Когда мы жили прежде в Троицком Сергиевом монастыре , архимандрит Дионисий поручил мне церковь чудотворца Сергия, чтобы я там священнодействовал для мирян, поскольку вокруг монастыря в то время церквей не было - все было разорено язычниками (поляками-католиками - Орф.). А чтобы мне получать телесный покой, отвели мне небольшое место в каменной стене. И так я жил там и часто молился Богу и Пресвятой Богородицеи преподобным чудотворцам Сергию и Никону о милости Божией и посещении и избавлении от гнева, нашедшего на нас, видя что происходит вокруг, как многая кровь христианская проливается. Ибо хотя благодатию Божией и Москва и Троице-Сергиев монастырь от осады освободились, но в других городах продолжалось смятение. В одном христиане собирались воедино и побеждали поляков, а иногда и были побеждаемы, но некоторые малодушествовали - возвратившись к христианству, снова отступниками становились и присоединялись к поганым (язычникам - Орф.).
И все дороги тогда поганые (язычники) и изменники Руси захватили и по всем дорогам кровь христианскую проливали, как воду. И той беды невозможно и высказать.
И от многого горя я сел один раз в своей хизице (келье - Орф.) и согнувшись стал плакать и рыдать, размышляя в сердце своем, как в прежние времена латиняне отпали от православия, а потом и все западные страны уклонились в лютерскую ересь, и так же от православия стали отступниками. И уже думал в мыслях своих, что уже и здесь нас одолеют еретики, к этому же и вспомнил речь Апокалипсиса о жене и змие, показанную в образе , и уже думал, что на Руси православию уже не быть.
И от многого плача изнемог и пришел словно в забытье. И внезапно я услышал голос, говорящий мне через окно, как на яву, который меня ругал и укорял: "Кто ты такой, - говорит - что такое думаешь, что на Руси не быть больше православию? И хочешь испытать судьбы Божии? А того не знаешь, говорит, что молит Бога о вас Великий Василий и Димитрий Солунский, да и ваш преподобный Сергий чудотворец, и будет православие на Руси как и прежде".
И иное многое говорил мне, ругая меня, и отошел от окна. Я же , словно от сна пробудившись, и никого не увидев, пришел в трепет, и размышляя об услышанном, встав, пошел к архимандриту Дионисию, чтобы рассказать ему.
Когда же я подошел к келье архимандрита, то увидел, что тот стоит на помосте перед своей кельей и разговаривает с юным отроком. А этот отрок , которого мы все давно знали, был совершенно нем и ни слова не мог сказать, а тут свободно разговаривал с архимандритом. Мы же стали внимательно слушать о чем речь. Отрок же рассказал следующее:
" Я сейчас был в келье ( многие раненные, больные и нищие , собранные в монастырь после осады св.Дионисием Радонежским, жили там в кельях братии) и сидел там на печке , а в углу такой-то инок парализованный лежал к стене лицом, потому что сам не был в состоянии повернуться. И вдруг входят в келью два инока со светлообразными лицами и седыми бородами, подошли к тому парализованному и , сотворив молитву Иисусову, говорят ему:
- Брате господине, обратися к нам!
Он же отказался , говоря:
- Не могу обратитися.
А эти боголепные иноки снова сказали ему , повелев повернуться к себе и говорили:
- То ли , брате, твое иночество? Не буди упрям, и обратися к нам.
Он же , будучи невеждой, отвечал им с гневом:
- Кто есте вы? - говорит- отступите от мене! Или не весте, яко болезную, и како могу обратитися?"
Эти же святые боголепные старцы взяли его почти насильно и повернув его к себе лицом, и поставили его на ноги близ постели его, говоря ему:
- Лжеши, нарекаяся болен, а се здрав еси.
И оставив его, пошли вон из келии, и проходя мимо меня, сидящего на печи, назвали меня по имени:
- Иди, говорят , - и скажи архимандриту Дионисию на сего прекословца и непослушника , како прекословив с нами".
Я же отвечал им:
- Иду и возвещу повеленная вами.
И вместе с этим разрешилась немота моего языка."
Мы же , слышав, удивились о сем, потому что все знали этого немого отрока, и инока того парализованного, который сам не мог повернуться. Тут пришел и этот инок, который был парализован, сам собой и никто его не водил, и вся подробно архимандриту и нам рассказал о бывшем на нем милосердии Божием по молитвам преподобных чудотворцев Сергия и Никона. Потом же и я , Иван, свое видение и слышанный голос возвестил архимандриту Дионисию, и прославив Бога и Пречистую Богородицу и преподобных чудотворцев Сергия и Никона, заботящихся об обители своей, и предивными своими чудесами показывающими милосердие Божия человеколюбия на православных христиан и отчаявшихся и безнадежных приводящих на несомненную надежду на Христа Бога Спасителя нашего".
"Книга о чудесах преподобного Сергия, творение Симона Азарьина" https://religion.wikireading.ru/10469 (чудо третье)
Есть несколько важных моментов, на которые я хотел бы обратить внимание.
1. католики без всяких сомнений и оговорок называются язычниками (погаными). И экуменические контакты с ними - изменой не только Руси, но и отпадением от христианства, единственной "ветвью" которого является православная Церковь. Люди, которые с этим несогласны - это те самые изменники и Церкви и Руси - и они не могут праздновать ни Казанскую , ни "дня народного единства".
2. В житии св.Кирилла Философа приходилось обращать на некую важную связь и особое покровительство, которое св.Димитрий Солунский оказывает Руси и святой Русской Православной Церкви. И вот - новое подтверждение. Неожиданным здесь является не столько св.Димитрий Солунский, сколько появление св.Василия Великого.
И то, что в откровении о молитвах о сохранении на Руси православия в центре внезапно ставится не солнце русской земли - преподобный Сергий, а именно эти два святых церкви Византийской ,а преподобный Сергий как бы с краю.
Эти неожиданности объясняются, кажется следующим образом.
Св.Димитрий Солунский не только покровитель Церкви и православия на Руси, как источник и вдохновитель славянской миссии св.Кирилла и Мефодия. Он покровитель православной государственной власти на Руси - отсюда и множество храмов его имени, и популярность его имени среди князей (св. Димитрий Донской, св. Димитрий Угличский) , особенно же в это время - как времени самозванца Лжедимитрия.
Святой Василий Великий как ни странно - тоже покровитель православной государственной власти на Руси - именно в этот момент самым прямым и непосредственным образом. Осада Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - это время царства Василия Шуйского, святым покровителем которого был святой Василий Великий.
Они находятся как бы в центре , а святой Сергий стоит как бы в стороне, возможно потому что речь идет в данном случае именно о восстановлении православной государственной власти
3. Алармизм и паникерство в стиле "конец всем святым и православию, Святая Русь пропала, пора всем в партизаны" вызывает гнев Божий и является не только лжепророчеством, но и гордой попыткой испытания Его судеб.
4. Все три необычных события не случайно совпали в одно время.
Преподобный Сергий не набежал, начудотворил кто под руку попался - и убежал - они логически, по смыслу связаны, и одно является следствием другого.
Очевидно, что исцеление паралитика, который настолько был плох, что не в состоянии был сам на другой бок перевернуться, да еще оставленный на попечение НЕМОГО мальчика, который ни помочь ему ничем не мог, ни даже на помощь позвать - это точный образ состояния Руси в этот момент.
Эти три события совершенно в духе и силе пророков.
Вспомним пророка Иезекииля, которому Бог приказал лежать на боку.
Это важно.
"И ты́, сы́не человѣ́чь, возми́ себѣ́ пли́нѳу и положи́ ю́ предъ лице́мъ твои́мъ, и да напи́шеши на не́й гра́дъ Иерусали́мъ,
и да да́си о́крестъ его́ огражде́нiе, и да согради́ши надъ ни́мъ забра́ла и обложи́ши его́ остро́гомъ, и да поста́виши о́крестъ его́ полки́ и да учини́ши поставле́нiя стрѣ́льницъ о́крестъ:
ты́ же возми́ себѣ́ сковра́ду желѣ́зну, и да положи́ши ю́ въ стѣ́ну желѣ́зну между́ тобо́ю и между́ гра́домъ, и да угото́виши лице́ твое́ на́нь, и бу́детъ въ затво́рѣ, и затвори́ши и́: зна́менiе сiе́ е́сть сыно́мъ Изра́илевымъ.
Ты́ же да спи́ши на лѣ́вѣмъ боку́ твое́мъ, и да положи́ши непра́вды до́му Изра́илева на не́мъ, по числу́ дні́й пятьдеся́тъ и сто́, въ ня́же поспи́ши на не́мъ, и во́змеши непра́вды и́хъ.
И а́зъ да́хъ тебѣ́ двѣ́ непра́вды и́хъ въ число́ дні́й, въ де́вятьдесятъ и сто́ дні́й, и во́змеши непра́вды до́му Изра́илева.
И соверши́ши сiя́, и поспи́ши на десны́хъ ре́брѣхъ твои́хъ второ́е, и во́змеши непра́вды до́му Иу́дина четы́редесять дні́й, де́нь за еди́но лѣ́то положи́хъ тебѣ́.
И на заключе́нiе Иерусали́ма да угото́ваеши лице́ твое́, и мы́шцу твою́ утверди́ши, и проро́чествовати бу́деши на него́.
И се́, а́зъ да́хъ на тя́ у́зы, и не преврати́шися от ре́бръ твои́хъ на ре́бра твоя́, до́ндеже сконча́ются дні́е заключе́нiя твоего́.
Ты́ же [сы́не человѣ́чь] возми́ себѣ́ пшени́цу и ячме́нь, и бо́бъ и ля́щу, и про́со и пы́ро, и вложи́ши я́ въ сосу́дъ еди́нъ гли́нянъ: и сотвори́ши я́ себѣ́ въ хлѣ́бы, и по числу́ дні́й, въ ня́же спи́ши на ре́брѣхъ твои́хъ, де́вятьдесятъ и сто́ дні́й я́сти бу́деши о́ныя.
Почему это важно?
Посмотрим, сколько дней повелевается пророку лежать на одном боку.
190.
А теперь вспомним, сколько дней проходила осада Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
"Тро́ицкая оса́да — осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжавшаяся почти шестнадцать месяцев — с 23 сентября (3 октября) 1608 по 12 (22) января 1610"
477.
Числа разные, и это не удивительно. Гораздо удивительнее совпадение по второй дате - на втором боку пророк лежал 40 дней.
А вот что пишет Симон Азарьин в другом чуде.
"Той же сусечецъ малый не оскудеваше и до 40 дней, дондеже и пути очистишася и хлеба из селъ привезоша доволно"
Вот этот самый второй период , когда осада была снята - до того времени, как очистились пути - время нехватки хлеба и время когда Лавра ела хлеб от Бога - занял 40 дней.
Тут числа совпадают, но самое главное - совпадает некое разделение скорбных дней на две части, хотя и они скорее обратны (190 дней это осада Иерусалима, а 40 дней - это 40 лет пленения Израиля, а здесь наоборот - 477 дней осады и 40 дней освобождения)
Тем не менее.
Очевидно, что исцеление монаха-паралитика - это некое подобие Иезекииля, пророческое изображение, живая притча состояния Церкви и вообще Руси , о котором плакал ключарь Иван Наседкин.
Сам монах ничего не мог сделать, а кто мог сделать (отрок)был во-первых слабосильный (потому что маленький) , во вторых робкий (потому что ребенок), в-третьих - немой.
Под мальчиком возможно имелась в виду государственная власть на Руси (будущий царь Михаил Романов, кстати, в это время был 14 летним отроком и прятался от поляков сначала в Москве , а потом в Ипатьевском монастыре )
И внезапное исцеление монаха-паралитика и разрешение уст отрока - это подтверждение слов, сказанных через окно отцу Ивану Наседкину о судьбах Божиих.
И это позволяет распространить эту древнюю историю о погибели св.Руси от папистов-латинян на нынешнее время, которое хотя гнуснее тем, что не иноземцы, а пастыри Церкви являются распространителями языческих мерзостей.
С другой стороны и плачущих об этом не меньше чем тогда. И соизволения на эти мерзости у людей не то чтобы много.
Так что чаю, что и сейчас преслушника-паралитика, забывшего иноческие обеты, и сейчас преподобные Сергий и Никон поднимут в мгновение ока, а расскажет об этом немой отрок.
Journal information