ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Азбука . Часть шестая . Генеалогия "Фита"

Славянский алфавит св. Кирилла имеет одно начало и три завершения - еврейское (на "Твердо"), славянское (на "Юсах") и греческое (на "ижице").
Тем не менее уже после формального окончания еврейского алфавита мы встречаем букву , копию древнегреческой буквы θ , которая в свою очередь происходит от древнееврейской "тэты" .
По идее, эта буква должна быть - как и в греческом - после "Иже" и перед "И" .Поскольку числовое значение "фиты"  - 9 - однозначно указывает ей место среди других букв ( у "Иже" числовое значение 8, у "И" - 10)
Тем не менее св.Кирилл нарушает порядок и помещает фиту в самом конце алфавита.
Что подразумевает собой крайне веские причины.

Мы же традиционно попробуем понять происхождение и значение этой буквы.

И оно достаточно интересное.


Существует одно древнееврейское слово "тит" ("фит") טיט
Обозначает оно  глину , смешанную  с водой.
На славянский оно переводится как "брение".
Например - у Исайи

"А́зъ же воз­ста́вихъ, и́же от­ сѣ́вера и и́же от­ восто́къ со́лнечныхъ, прозову́т­ся и́менемъ мо­и́мъ: да прiи́дутъ кня́зи, и я́ко бре́нiе скуде́льника и я́ко скуде́льникъ то́пчущь бре́нiе, та́ко попра́ни бу́дете."

Это глина не как природный материал, а именно "брение", глина смешанная с водой (мы бы сказали - раствор) - то самое, которое сотвори Господь от плюновения слепому от рождения.

Пожалуй, это все что могу я сказать о "фите", но есть тут один, возможно, совсем не связанный аспект.

Одно из имен Божиих- "Благой".
По еврейски  טוֹב Тов
И у "благ" есть  однокоренное слово - "кольцо, перстень". טַעַבּתַ Табаат
Хотя вторая гласная тут другая , однако это вполне возможно (например, надевать кольцо - ַ ִטיבֵּע тибеа)

Примечательно оно тем, что если мы посмотрим на древнееврейскую или славянскую , то мы отчетливо увидим перстень.
Тут можно вспомнить притчу о блудном сыне, которому Отец после возвращения дает "перстень" - по толкованию святых отцов - усыновление Богу.
А также чин обручения, когда новобрачным надевают на руки перстни , после чего меняют их троекратно.
Если вспомнить, что Спаситель говорил в Евангелии о браке - "Яже Бог сочета , человек да не разлучает" , то фактически обручальные кольца, которые женатые носят на руке во время брака - это не просто украшения и даже не символы чего-то, фактически, это иконы Божественной благодати , признак действительного присутствия Бога.

И если мы посмотрим на венцы на иконах святых, которые имеют также кольцевую структуру ,   которые являются обетованием святым по апостолу Павлу "прочее соблюдается ми неувядаемый славы венец" , то можно признать, что эти венцы имеют такое же значение - т.е. это видимый , ощущаемый как свет , признак особенного присутствия Бога и его действующей силы.

Подобные венцы также возлагаются на головы новобрачным (хотя ныне они в форме короны, а не венка) .

Есть ли связь между перстнем  и значением по произношению - "фита" , т.е. брение?

Есть.
Еврейское слово  טָבעַ  тава или товеа - однокоренное и с "тов" -благий  и с "таваат" "перстень" , означает "ставить печать, чеканить".
В самом деле, наше просторечное название перстня "печаткой" происзходит от утолщения на вершине перстня, которое в старину имело уникальную форму и использовалось для запечатывания письма или в качестве печати на документах.

Что нужно для того, чтобы поставить печать?
Одного перстня мало.
Нужен мягкий , податливый полужидкий материал, который с одной стороны достаточно мягкий, чтобы принять печать, с другой стороны - достаточно прочный, чтобы сохранить этот отпечаток.

Брение.

Таким образом , брение - материал для печати от "перстня".

Что же такое брение, как не глина , смешанная с водой? по-крайней мере, значение еврейского "тит"  - это именно глина смешанная с водой.
Что же такое глина , если не человек - Адам?
Что же такое вода ,если не таинство Святого Крещения?
И тут мы узнаем, что в еврейском языке к  грозди однокоренных слов "кольцо" таваат , благой "тов" и печатать "товеа" относится  слово... крещение (буквально погружение в воду) .  טבַעָ . Оно и пишется  , и произносится совершенно идентично "печатать" - тава или товеа.
А Иоанн Креститель - Иоканан Ма-твиль

И если мы вспомним последовательность крещения , то мы обнаруживаем, что сначала человека погружают в воду (глина смешивается с водой) , затем на получившееся брение ставится печать.
Буквально.
В таинстве Миропомазания священник помазывает новокрещенного и говорит "Печать дара Духа Святаго".

И в этом аспекте странное обещание Святого Духа через пророка Исайю, читаемое в качестве паримии на Крещение - что с пришествием Христа пустыня жаждущая превратится в болото, - в самом деле, болото совсем не представляется чем-то прекрасным и желанным -  становится ясным и очевидным. Пустыня - это человеческое естество, не имеющее воды - т.е. таинства Святого Крещения. Болото - это та же пустыня, залитая водой и ставшая "брением" , т.е. человечество  , принявшее крещение и ставшее "брением", которое способно принять печать.

Если вспомнить исцеление Евангельского слепорожденного брением, то и там святые отцы таинственно изъясняют этот случай именно как исцеление через крещение всего человечества от слепоты. Причем не просто через брение, а через прикосновение пальца - т.е. опять же Бог накладывает на это брение Свою печать - и человек исцелился от слепоты.

В этом аспекте становится ясным, почему после св.Крещения человек еще не спасен , а ему требуется подвизаться против греха .
Как печать на брении не тверда , пока не пройдет время и не закрепится, и только когда брение снова затвердеет,  печать на нем останется уже навсегда. И на то время, пока происходит отвердение, нужно хранить , беречь эту печать - чтобы ее не смазали, и тем более не поставили поверх нее другую печать - например, антихристову, о которой святые отцы говорят , что это в первую очередь печать греха.
-----------------------------------------------------------------

Числовое значение "фиты" - девять.
Оно неожиданно невыразительное и маловстречающееся в Священном Писании - по сравнению и с десятью, и с восемью.
Девять тельцов полагалось приносить в жертву на пятый день отдания праздника труб
Девять локтей была длина одра у князя титанов- Рефаимов.
Девять городов было в одной из областей жребия Иуды
Девять лет царствовал Осия в Иудее (неугодный Богу)
Остальные случаи упоминания девяти - это как часть оставшаяся от десяти (например,  десятина трудившихся над Вторым храмом) или девять из десяти , не поблагодаривших Христа за исцеление или девять из десяти помышлений скрываемых в сердце праведного.

Но есть одно неожиданное подтверждение сказанному о брении и печати  в самой природе человека.
Вспомним, что говорят святые пророки и апостолы о сотворени каждого человека - он как брение в руках горшечника.
В самом деле , сама физическая субстанция, из которой зачинается и развивается человек - это коллоидный раствор белка, это буквально кусочек белковой грязи.
И из этой грязи формируется человек в течение девяти месяцев , как написано в третьей книге Ездры:
"и ка́ко ны́нѣ въ ложесна́хъ создано́ е́сть тѣ́ло, и подае́ши соста́вы? содержи́т­ся во огни́ и въ водѣ́ твое́ творе́нiе, и де́вять ме́сяцъ терпи́тъ твое́ созда́нiе твою́ тва́рь, я́же въ не́мъ создана́ е́сть:" (3 Ездры 8,8).

Что отсылает нас уже к книге Откровения, в котором совершенное рождение Нового Адама (т.е. всех спасенных людей во Христе) в вечность представлено в виде Жены облеченной в солнце, рождающей и терпящей великие муки.

--------------------------------------------------------------
К сожалению, никаких совпадений в иероглифах я не нашел, но для полноты пусть будет перечень знаков.
Брение (как земля смешанная с водой) :

泥 и 濘
Ил (как земля в осадке в воде) : 淤

Остальные знаки обозначают грязь, нечто нечистое, мусор и пыль.

Кольцо, как перстень: 篏 嵌 но это скорее описательный знак , поскольку перстни в дальневосточной культуре не были особо распространены.
輪 - кольцо как геометрическая фигура с оттенком замкнутости на себя, тесной связи между собой

鐶 - это кольцо , но уже скорее как браслет.


Печать как оттиск: 印 или 判
Есть интересный знак 認 , состоящий из "слово" + "терпение" , которое в свою очередь состоит из "клинок"и "сердце", и обозначает оно одобрение , утверждение (печать как знак качества, которую ставили мастера на свои изделия)
Печать как процесс с оттенком надавливания , пресса: 押 или 捺
И отдельно - священная печать, личная печать императора 璽

Tags: Житие Константина Философа, церковно-славянский
Subscribe

  • Цыгачесса и кузина Лилибет.

    Мухосранская самозванка решила пропиариться на смерти летального принцовируса Филиппа. И сделала это одновременно и хитрожопо, и предельно тупо. (…

  • Духовное образование и тайна беззакония-2

    Есть некая польза от Кураева. Он предельно откровенно показывает богохульный характер профессорского сциентизма. Среди профессоров есть самые разные…

  • Духовное образование и тайна беззакония.

    "Дѣ́ти, послѣ́дняя годи́на е́сть. И я́коже слы́шасте, я́ко анти́христъ гряде́тъ, и ны́нѣ анти́христи мно́зи бы́ша, от­ сего́ разумѣва́емъ,…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment