ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Азбука . Часть шестая . Генеалогия "Ер" "Еры" "Ерь"

Эти три буквы пристало рассматривать вместе, поскольку они имеют практически одно и то же название, один и тот же смысл и схожее написание.
К написанному ранее мне практически нечего добавить, поэтому только повторю для включения в общую картину.



Буквы Ъ Ы Ь являются исключительно славянскими и не имеют аналогов в греческом или древнееврейском языке, однако их название совершенно определенно взято из греческого ερως - горячая страстная любовь. То , что это слово сейчас смешано с блудом - одно из проявлений кощунства и развращенности человеческого сознания - и источником, конечно, является опять же древняя языческая мифология, персонифицировавшая ερως в виде "бога" разврата - спутника богини разврата.

Родственные слова к ερως показывают спектр значений, совершенно не имеющих отношения не только к порнографии, но и к взаимоотношению между полами даже.
ερωεω - стремительно течь,-  и в то же время уступать, уклоняться, уходить.
ερωη - быстрое движение , и в то же время - затухание, исчезновение (синоним знаменитого кенозиса)
ερωταω- спрашивать, искать, расспрашивать.

Итак , собственно смысловой акцент  в "эросе" - это поток, стремительное движение  с собственным истощанием, забвением, исчезновением, т.е. с забвением себя.

Нет ничего более далекого и даже противоположного тому, что вслед за язычниками понимают под "эросом" философы и современная культура.

И нет ничего более приличного для очередной троицы славянских букв, совершенно очевидно прообразующих Лица Святой Троицы.
Из которых Ы достаточно очевидно обозначает Вторую Ипостась, т.е. Воплотившееся Слово Божие - поскольку имеет как Ь - символ Бога , так и Ι - символ человека,  в сочетании же образует опять догматическое учение Церкви о неслитном, нераздельном , неразлучном и непреложном. В самом деле , как две природы не слились и не разделились и не образуют двух разных лиц, так мы видим как две совершенно целые и неслившиеся буквы образуют единую букву и не могут быть разделены или разлучены в букве Ы и не разделяются на две разные буквы.

что касается аттрибуции Ъ и Ь то комментаторы к предыдущему посту по этой теме справедливо отметили, что старинное написание буквы Ы  построено на основе Ъ , а наше современное на основе Ь.

Поэтому с одной стороны достаточно очевидно, что источником для всех букв является Ь, от которой "рождается" Ы и "исходит" Ъ ( и обратим внимание - Ъ не исходит от Ы), так что приличным было бы признать Ь иконой Первой Ипостаси, и этому соответствует Ы современное (Вторая Ипостась как Образ Первой Ипостаси), а Ъ - иконой Третьей Ипостаси.
С другой стороны древняя форма производит Ы от Ъ.
И тогда прилично считать Ъ иконой Отца, а Ь - Святого Духа.
Но столь же прилично считать в таком случае как указание на православное учение (в пику папскому) того, что Дух исходит от Отца и подается Сыном.

Впрочем, все эти рассуждения остаются вероятными и , мне кажется, более определенное мнение должны сказать более мудрые люди.

Отметим один интересный момент, что сами по себе эти буквы исключительны еще и тем, что не обозначают никакого звука . Даже буква "Ы" которая вроде как произносится получает свое звучание от "I", накладывая некий беззвучный отпечаток. Это своеобразное указание на Божественную природу, не выразимую никаким языком и никаким умом (удобее молчание) .

При этом  в древности буквы О и Ε использовались в середине и конце слова достаточно редко, а вместо них обычно писали Ъ (который произносился "о") и Ь (произносился как Е)

Таким образом, в древности Ъ Ы и Ь были одними из самых важных и распространенных букв, в отличие от современного письма.

Поэтому часто можно было встретить странные и по-нашему непроизносимые слова типа "стълъ ".
Отчасти это унаследовал сербский и болгарский языки, где можно встретить множество слов, состоящих почти из одних согласных (например, само слово "сербский" - "српски" (от сьрпъски)  - это выглядит странным  и неудобопроизносимым , но это имеет важную причину - это отблески, отзвуки молчания, как  некое присутствие Бога в изрекаемом слове.

Аналогичное можно сказать про дореволюционную русскую орфографию с непонятной для современного человека "манией" ставить твердый знак в конце слов, оканчивающихся согласным знакомъ

И в этом свете и сама коммунистическая реформа русского языка, и переделка названия букв ер, еры, ерь на "твердый знак, ы, мягкий знак" - представляет собой на первый взгляд странное явление.
А на более глубокий -откровенное и сознательное изгнание икон Божиих из русского алфавита - точно так же, как коммунисты выбрасывали иконы из домов и храмов.

Интересно, что Караджич, реформировавший сербский язык точно так же , как Ленин - русский, с такой же ненавистью относился именно к этим же буквам - только если Ленин только поменял им название и убрал ер в конце слов  , то Караджич  пошел дальше и вообще убрал ер, еры и ерь из сербского алфавита  .

----------------------------------------
Числового значения эти три буквы не имеют
----------------------------------------
Иероглифические ассоциации мне неизвестны


Tags: Житие Константина Философа, церковно-славянский
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment