ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Азбука . Часть шестая . Генеалогия "Рцы"

Славянское Рр очевидно - аналог греческого "ро" Ρρ , которую в свою очередь производят от древнееврейского "рош" "голова"
И хотя на первый взгляд связь между "рцы" - т.е. "скажи" и "голова" не представляет ничего темного, однако есть тут интересные моменты.



Первый из них, что "Рош" - это древнееврейское обозначение русского народа.
Архимандрит Никифор энциклопедию дает. Признавал это , как известно и св.Игнатий Брянчанинов, когда рассматривал крайне неприятное для "рош" пророчество 38-39 глав Иезекииля.
Правда, блаженный Иероним полагает, что это все же не название народа, а "голова", и речь идет о гордости лжеименного знания, восстающего на Бога. Но полагает он это, как он сам признается, потому, что нигде ничего не слышал о народе "рош".

Но обратимся к самому понятию "глава".
Протоиерей Григорий Дьяченко приводит малоизвестный факт, что не только Писание делится на "главы" , но само Священное Писание называется Главой.
"Письменный свиток LXX называли κεφαλις , которое означает также "капитель" (т.е. глава колонны) потому, как догадываются некоторые, что такой свиток, похожий на небольшую колонну, или цилиндр, имел некоторую головку или маковку" .  (так что Давидово "В главизне книжней написано обо мне" означает не только "В заголовке книги" но и в "Священном Писании")

Есть подозрения, что гла-ва , гла-гол и гла-з - слова однокоренные и связаны единым смыслом.

В самом деле, если мы посмотрим на форму буквы Глагол - Г г, то мы обнаружим не только сходство со славянской буквой Р , но даже с современным ивритским "реш" - ר (с разницей опять же связанной с разницей направлений)

В таком случае связь "рцы" и "ро" очевидна. Это трансляция "глагол"-"глава"
И эта связь выглядит достаточно примечательной.
По той самой причине, что первые слова Священного Писания (та самая главизна книжная), которые по совместительству являются заголовком первой книги Писания книги Бытия - "Берешит" это буквально "Бе- решит" - "В главе" - то самое наше "Рош" - в греческом тексте "εν αρχη".
Все святые отцы однозначно толкуют это "эн архи"- "берешит" - как Вторую Ипостась Святой Троицы - Слово Божие.

В самом деле, мы найдем массу прямых наименований Христа Главой - например, знаменитый Богородичный текст " Глава́ же о глаго́лемыхъ: такова́ и́мамы первосвяще́н­ника, и́же сѣ́де о десну́ю престо́ла вели́че­ст­вiя на небесѣ́хъ," (Евр. 8,1)

Таким образом связка славянского "рцы" и еврейско-греческого "ро"-"рош" - это опять о Христе , как Творце мира.

и  таким образом, слова Господа нашего Иисуса Христа через пророка Давида "В главизне книжной написана суть о Мне" - это буквальное, прямое значение. И книга эта - Священное Писание. Первая книга Писания - книга "Берешит", а "Реш"("Рош") - это Христос.

А учитывая то, что Рош имеет второе значение  "русский" , то имя "русский"- это синоним слова "Христианин". Не случайно наши простые люди, земледельцы преимущественно и исключительно перед всеми народами  называли себя "крестьянин"- "христианин".
Отсюда и слова св. Иоанна Кронштадтского о том, что "русский не православный (т.е не христианин) - дрянь, а не человек" - не просто воодушевление  или результат славянофильских размышлений. Это зрение в глубочайший корень.
Особенно учитывая, что само значение "рос" в русском языке - это "свет". Роса - это капельки воды ,блестящие светом (буквально - свет на растениях), "русый - светлый" , "русь" - "светлость" , а "нерусь" - это синоним "черный".
Итак, это связано не с генетикой и не с кокошниками с вышиванками, это связано исключительно с тем ,что Рос - это Христос.
И Русь , Россия таким образом - синоним слова  "Христиания".
И именно поэтому Русь Святая - не потому что , русские святые, а потому что Христос Свят.
И этот вывод подтверждается исторически.
Когда славянские племена были язычниками - не было никакой Руси. Ни Святой, ни грешной.
Русь появилась с крещением .
И исчезла она в то же мгновение, когда стала атеистической безбожной - вместо Руси и даже России появился СССР , вожди которого ненавидели люто само имя "русский" - и ненавидят до сих пор. Казалось бы - за что?
А потому что они если не знают, то чувствуют в этом имени Христа.
За что ненавидят имя "русский" католики на Украине?
Потому что чуют в нем имя Христа.

Далее- исчез СССР, сдохло государственное безбожие - и снова появилась "Россия". Уже не святая, потому что государство отделило себя от святости. Но уже Россия.

-------------------------------
Что касается числового значения буквы "рцы", то тут мы сталкиваемся со странностью.
по идее, по последовательности букв, оно должно иметь значение 90.
Но вместо этого значение 90 имеет буква Ч (отсутствующая в греческом алфавите).
Здесь же идет сразу значение 100.

Тут сложности с греческим алфавитом, в котором для числа 90 используется буква, отсутствующая в алфавите - "коппа" Ϙ, ϙ и мы видим, что по форме она очень похожа на "ро" , и она есть в латинском языке - Q и находится именно в этом месте между P и R ( π и ρ) Но в латинском языке она не имеет числового значения.

Святые Кирилл и Мефодий заменили эту букву на Ч, которая в древности выглядела как чаша и достаточно подходила графически   к коппа.

Хотя есть такое простое объяснение, однако вполне возможно, есть и более глубокая причина такого "сбоя" в числах , особенно учитывая, что   буквы   символизируют еще и роды людей.

Каково же символическое значение числа 100 в Священном Писании?
Его ключевое и основное значение - это полнота, совершенство, невмещаемый переизбыток. Таково его всеобщее употребление и в пословицах и поговорках (ср. например наше "Я тебе сто раз уже говорил"- не потому, что 100 раз, а потому что все что можно сказал и больше того) .

В Писании же мы в первые встречаемся с числом сто , когда св. Авраам покупает себе место для погребения у сынов Еммора отца Сихема  за 100 сребренников . На этом поле он сам жил, и здесь же был воздвигнут первый после Ноя жертвенник Истинному Богу.
100 кратно взошел ячмень у св.Исаака - в чем св.Моисей говорит в книге Бытия , как о признаке благословения Бога - и тут нельзя не вспомнить притчу о сеятеле Господа нашего Иисуса Христа.
100 локтей был длиной двор ветхозаветной скинии и храма Соломона - и храма в видении св. пророка Иезекииля.
100 подножий для столбов из 100 талантов серебра было вылито для скинии ветхозаветной.
Три отряда по 100 человек оставил Господь с Гедеоном из всего Израиля для сокрушения мадианитян.
Давид получил первую жену Мелхолу за 100 краеобрезаний филистимских , а вторая жена Авигея наоборот принесла ему 100 связок смокв и 100 связок изюма.
100 локтей длины был дворец соломона
Давид, когда уничтожал все колесницы дамасковы, оставил из них 100 для себя
100 гранатовых яблок было на двух столбах в Храме Соломоновом Иахин и Воаз. и 100 золотых потиров было в нем. 100 священнических одежд и 100 золотых талантов дали на восстановление Второго храма.

Что же касается символа полноты, то во 100 крат говорил умножиться народу Израильскому Иоав, чтобы отвратить от переписи св.Давида , 100000 овец и 100000 баранов давал Ахаву царь Моавитский. Притчи говорят, что глупого не исправят и 100 ударов , а Экклесиаст - что не сделают человека счастливым и 100 сыновей , а грешник делает зло 100 раз (не потому, что есть лимит на 100 грехов, а потому что грешник стремится к полноте , тотальному греху) .

В Евангелии 100 - это почти исключительно символ полноты. 100 динариев прощенного в 10000 талантах - это не просто пустая цифра. Это символ полноты всех преступлений , совершенных против него другими людьми. 100 кратный плод зерна - это символ исключительной полноты плодоприношения. 100 овец у пастыря - тоже символ полноты всех праведных. И 100 кратное обещание оставившим все земное - тоже не ограничение, а символ преизливающейся полноты. 100 мер масла и 100 мер пшеницы должников неправедного управителя - также не что иное, как те же самые 100 динариев неблагодарного должника.

С другой стороны и голова - символ полноты, в том числе и в выражениях - ср. наше "голова полна забот", "голова пустая" , "оглавление".

-------------------------------
Перейдя к китайским иероглифам мы обнаружим, что первоначальная голова- это глава книжная , 首
Глава физическая имеет очевидно тот же элемент слева 頭 с весьма любопытным переносом двух черт.
Правый элемент означает "священный сосуд" , второе его значение - боб, фасоль. Связь эта выражается достаточно неожиданно в том, что по народному языческому поверью в синто злые духи изгоняются киданием в них бобов

Очевидно, это неправильное понимание знака 豆 , который имеет значение "священный сосуд

А вот глава чего-либо - это 総 , и этот же знак обозначает "весь", "полный" и состоит из "нить", "общий" и "сердце" - т.е. можно наивно прочитать как "связывать в общее сердца".


Tags: Житие Константина Философа, церковно-славянский
Subscribe

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments