ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

О подлинной музыке.

Перед нами два человека.
Один - всемирно известный оперный певец с миллионными гонорарами.
Вторая - бабушка с клироса, которая скрипит так , что ее священник еле терпит - и то только потому, что петь некому.

А теперь вопрос: Кто из них больший музыкант?
Можно ли предположить, что бабушка с клироса разбирается в музыке больше всемирно известного певца, игреца на фортепиано и композитора в придачу?

Думаю, самый консервативный человек согласится , что преимущество в благочестии еще можно предоставить бабушке. Но что ее тоскливое исполнение  двух нот "Господи помилуй" С МУЗЫКАЛЬНОЙ точки зрения  выше и лучше чем виртуозные тремоло из арии тореадора - это уже какая-то блажь, не так ли?

Тут есть одна неожиданная тонкость.
Вот что пишет блаженный Августин в трактате о музыке.

"


Учитель: ответь, пожалуйста: кажется ли тебе знающим, что такое золотой солид, такой человек, который, же­лая продать его за справедливую цену, оценит его в десять копеек?
Ученик: Кто это скажет?
Учитель: A теперь ответь, что нужно ценить дороже — то ли, что пости­гает наш ум, или то, что нам дает случайное суждение неопытных людей? Ученик : . Нет сомнения, что первое несравненно выше всего прочего, которое нельзя даже признать за нечто, принадлежащее нам.
Учитель: . Так, стало быть, ты не будешь отрицать, что вся наука заключена в понимании?
Ученик: Кто может это от­рицать?
Учитель: Следовательно, и музыка — там же.
Ученик: Вижу, что это вытекает из ее определения.
Учитель: A те­перь скажи: рукоплескания толпы и все эти театраль­ные награды разве не кажутся тебе чем-то, что на­ходится во власти фортуны и зависит от суждения неопытных людей?
Ученик: Я считаю, нет ничего более пере­менчивого и более зависящего от случая, от власти толпы и ее одобрения.
Учитель: . Так неужели певцы, если бы они знали музыку, продавали бы за такую цену свое исполнение?
Ученик: Такой вывод меня тревожит не­мало, хотя кое-что я и могу возразить. Ведь того продавца солида, о котором была речь, нельзя сравнивать с актером. В самом деле: певец, получив руко­плескания или какое-нибудь денежное вознагражде­ние, не теряет ту науку, посредством которой он до­ставлял удовольствие народу, если только он ее имеет; наоборот, обогащенный деньгами и радостный от похвалы людей, он возвращается домой с наукой, той же самой, что и прежде, остающейся в целости и сохранности. А потому он был бы глуп, если бы пре­небрегал этими благами; отказавшись от них, он стал бы гораздо презреннее и беднее, а, приняв, он отнюдь не становится от этого менее ученым.
Учитель: Смотри же, достигли мы хотя бы в этом отношении того, чего хотели. Ведь я уверен, ты считаешь гораздо более значительным то, ради чего мы что-либо делаем, а не то, что мы делаем.
Ученик: Несомненно.
Учитель: Следова­тельно, тот, кто исполняет или учится исполнять толь­ко для того, чтобы получать похвалы от народа или вообще от любого человека, не ставит ли такую по­хвалу выше, чем исполнение?
Ученик:  Не могу этого отри­цать.
Учитель: . Ну, а тот, кто судит о какой-нибудь вещи плохо, кажется ли тебе, что он ее знает?
Ученик: Отнюдь нет, разве только это какой-нибудь развратник.
Учитель: Следовательно, тот, кто считает худшее лучшим, вне всякого сомнения не имеет знания о нем.
Ученик: Да,
Учитель: . Итак, если ты меня убедишь или покажешь, что любой из певцов не проявляет свои способности, если он их имеет только для того, чтобы понравиться народу, ради прибыли и славы, тогда я соглашусь, что всякий певец может владеть и наукой музыки, оставаясь певцом. Но если, как это весьма вероятно, нет певца, который не полагал бы и не ставил целью своей профессии деньги или славу, необходимо будет признать либо что певцы музыку не знают, либо что искать у других славы или каких-либо иных случай­ных благ нужно больше, чем в себе самих — разума. "

Этот диалог - вовсе не забавный софизм в стиле Зенона.
Это не что иное, как раскрытие Евангельских слов, что такое тщеславие.
И почему делающий что-то ради похвалы от людей теряет всякую цену и сам - и его дела.


Бабушка на клиросе больше разбирается в музыке и поет музыкальнее именно по той самой причине, что ей все равно - похвалят ее или нет и потому что она поет не за деньги (по крайней мере большинство из них) .
Она, может, и знает о музыке две ноты и домидо, но это имеет цену. Потому что она не для людей поет.

А миллионные стадионы всемирных звезд - не имеют никакой. Именно потому что ради миллионных стадионов. Более того, это и есть метание бисера перед свиньями. Не потому что люди - свиньи . Люди - образ Божий.
Но  сама человеческая слава и похвала имеет это свойство мысленного свинства, уничтожающего и попирающего самые высокие и совершенные жемчужины.

Tags: Внезапно, Златоуст атакует, онгакушки
Subscribe

  • Акафист Астарте

    Митрополит Вологодский Савва отслужил акафист перед картиной блудницы, которая изображает богиню любви Венеру-Астарту. Напомню, что Рафаэль…

  • Дна нет.

    @Олимпийский комитет России (ОКР) и официальный экипировщик олимпийской команды России ZASPORT провели презентацию экипировки для сборной России на…

  • Цыгачесса и кузина Лилибет.

    Мухосранская самозванка решила пропиариться на смерти летального принцовируса Филиппа. И сделала это одновременно и хитрожопо, и предельно тупо. (…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments