ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Азбука . Часть шестая . Генеалогия "Он"

Славянская буква Оо достаточно прозрачно происходит от греческого омикрона Οο, которая в свою очередь происходит от древнееврейского айн
Древнееврейское слово "айн" сохранилось до сих пор и означает "глаз". Очевидная связь смысла, произношения и начертания  буквы.
Вопросов, однако тут два.



1. Греческое название буквы - это не слово, а  произношение .
причем греческое , а не древнееврейское.
Более того - почему "микрон" (малое)? П
ри этом любопытно, что и в греческом есть οσσε "очи" и в латинском oculus "око"

Второй - при том, что в славянском языке есть прекрасное слово "Око" , которое очевидно и идеально подходит для этой буквы, но святой Кирилл отказывается от этой очевидности и выбирает совершенно странное имя "Он" .

Попытаемся понять , в чем тут дело.



Исходя из того, что все буквы до сих пор имеют священное значение , относящееся к Богу, мы без всяких сомнений можем утверждать, что и эта буква - о Боге.

Око Божие - Библейский символ всеведения Божия, Его везде- и всегда-присутствия - и что самое важное - символ Его действия в мире. (ср. у Иезекииля "Око Мое не пощадит" или "Око Мое пощадит" и св.Давида "Создавый око не смотряет ли"?)

Описание Откровением св.Иоанна Богослова Бога , седящего на престоле, крайне напоминает описание ока.
Седящий на престоле-невидимый и непознаваемый Бог  (зрачок)
Радуга вокруг престола (радужная оболочка глаза)
Кристалловидное белое море вокруг престола (белок глаза)
Двадцать четыре старца на престолах, которые падают и кланяются Седящему на престоле - ресницы, которые постоянно моргают (т.е. смыкаются и размыкаются)

Естественно, аналогия не полная , но вряд ли случайная.

Евангелие говорит о Боге - "

"Въ то́мъ живо́тъ бѣ́, и живо́тъ бѣ́ свѣ́тъ человѣ́комъ:
и свѣ́тъ во тмѣ́ свѣ́тит­ся, и тма́ его́ не объя́тъ." (Ин. 1,4)

Господь же говорит об оке человека -
"Свѣти́лникъ тѣ́лу е́сть о́ко. А́ще у́бо бу́детъ о́ко твое́ про́сто, все́ тѣ́ло твое́ свѣ́тло бу́детъ: а́ще ли о́ко твое́ лука́во бу́детъ, все́ тѣ́ло твое́ те́мно бу́детъ. А́ще у́бо свѣ́тъ, и́же въ тебѣ́, тма́ е́сть, то́ тма́ кольми́?" (Мф. 6,22-23)

Итак, не только весь человек - икона Бога, но и око его  - это икона Бога (как проявление Его действий)

Интересно, что в глаголице "он" пишется так:и это однозначное изображение пары глаз

Почему в греческом - "омикрон" (о-малое)? Очевидно, потому что есть и "омега" (о-большое).
Почему их два?
Потому что у человека два ока.
И эти два ока - икона Одного Ока Божия
поэтому не два "омикрона", а "омикрон" и "омега" - большое и малое.
И эти буквы стоят не рядом, а разнесены - одна в средине  алфавита, другая - в конец.
Как уже было сказано, с одной стороны это может обозначать, что структура алфавита - не линейная, а дву-цикличная , алфавит - это две окружности.
С другой стороны это может означать, что как сам человек есть икона Бога, и части его тела - это иконы тех или иных Божиих действий и качеств, так и алфавит - есть икона Бога и названия букв - иконы тех или иных Божиих действий и качеств. Иными словами, алфавит - это одновременно и икона человека , своеобразный буквенный портрет его- что мы видели и ранее.

С другой стороны омега по своему написанию ω состоящая из двух "омикронов" может представлять собой тот же смысл, что глаголическое Ⱁ ,

По поводу омикрона как единичного о,
а омеги как сдвоенного оо
интересный комментарий можно найти в трактате блаженного Августина  "Шесть книг о музыке",



"Августин: Что же ? Разве не с самого раннего детства мы учили, что всякое число есть четное или нечетное?
Лиценций: Правду говоришь.
Августин: Тогда вспомни и скажи мне, что мы имеем обычай называть четным, а что – нечетным.
Лиценций: То, что может быть разделенным на две равные части, называется четным, а что не может – нечетным.
Августин: Также не может , что бы это ни было, иметь неделимую средину, как нечетные. Ибо если имеет, не может разделиться на две одинаковые части, что мы назвали свойственным четным числам. Неделимая средина – один, делимая – два. Средина же в числах есть то, от чего оба бока имеют в себе равенство.
"Августин: В единице нет ни средины, ни конца, потому что есть только начало, или же потому начало , что не имеет ни средины ни конца.
Лиценций: Очевидно.
Августин: Что тогда скажем о двух? Не можем в них уразуметь начало и средину, потому что средины быть не может кроме как там, где есть конец- или же не можем уразуметь начало и конец, потому что невозможно прийти к концу как через средину?
Лиценций: Убеждает разум признать это. И что об этом числе мне отвечать , я в совершенном недоумении.
Августин: Посмотри, не может ли и это число также быть началом чисел? Действительно, если ему не хватает середины и конца что, как ты сказал, убеждает разум признать, что остается, если не то, что оно так же было бы началом? Или сомневаешься признать два начала?
Лиценций: Совершенно сомневаюсь.
Августин: Хорошо сделал бы , если бы друг против друга основались два начала. Ныне же сие иное начало от первого начала есть , как то – ни от чего не происходит, а это – от него. Ибо один и один – есть два, и оба эти начала таковы, что всякое число от единицы , но поскольку каждое происходит через умножение и сложение, источник же умножения и сложения прямо разделяется на два числа (т.е. два слагаемых или два множителя) , получается что обретаются единица – это первое начало, от которого все числа, сие же (т.е. два) – иное начало, через которое все числа."

Блаженный Августин достаточно очевидно говорит о том, что числа носят на себе некий образ, икону Святой Троицы (не ударяясь при этом в каббалистический магизм) . И мы видим это же самое в славянском и греческом алфавите.

Так, число 1 передается буква А - с одным замкнутым "ядром" , число 2 - буквой Β - c двумя замкнутыми ядрами.

Аналогичный принцип мы видим в греческих ο и ω.
Особенно ясно отражается мысль блаженного Августина в заглавных написаниях этих букв Ο Ω
Очевидно, что это символика нечетного и четного, неделимого и делимого "ядра" чисел
Интересно, что   в славянском алфавите св. Кирилл  к греческой паре и добавляет  - совершенно однозначно третий символ из той же последовательности- который завершает икону Святой Троицы (о которой далее говорит в трактате блаженный Августин)


Что же касается славянского названия буквы "Он", то

во-первых и  буква "омега" с тем же названием и написанием есть и в славянском языке (правда, не на том же самом месте, не на последнем).

Во-вторых, само слово "он" в славянском языке это не наше русское "он" , а указательное местоимение " тот". Любопытно, что в качестве русского "он" использовалось личное местоимение "той". Значения этих слов сейчас обменялись друг с другом.

В-третьих, в греческом языке есть слово ον - причастие настоящего времени от ειμι "быть" - и означает "Сущий", "Существующий" .  Иконописное ο ων , которое мы видим на крестчатом нимбе икон Господа нашего Иисуса Христа - это другая форма того же причастия . То есть "он" - это греческий перевод Библейского "Яхве"  - "Сущий".



В-четвертых , в греческом языке сама по себе буква ο употребляется в качестве артикля, значение которого крайне важно. Именно этот артикль мы видим в ο ων. Как мы видим, "омикрон" и "омега" в имени Божием находятся рядом, что раскрывает еще один аспект священной структуры греческого и славянского алфавитов .

Здесь же , может быть , интересно вспомнить и знаменитый индийский "ом" или "аум". Его начертание выглядит отдаленно напоминающим греческое "ο ων". Приравнивать или искать какие- нибудь смыслы в индуизме мы не будем - там совершенно сатанинские глубины, но даже если "ом" в его начертании это или языческое извращение древнего откровения , или сатанинская пародия на него, - в любом случае   указывает на глобальность, а не национальную эллинистичность οων - что собственно и демонстрировали наши русские иконописцы, помещая эти три греческие буквы на крестчатый нимб Спасителя.

Какая же связь между "он", "око" и "омега-омикрон"?

Есть еще один интересный аспект.
В греческом языке приставка "о" обозначает соединение, приобщение. Связан ли с этим греческий артикль ο , учитывая его родовые варианты η и το - сложно сказать .

В самом деле , око можно истолковать , как присоединение , приобщение сознания к взираемому предмету через свет.
Возможно, что славянское "он", "оный" - "тот"- это указание именно на созерцание , видение.

Если для человека по его немощи "смотреть " это всего лишь беспомощное взирание, то "Я вижу" в устах Бога - это деятельное и живое участие (вспомним слова Моисею о страданиях Израильского народа - "ви́дя ви́дѣхъ озлобле́нiе люде́й Мо­и́хъ, и́же во Еги́птѣ" - не просто "я вижу", а "видя видех" - то есть усиленное видение.
Как можно "усиленно видеть"?
Выпучить глаза и не моргать?
Нет, речь идет о крепком , усиленном вмешательстве и участии, о котором св.Моисей сам свидетельствовал- чем больше египтяне угнетали Израиль, тем сильнее и многочисленнее он становился.

Это объясняет и библейское словоупотребление "Око не помилует".
Как может око миловать, если это всего лишь "интерфейс восприятия"?
Может, если  это инструмент приобщения, соединения.
"Око милует" - при соединении, "Око не милует" -тоже при соединении.


Отсюда и "отвращшу же Тебе лице возмятутся, отымеши дух их и исчезнут" (Пс. 103) .
Мы живем только пока Око Бога смотрит на нас, соединяется с нами в этом видении и этим светом поддерживает в нас существование.

Здесь можно бы упомянуть о нетварном Свете (если мы говорим об "Оке", то естественно говорить о "Свете"), как о причине существования творения , соединяющим разрозненные его элементы воедино на любом уровне сложности и объединения,

И даже , что Око Божие и есть Свет неприступный. Наше человеческое око требует внешнего света, а Око Божие само Свет (вспомним опять Евангельское "светильник телу есть око"- то есть для человека тоже око есть свет, но внутри него) и никакой внешний свет ему не нужен.
Обратим внимание, что у человека два соединенных ока. В омега (греческом и славянском), в глаголице мы видим именно эту идею соединения двух в одно. Таким образом , ο ων - можно трактовать как "Соединенный" или "Соединяющий". Почему Соединенный? потому что Святая Троица. Почему "соединяющий" ? Потому что Любовь.

Любопытным подтверждением этого может быть знаменитое пророчество Исайи " се́, Дѣ́ва во чре́вѣ зачне́тъ и роди́тъ Сы́на, и нарече́ши и́мя ему́ Емману́илъ" (Ис . 7,14)
Имя "Эммануил" עִמָּנוּאֵל начинается с "Эм" . "Эм" здесь раззновидность "эн"  как в  ("эммаус") - и означает "С нами Бог" - то есть соединение Бога с "нами".
Значение слова "Эммаус"-  "теплый источник".  Отметим , что "айн" в древнееврейском ("ен" в поздней форме) означает не только "око", но и "источник", "родник" (а также "учение").
 Учитывая, что главную роль в этом явлении имели очи учеников , которые "держастася", можно сказать , что это вовсе не совпадение.

-------------------------------------

Числовое значение буквы "Он" - внезапно.
Не шестьдесят.
Семьдесят.

В славянском языке буква "Он" идет после буквы "Н" а в греческом тут стоит Кси Ξξ , а в еврейском - "самех", которые и имеют значение числа 60.

Начнем с того, что богодухновенный перевод Писания на греческий язык называется буквально "Семьдесят" - "Септуагинта", иными словами это одно из названий Священного Писания, а поскольку Писание - это икона Слова Божия, то и имя Священного Писания некоторым образом - имя Самого Слова Божия. То есть "Семьдесят" - это и одно из имен Господа нашего Иисуса Христа.

70 седьмин - это пророчество Даниила о пришествии Христа .
Остальные значения числа 70 тесно связаны с Церковью.
Так , в Елиме на пути Израиля в пустыне был оазис с 12 источниками и 70 пальмами - прообразами 12 и 70 апостолов Христовых.
70 старейшин Израиля избрал Бог в помощь Моисею (каковое событие связано и с Пятидесятницей) в книге Числ , но семьдесят старейшин было еще до этого (в книге Исход)
70 талантов меди было собрано для скинии Моисея
70 сиклей было в каждой из 12 чаш - даров от начальников колен Израиля (опять 12 и 70 - очевидно , опять прообразы 12 и 70 апостолов)
70 сыновей было у Гедеона - прообраза Христа
70 тысяч грузчиков было на строительстве храма Соломона
70 старейшин Израиля тайно поклонялись в храме Божием Астарте ( Иезекииль, 8 глава)
70 локтей имело некое здание при храме в видении того же Иезекииля.

ну и наконец - 70 апостолов Христовых .


Особой связи с "он", "омега" , "омикрон" и "око" я не могу увидеть.

--------------------------------------------------------------------------------
Что касается китайских иероглифов, то око изображается двумя вариантами -
знаком
знаком
Первое - идеограмма , изображающая око. Только обратим внимание - в нем три стилизованных круга.
Тут можно вспомнить, что омикрон и омега в греческом (он и омега в славянском) вместе тоже составляют три.

Знак же 眼 состоит из двух частей - собственно знака 目 око и знака 良 "благой"
Вместе они образуют сочетание "око благое" .
И тут уместо вспомнить Евангельские слова "Никтоже благ токмо Един Бог".

"Сущий", "Существующий" - это или



А  "тот", славянское "он" -  обозначается знаком
Как и в славянском языке этот знак используется и для личного местоимения "он".
Графическая связь с достаточно очевидна.


Еще более интересно, что знаменитая японская игра "го" (китайская вэйци) пишется так:

и состоит из "Он" и "Камень".

Камни же выглядят так:

Фактически, это черные и белые "глаза" . Суть игры в "го" заключается в захвате территории этими камнями-глазами, а "глаз" - это ключевой термин в игре в "го"
http://19x19.ru/content/5_5_two_eyes.html

----------------------------




Tags: Житие Константина Философа, церковно-славянский
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments