?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обычно даже большие либералы и любители русского символизма не дерзают сатаниста Врубеля , который во все услышание заявлял, что всю свою жизнь и творчество посвятил "Демону" (только просил не путать с чортом -мол, это разные персонажи, как Понтий и Пилат) - ставить в ряду великих церковных живописцев , хотя на развращение Врубелем в начале ΧΧ века был отдан не один храм.

То ли дело Васнецов - такой любитель старины, такой православный, такая Русь дышит с его картин - даже консерваторы налюбоваться не могут.

А творчество этих двух господ было мазано одним адским говном.

"..В Киеве однажды пришел к нам вечером В. М. Васнецов.
Поздоровался со всеми и, усевшись на свое постоянное место за чайным столом, сказал, обращаясь к моему отцу:
— Адриан, ты эти дни работал все дома, давно не заходил в собор и не видел еще, какую чудесную богоматерь написал на холсте Михаил Александрович.(Врубель)  Приходи завтра утром, я тебе покажу, если его еще не будет. Она стоит в крестильне открыто — значит, можно всем смотреть.
Так и условились. На следующее утро отец, по дороге в собор, зашел за Виктором Михайловичем. Пришли, когда еще никто из художников не работал на лесах. Сторож Степан отворил дверь в крестильню. Мольберт Врубеля стоял пустой.
— А где же богородица Михаила Александровича? — спросил сторожа мой отец.
— А ось cтoiть бiля стiни, зараз поверну, побачите.
С этими словами старик повернул большой подрамник, на котором вместо богородицы гарцевала на рыжем коне цирковая амазонка. Оба так и обмерли от неожиданности. Виктор Михайлович буквально застыл на одном месте, как потом рассказывал нам отец. Как раз в эту минуту пришел сам автор картины, на которого с упреками обрушился Васнецов:
— Михаил Александрович! Что вы наделали?! Как не пожалели такую прекрасную вещь, что раньше написали на этом холсте!
— Ничего, ничего!—заторопился оправдываться немного смущенный Врубель. — Я напишу другую, еще лучше прежней. Приходите посмотреть через несколько дней.
На новом холсте он написал свою "Оранту". Первоначально у нее были ощеренные зубы и пальцы поднятых ладоней скрючены, как когти. Васнецов посмотрел и ничего не сказал, а мой отец только спросил:
Почему у нее так ощерены зубы, точно хочет кусаться, и концы пальцев обеих рук так странно согнуты, точно хочет царапаться, как кошка?
— А это же "нерушимая стена" — это она защищается, защищается! — торопливо объяснил Михаил Александрович и даже подпрыгнул несколько раз на месте, показывая руками, как богоматерь "защищается", точно стараясь когтями отбиться от нападающих на нее врагов.
Резкие движения не были свойственны характеру Врубеля и его воспитанности. В. М. Васнецова и моего отца это очень удивило. Позже Михаил Александрович переделал рот и выпрямил пальцы, но это уже была не та богородица, которая так поразила и пленила Васнецова своей оригинальностью и красотой." (Воспоминания Н.Прахова)

Очевидно, что Врубель написал "прекрасную даму" под видом Пресвятой Богородицы. Причем неважно - скрючены у нее пальцы и оскален ли рот. Иконописца бы от всех мадонн Врубеля мороз по коже был бы. А если Васнецову они так нравились , то следовательно, и его малевания были того же духа - который скалит зубы и скрючивает пальцы. Никакого другого он своей живописи передать не мог. 
Buy for 20 tokens
Оказалось - не зря. Если вы пропустили, то я уже приступил строить фахверковый дом, а пока под него готовлю основание в виде фундамента. Не сговариваясь, две совершенно разные строительные компании предложили мне, для моего участка фундамент в виде - ребристая плита. Вот она Сперва…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Aug. 28th, 2019 05:03 am (UTC)
"Потеряв голову..." Успенский в "Богословии иконы..." заметил, что ранним христианам была хорошо известна греко-римская техника натуралистической живописи, но от нее произошел сознательный отказ в пользу иконографии. Попытка (вполне удачная) в кон. XVII - нач. XVIII вв. использовать картины как иконы в литургическом пространстве привела к постепенному искажению последнего. Вы пробовали молиться в Св.-Троицком соборе Александро-Невской лавры в СПб? Черные пятна живописных картин, предлагаемых как иконы... Никто при этом не вспоминает, как и для чего использовался черный цвет в иконографии. Так что Врубель -- это закономерный итог деятельности "художников" вместо иконописцев.
ortheos
Aug. 28th, 2019 10:18 am (UTC)
Молиться не пробовал, потому как не был.

Упоминая о черном цвете в иконографии - интересно, что в европейской технике натуралистической живописи существует почти железное правило - никогда не использовать черный цвет, даже в замесах для теней - а использовать для этого темные цвета типа индиго или жженой сиены.

А также вспоминаю когда-то бурный спор с исчезнувшим вместе с Майданом в 2013 году известного тогда в ЖЖ киевского иконописца byzantiumа. Когда я возмущался, что любимый им Зинон в росписях святым ангелам пишет черные крылья , он ссылался на древние изображения святых ангелов с черными крыльями и в Греции и в Италии.

Впоследствии обнаружилось, что он солгал- это были белые крылья, только с течением времени на свету свинцовые и серебряные белила становятся черными, причем этот факт известен чуть ли не на первом курсе художки.

Но предъявить эту ложь было уже некому - "византиум" бесследно растворился.
(Anonymous)
Aug. 30th, 2019 11:01 am (UTC)
Черный в живописи до определенного времени не использовался в том числе и по причинам вполне прозаическим, дорог был безмерно. Это сейчас можно химически синтезировать хоть 50 оттенков черного, а во времена древние любой пигмент или был натуральный или не был вовсе. Тот же пурпурный был безумно дорог, поскольку добывался либо из особого вида моллюсков, либо из маленьких жучков кошенили. А черный цвет из натуральных источников, такой черный который будет устойчив к внешним воздействиям и ходу времени, можно было получить из жженой слоновой кости и еще некоторых материалов сходных по редкости и цене. Вот и заменяли близкими по гамме цветами.
ortheos
Aug. 30th, 2019 02:46 pm (UTC)
Самый древний черный - сажа - был практически бесплатный и как раз использовался и в хвост и в гриву, только не в живописи, а в графике.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow