ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Святая Русь , как страна святых Бориса и Глеба.

Одна из самых больших трагедий нашего времени - что люди даже церковные , даже находящиеся в русле Предания не понимают что такого в святых Борисе и Глебе.
Некоторые даже дерзают говорить, что это "политическая канонизация" - т.е. это на самом деле не великие святые, а просто исторический эпизод борьбы за власть при  зарождении государства. Эпизод,  который хитрые попы освятили чтобы угодить власти.

Человек, который не понимает "что святого в  Борисе и Глебе" - не понимает,  что святого в Евангелии.
По той простой причине,



что святые Борис и Глеб - русские Христы.

Не в смысле действительном, потому что Господь наш Иисус Христос - Единый Спаситель людей.
А в смысле уподобления.
Святые Борис и Глеб в своей короткой земной жизни достигли совершенного уподобления Христу и в жизни и в смерти.

Много было великих святых и мучеников в истории Церкви, но даже среди них такое точнейшее совпадение с обстоятельствами Христовых Страстей - крайняя редкость.
Потому что св. Борис и Глеб  приняли не просто насильственную смерть.
 Насильственную смерть от брата
Не только насильственную смерть от брата
Насильственную смерть от своего народа.
Убивал то их  не лично Святополк - убивали русские люди (исключая странного повара Торчина) .

И причина их убийства так же бессмысленна и иррациональна, как убиение иудеями Господа Иисуса Христа.
Потому что не было на Руси больших благодетелей и доброжелателей Святополку , чем св.Борис и Глеб.
Как не было в Иудее никого, кто заботился бы об иудеях , кроме Господа Иисуса Христа.

Это ясно как солнце, потому что даже зная, что Святополк вызвал их чтобы предательски убить, они и тут ищут не своего блага, а брата-убийцы.

Потому что убиение их Святополком  было, как иудеями Христа -  из зависти и  из-за "се наследник винограда, убием его и наследство будет наше".

Потому что святые Борис и Глеб, имея огромные возможности сопротивляться преступлению, вместо этого отпускают от себя всех воинов - чтобы они не пострадали и не погибли в междоусобице.
Да, это совершенно Евангельское Христово "Аще Мене ищете, оставите сих идти".

Потому что святые Борис и Глеб, имея все возможности убежать (если не сопротивляться) , не только не убегают, а едут навстречу убийцам, добровольно идя на очевидную смерть.

Потому что как и Христа  - Иуда,  святых Бориса и Глеба предали - св.Бориса убили  "вышгородские мужи" Путин и Ляшко Путьша и Ляшко, а второго зарезал его собственный слуга.

Потому что сам способ убийства был по подобию Христовому - св.Бориса пронзили копьями (как Христа на Кресте) , св. Глебу перерезали горло, как жертвенному агнцу-  прообразу Христа.

Потому что св.Борис хотя и не был на Кресте буквально, но подобно распятому продолжал еще  некоторое время  жить после прободения копьями  и фактически действительно пережил страдания Христа  на Голгофе - вплоть до слов Христа "Отче прости им, не ведают бо что творят"  - и мир брату-убийце передал, а не проклятие и угрозы . И после этого ему , точно как на Голгофе, пронзают сердце, чтобы гарантировать, что он мертв.

Потому что на святом Глебе чуть не слово в слово повторился суд над Христом.  Вплоть до
"Какую обиду нанес я брату моему ивам, братья и повелители мои? Если есть какая обида, то ведите меня к князювашему и к брату моему и господину. "

и жертвенный характер смерти св.Глеба , принесенной за всех, в том числе и за врага его - Святополка, о которой он сам говорит перед ней: "Он же, видя, что невнемлют словам его, стал говорить: «Да избавятся от вечных мук и любимый отец мой и господин Василий, и мать госпожа моя, и ты, брат Борис, — наставник юностимоей, и ты, брат и пособник Ярослав, и ты, брат и враг Святополк, и все вы,братья и дружина, пусть все спасутся!" .



Но главное, конечно, - не удивительные фактические совпадения .Самое главное - уподобление великих и святых душ Христу. Каждое слово , каждое их действие , донесенные нами Житием - это по совершенной кротости, светлости и незлобию - действие Христово (с той разницей, что Христос -  Бог, а святые - рабы Божии) .

Сами совпадения не случайно сами собой возникли, а были устроены Промыслом чтобы обнаружить  совершенство святых. Не потому св.Глеб и Борис - величайшие русские святые, что у них обстоятельства так совпали, а эти обстоятельства обнаружили  скрытую и невидимую никому Христоподобную святость.

И житие святых Бориса и Глеба это не что иное, как один из самых совершенных отпечатков, оттисков Евангелия

Помню сравнение, кажется , Достоевского, о некоей разнице в преимущественном облике идеала святости у разных народов. У евреев это пламенные пророки, у римлян это сотрясающие землю чудотворцы, у греков это великие проповедники  , движущие  как ветром паруса -   целые народы на служение Богу.

А русский идеал святости  -это тихая безмолвная, незаметная ,  святость, как тихо горящая в углу лампадка.
Глас хлад тонка.
Не восставало от Руси  великих пророков как св.Мефодий Патарский.
Не восставало  вселенских учителей , как св.Василий Великий и Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Не восставало   чудотворцев, переставлявших горы, как св.Григорий Чудотворец или св.Николай Мирликийский.

Зато восстали тихие безмолвные совершенства кротости и незлобия
страстотерпцы св.Борис и Глеб,
св. Димитрий Угличский,
святые царственные страстотерпцы - и все увенчанные Голгофскими царскими Крестами.

И поэтому поводу есть видение пророка Илии.
"и се́, ми́мо по́йдетъ Госпо́дь,
и ду́хъ вели́къ и крѣ́покъ разоря́я го́ры и сокруша́я ка́менiе въ горѣ́ предъ Го́сподемъ,
[но] не въ ду́сѣ Госпо́дь:
и по ду́сѣ тру́съ, и не въ тру́сѣ Госпо́дь:
и по тру́сѣ о́гнь, и не во огни́ Госпо́дь:
и по огни́ гла́съ хла́да то́нка, и та́мо Госпо́дь." (3 Цар 19, 11-12)

Я это не к тому, что у русских самые святые святые - святость от нации не зависит.
Во всех народах есть все святые.
И даже не к тому, кто "круче" - св.Василий Великий и св.Николай Чудотворец - или св.Борис и Глеб.
Сам такой вопрос -   безумие , которое обличил Христос в апостолах.

Это к тому, что святые Борис и Глеб - это святые гласа хлада тонка, где "тамо Господь".

И именно поэтому Святая Русь - это в первую очередь страна святых Бориса и Глеба.
И по духу, и по мистической власти (а они действительно навсегда Великие князья русские от Царства Небесного, как это видели и при св.Александре Невском перед побоищем на Неве) .
Не понимание и отрицание их святости  - это не только отвержение Евангелия , это и отвержение Святой Руси.

Tags: Внезапно, Жития святых
Subscribe

promo ortheos сентябрь 3, 2020 11:11 35
Buy for 10 tokens
Наконец закончил , если можно так выразиться, перевод "Шести книг о музыке" блаженного Августина. Перевод делался для себя, поскольку полный перевод госпожи Двоскиной издательства московской консерватории ( не хулю, а привожу причины своего перевода) 1) дорогой 2) в малом количестве…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments