ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Азбука.Часть шестая.Генеалогия "Твердо" (внезапно о Сырной седмице)

Очевидно происхождение славянского Т "твердо" от греческой Ττ "тау", которая в свою очередь достаточно ясно происходит от древнееврейской "тав"


Это последняя буква древнееврейского алфавита, поэтому знаменитое апокалиптическое "Аз есмь Альфа и Омега" в древнееврейском варианте звучит "Аз есмь Алеф и Тав".

В греческом языке у слова "тау" нет значения, это простая трансляция "тав" древнееврейского.
И это слово означает "знамение", "знак",
Это одна из немногих букв, о которых прямо говорится в Священном Писании.
Именно ее ставит Сын Божий на челах иудеев, сохранивших верность Богу в пророчестве Иезекииля

"И Сла́ва Бо́га Изра́илева взы́де от­ херуви́мовъ су́щая на ни́хъ въ непокрове́н­ное до́му: и при­­зва́ му́жа оболче́на въ поди́ръ, и́же имѣ́яше на чре́слѣхъ сво­и́хъ по́ясъ.

И рече́ Госпо́дь къ Нему́: пройди́ средѣ́ гра́да Иерусали́ма и да́ждь зна́менiя (הַתָּו֙ хат-тав)на ли́ца муже́й стеня́щихъ и болѣ́зну­ю­щихъ о всѣ́хъ беззако́нiихъ быва́ющихъ средѣ́ и́хъ."


Подобное видение, как известно, видел св.Иоанн Богослов в Откровении,
"И ви́дѣхъ и́наго а́нгела восходя́ща от­ восхо́да со́лнца, иму́ща печа́ть Бо́га жива́го. И возопи́ гла́сомъ ве́лiимъ къ четы́ремъ а́нгеломъ, и́мже дано́ бы́сть вреди́ти зе́млю и мо́ре, глаго́ля:
не вреди́те ни земли́, ни мо́ря, ни древе́съ, до́ндеже запечатлѣ́емъ рабы́ Бо́га на́­шего на челѣ́хъ и́хъ.
" (Откр 7, 2)
По толкованию святых отцов это знамение - противодействующее печати антихриста - не что иное, как Крест Христов,

Святой Андрей Кесарийский прямо соединяет эти два видения.

Таким образом , значение древнееврейской буквы "Тав" не оставляет сомнения - это Крест Христов.
И то, что в древнееврейском это КОНЕЦ алфавита, а в греческом и славянском - нет, также примечательно.

Как некий символ конца Ветхого Завета, который оканчивается Крестом Христовым. И вместе с Ветхим Заветом оканчивается и значение древнееврейского алфавита.
В самом деле, христианину , который бы решил изучать древнееврейский алфавит , читать на нем совершенно нечего, кроме Священного Писания Ветхого Завета. Все, что написано собственно на еврейском языке  после Креста Христова - это   богоотступничество .

В греческом же языке здесь начинаются буквы преимущественно отсутствующие в древнееврейском алфавите, которые по некоей логике мы можем относить преимущественно  к Воскресению Христову и уже к Новому Завету. Впрочем, это достаточно спорная разница, поскольку мы видели, что все буквы алфавита имеют отношение и к Воскресению Христову и к Новому Завету.

Какая же связь между славянским "твердо" и "тав"- "крест, знак"?

Наиболее очевидна эта связь для иконописцев и даже для светских художников.
Небольшое но очень важное отступление.
С самого начала иконописи (а живопись по своей природе - это иконопись, "светская" живопись - это изобретение извращенного европейского ума)  одной из главных проблем была даже не сохранность красок , а сохранность поверхности, на которой лежат краски. Если для храмовых росписей все довольно очевидно, то для станковой живописи - это беда. Камни тяжелые и маленькие,  доски коробятся и гнутся, металл расширяется и сужается (от чего краски осыпаются) , холсты и ткань , будучи натянуты на подрамник, его изгибают.

И самое простое и самое действенное средство для укрепления основы, утверждения ее - это буквально Крест.

На подрамнике он довольно очевиден



В иконах на дереве используются шпонки, которые имеют то же свойство (славянским языком "силу")  Креста, хотя на первый взгляд это не очевидно.



Сами доски щита (называемые щитом - запомним это название) образуют вертикальное древо Креста , а шпонки, препятствующие их изгибанию - горизонтальное.

Разнообразные крестовины для твердого стояния чего-либо (например, елки) - из этой же серии.



Я подчеркиваю - это не преднамеренный ритуально-символический прием, это необходимость, вызванная самой структурой и свойствами творения.

Тем удивительнее, что профессор Черных в "этимологическом словаре" указывает на достаточно очевидный факт того, что слова "твердый" и "творить" - однокоренные.

Вспомним наше "затворять" - закрывать,  это буквально  "делать твердым", а "растворять" - "открывать" -  делать мягким (отсюда наше   "раствор") .
Да и  "творог" - это не что иное, как "отвердевшее" молоко, а "створаживаться" - затвердевать.

Любопытно, что у западных и южных славян (например, в украинском и сербском языках)  творог называется "сир"  - наще сыр.Любопытно это тем, что это адаптация греческого τυρος  - сыр, творог. Однокоренное с "башня, крепость" - τυρσις (откуда французская тура-башня) - и с τυρβα - замешивать раствор - откуда латинское "турбо" (и еще τυρος однокоренное с τυραννια - твердая, жесткая власть)

Любопытно это и тем, что французское "сыр" fromage происходит от старофранцузского formage, которое в свою очередь - от латинского forma - творить, придавать твердость,  форму.

Любопытно это не просто совпадением, а нашим великим Богослужением.
Которое неделю перед Великим Постом называет ... сырной.

Принято считать, что она называется сырной, потому что в эту неделю уставом разрешается есть молочные продукты, но ...


Вспомним, чем заканчивается Сырная седмица.
Неделей Сыропустной.
 Это воспоминание Адамова изгнания из Рая.
Которое было после творения.
Сырная седмица - не потому, что сыр едят.
Это потому, что седмица Творения.
А "сыропустная неделя" - это "Неделя завершение Творения"
Как и "сыропустная суббота" - день памяти всех преподобных отцов - это отчасти та самая суббота творения  (в полноте это , конечно, Великая Суббота) , суббота покоя Божия, в который по словам св.Григория Паламы (см. букву "покой" ) входят все святые.

Вспомним, что по священному преданию и Ветхого Завета и Святой Руси год начинался с первого дня весеннего месяца  - каковой день  связывался с сотворением мира.
Да, Сырная седмица - преходящая , не связана прямо с "солнечным  календарем". Она связана с Пасхалией - т.е. фазами луны, древним лунным календарем.

Многократно и многообразно было сказано святыми отцами, что именно Крест Христов лежит в основе не только будущего Нового Творения (почему и является на небесах в Откровении), но и в шести днях творения книги Бытия.
И мне приходилось в свое время  обращать внимание , что по прямому буквальному смыслу греческого текста Септуагинты и разделение света и тьмы и  загадочная твердь-"стереома"  - имеют скорее структуру Креста.

В Богослужении Церкви мы встречаем "Положил еси к нам твердую любовь, Господи" - и речь, конечно,  о Кресте.
"Та́ко бо воз­люби́ Бо́гъ мíръ, я́ко и Сы́на сво­его́ единоро́днаго да́лъ е́сть, да вся́къ вѣ́руяй въ о́нь не поги́бнетъ, но и́мать живо́тъ вѣ́чный." (Ин 3,16)

Удивительно в этом отношении, что по-гречески "люблю" στεργω и "твердый" στερεος  - однокоренные слова.
Итак, Церковь  говорит именно о единстве  Креста, как творения, Креста , как священного знамения  -   Креста, как "твердости". - и Креста, как любви.

Если же мы вспомним, что св.апостол Евангелист Иоанн Богослов говорит "Бог есть любовь", то мы приходим к выводу, что Крест Христов имеет некое глубинное и неизъяснимое отношение к Самому Богу ( к Его ли непостижимой  и неописуемой  природе, или к  Его божественным действям-энергиям - я не берусь судить - потому что не мой предмет)

Важно то, что когда Церковь называет  Святой Крест  Божественным - это не просто византийский панегирик - это простая констатация факта.
Когда Церковь обращается к Святому Кресту как к живой личности , например в вечерней молитве "Да воскреснет Бог .... о пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею..."  - хотя Сам Крест, будучи создан из древесных брусьев, никогда не имел ни души , ни личности - Она совершенно не совершает никакого идолопоклонства, потому что это через Крест обращение к Самому Творцу и Богу  , таинственным и непостижимым образом Которого Крест и является.

К этому же относится то, что Крест Христов по преданию апостольскому , закрепленному Вселенскими Соборами НЕ ОСВЯЩАЕТСЯ.
(существующее освящение нательных крестиков и поклонных крестов есть не собственно освящение  Креста , хотя они и кропятся святой водой, а молитва о тех, кто их носит и ради кого они воздвигаются )

А наоборот,  Крест освящает сам все.
Что выделяет его из всех святых икон и священных предметов - т.е. Крест выше даже престола  (в основание которого и закладывается для освящения престола - опять см. выше про "Твердо"), выше всех икон, богослужебных облачений  и т.д.

Рядом с ним стоит только Евангелие - которое также само  не освящается, а напротив - освящает все (например, при таинствах хиротонии, исповеди и елеосвящения) .

Причем стоят они рядом  буквально - на престоле.



Добавим,   что и Самого Себя Христос называет Камнем (как и пророк Давид , и пророк Даниил называют его Камнем), главное же свойство камня - твердость (поэтому - "на кого упадет, сотрыет и, а иже упадет на него -разбиется), твердость же Камня-Христа  в некотором смысле (не в полном, конечно) есть Крест   - опять же , не как твердость дерева, а как Христова Знамения.

Впрочем, даже  собственно технический "функционал" Креста даже в том и состоит, чтобы быть твердостью, непоколебимостью для распятого на нем.
--------------------------
Есть кое-что интересное именно в славянском "твердо" - а именно, что в уставной своей форме он имеет отличный от греческой "тау" τ  "дизайн"
 -
Я имею в виду засечки по краям перекладины, особый символический смысл которых очевиден в одной из самых странных букв славянского алфавита - буквы, в которой как бы соединены два символа святой Троицы - омега и усеченное "твердо" до состояния практически триады.

Таким образом, в букве "твердо" также соединяются и знамение Креста Христова, и  икона Святой Троицы (в  смысле, Богоявления Ее в Господе Иисусе Христе, а не в армянско-католическом  распятии Всей Святой Троицы) , и  икона Самого Христа, как Распятого на Кресте-Тав, -  и образ творения.
Подробно останавливаться на каждом пункте - это "ни самому мню всему миру вместити пишемых книг".

------------------------
Числовое значение буквы "твердо" (и греческой "Тав") - триста.

В Священном Писании это число встречается в достаточно разнообразных значениях, чтобы можно было выделить преимущественное значение.

Так, триста лет ходил Енох после рождения Мафусаила прежде чем был "переставлен".
Триста локтей была длина Ноева Ковчега
Триста сребренников дал Вениамину Иаков, отпуская его в Египет к Иосифу.
Триста человек было с Гедеоном , которые пили воду из руки - которыми Бог спас Израиль, отправив все остальные тысячи обратно.
Тримя стами лисиц Самсон сжег поле.
Триста сиклей было в медном копье рефаима (гиганта) Иесвия
Триста малых золотых щитов по триста сиклей поставил Соломон в свой дворец.

В Евангелии за триста динариев предлагал Иуда продать миро, которым был помазан Христос к погребению .

Поэтому можно предположить, что это число имеет какой-то смысл. Предположение, что это число обозначает Крест Христов, дает некоторую глубину и дополнительное понимание описанных событий.

А именно, что Енох был "переставлен" (т.е. перенесен в последние дни человечества) именно силой Креста ,

что Сам Ноев ковчег - это Крест Христов, и его длина, широта и высота  имеют смысл Креста, о котором сам св.апостол Павел говорит -  "всели́тися Христу́ вѣ́рою въ сердца́ ва́ша: въ любви́ вкорене́ни и основа́ни,
да воз­мо́жете разумѣ́ти со всѣ́ми святы́ми, что́ широта́ и долгота́ и глубина́ и высота́,
" (Еф. 3,18) (что это речь о Кресте - свидетельствует блаженный Августин)

Что отпуская Вениамина в Египет, Иаков дал ему не столько деньги, сколько  серебряный крест.

Что Гедеон победил Мадианитян Крестом - что подтверждается как  обстоятельствами     так и ужасом, который навели эти триста человек на стан , так и девизом самого Гедеона - "Меч Господа  и меч Гедеона"  - два меча, которые очевидно образуют Крест.

Способ , которым были избраны эти триста человек - питье из ладони от потока - совершенно указывают на обстоятельства Страстной Пятницы (о которых св.пророк Давид предсказывал - "от потока на пути пиет , сего ради вознесет главу") .
Сжигание тремястами лисиц полей филистимлян - тоже поражение Крестом.

И триста щитов по триста сиклей во дворце Соломона - тоже не просто украшения, а защита (скорее мистическая, чем физическая)  , защита именно Крестом - в том же смысле, в каком сейчас на освящении домов прикрепляют крестики к стенам домов.

Вспомним, что деревянная основа иконы, соединенная крестообразными шпонками , называется  именно щитом.
Какая связь между Крестом и щитом?
В Церкви - самая прямая, потому что Крест является и оружием, и щитом.
В Великую Пятницу на Вечерне с выносом плащаницы  на прокимне поется пророческий стих св.Давида - "Приими оружие и щит и восстани в помощь мою" . И оружие и щит - это Крест Христов, "восстани" - указание на распятие Христово (ибо Он на Кресте стоял) - и на воскресение (которое есть буквальное с греческого- "восстание").
Интересно в этой связи написание глаголической "твердо " , которое совмещает стилизованную греческую "тау" и словно бы два щита


Ну а связь продаваемого  мира за 300 динариев - и Крестной смерти и погребения  - прямо указал Сам Господь в Евангелии.
-----------------------------------------------
Что касается китайских иероглифов, то самые распространенные знаки для понятия "твердый"

結 - это "твердый" в смысле "узел", крепко затянутый, связанный.

監  - это твердый в смысле "тесный" , заключающий со всех сторон (скорее в смысле "твердыня")
固 - собственно "твердый", "крепкий , прочный" - пожалуй, самое близкое к славянскому "твердый", поскольку означает и "раствор" и "затвердевание".
剛 - твердый с оттенком неприятной или опасной твердости  в противоположность мягкому , податливому, приятному.

堅 - твердый с оттенком надежности, незыблемости, фундаментальности.
硬 - твердость техническая, скорее как жесткость поверхности с оценкой возможности обработки
實 - твердость в смысле непреходящести, постоянства пребывания.


Для понятия "знак"
號 - сигнал , условный знак.
記  - символ обозначающий нечто на письме (например нотный ключ)
標  - самое близкое к славянскому "знамение"  - некий физический объект, обозначающий нечто или имеющий символическое значение
 印 - самое близкое к Библейскому употреблению слова "знак" - печать, мистический символ, эмблема.
紋  - вышитый герб , фамильный символ  монограмма
徴  - знак, как признак, симптом, предсказание.

---------------------

Интересно совпадение сильное сходство эмблемы "символа демократии"  - "Макдональдса" - с глаголической "твердо".
Только у "макдональдса" она перевернута вверх ногами.
По официальному объяснению самого "Макдональдса" их символ - это стилизованное изображение женской груди, перевернутой вверх ногами для совпадения с буквой М.
Не здравствуй, культ "прекрасной дамы",  - затычка в каждой бочке европейского сатанизма.

Tags: Житие Константина Философа, церковно-славянский
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments