и принимая молитвы того, а только того желает Бог, чтобы ты был с Ним в дружественных сношениях.
Так, почему Он отверг молитвы пророка Иеремии, часто молившегося за иудеев?
Разве не потому, что пророк увещевал их, чтобы они сами изливали молитвы к Богу?
«Ты же не возноси за них молитвы, – говорит, – за этот народ», а потом прибавляет: «Не видишь ли, что они делают» (Иерем. 7:16, 17)?
Они, говорит, ни о чем не заботятся, а ты желаешь, плачешь, вопишь и взываешь.
Мы также молимся вместе со святыми, но наша надежда да будет великой и в наших молитвах.
Мытарь просил Бога не чрез кого-либо превосходнейшего, но сам мог столько, сколько тысяча праведных созерцателей, если бы они молились за него Богу.
Не говори: я не умею молиться, я недостоин, у меня нет веры;
выставляя причины недостоинства и молчания, ты показываешь большую необходимость молиться.
Ты недостоин, не имеешь веры?
Когда ты таков, то употребляй, как лекарство против зла, молитвы.
Слушай, что говорили три отрока: «И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя» (Дан.3:33).
Каким образом они не отверзали уст?
Однако уста были отверсты, они молились и получили.
И мы, подобно им, будем приступать к молитвам.
То, что ты говоришь мне, что ты недостоин и не имеешь веры, скажи Господу всяческих и скоро приобретешь веру.
Совесть твоя не позволяет смотреть с уверенностью на небо?
Но это послужило мытарю даже на пользу.
То, что ты считаешь препятствием для твоих молитв, это освящает твои молитвы."
(Св.Иоанн Златоуст, толкование на пророка Исайю.
Journal information