?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Думаю, многие , пришедшие в Церковь в начале-середине 90-х годов помнят, каким чуть не самым доминирующим богословом того времени был св.Игнатий Брянчанинов. Его постоянно цитировали в проповедях , он был настольной книгой не только монахов, семинаристов, но и от каждого более менее благоговейного мирянина можно было слышать " А святой Игнатий говорит...."

Сейчас это великое имя исчезло как по мановению чьей-то руки. Хотя его сочинения еще можно найти, но я не помню с начала понтификата патриарха Кирилла ни разу, чтобы хоть кто-то соотносился с его наследием.

И это не спроста.

Святитель Игнатий Брянчанинов жил в то время, когда после продолжительного "культурного влияния" папизма, выражавшегося в архитектуре, живописи, церковной музыке, в системе духовного образования русское высшее общество неминуемо начало открывать для себя "глубины католической мистики".

Так же неминуемо, как после просмотра порнографии начинается разврат самим делом.

Особой популярностью у скучающих дам и неприкаянных дворян пользовались "духовные опыты" Игнатия Лойолы и "О подражании Христу" Фомы Кемпийского.

Святитель Игнатий, тщательно изучавший наследие древних и новых подвижников и проходя его сам опытным путем, не мог не видеть заблуждения и вреда, происходивших от подобных книг. В своих сочинениях он регулярно раскрывал истинную - прелестную- сущность католического подражания Христу. Не в разнообразных словах, но настойчиво. Католические "святые" были для него неиссякаемым источником для демонстрации того или иного состояния прелести -т.е. фактически , духовной погибели, которые подстерегают неосторожного монаха аскета.

Прежде всего, для св.Игнатия папизм - это не просто некое "течение" или "ответвление" христианства, не "древняя Церковь, поврежденная в нескольких пунктах", а чудовищное проявление откровенной деятельности духов зла, по своей степени идентичное исламу. Вот что он пишет о папских аскетах:
"Главный их труд заключается в том, чтобы уронить все истинные идеи о Боге и о всем Божественном и возвеличить идеи о человеке в падшем естестве его. Та же идея, которая сгубила человеков в раю! Какой папизм! Какое магометанство! Это - только маскировка. Это- частное действие. Папа, Магомет - служат предображением антихриста" (6, с.460)

Само уклонение в прелесть западных подвижников - не просто частные ошибки и преткновения, случаи, возможные и для православных подвижников (2,с.255) , необходимое состояние перманентной духовной гибели души в порожденном от духовного блуда с демонами лабиринте фантазмов, каковой духовный блуд есть неизбежный результат отречения от истининной веры и сочетания с бесами в ереси. "Много было таких прельщенных подвижников в западной церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства и воздается человеку поклонение , подобающее и приличествующее единому Богу. Много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественной любовью, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений , льстивших их самолюбию и гордости"(2,131) .

В другом месте он говорит: "Другое направление получили подвижники западной церкви и ее писатели о подвижничестве со времени разлучения этой церкви от Восточной и отпадении ее в гибельную тьму ереси. Преподобный Венедикт, святой папа Григорий Двоеслов еще согласны с аскетическими наставниками Востока, но уже Бернард (Клервосский) отличается от них резкой чертой, позднейшие уклонились еще более. Они тотчас влекутся и влекут своих читателей к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто исступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют никакого понятия. Эта мечтательность признана ими благодатью...От плод их познаете их, сказал Спаситель. Известно всем, какими преступлениями, потоками крови, каким поведением, решительно антихристианским, выразили западные фанатики свой уродливый образ мысли, свое уродливое чувство сердечное"(4, 508)

Вообще к папизму св.Игнатий Брянчанинов относится более жестко и категорично, чем его знаменитый современник св.Феофан Затворник, которого тоже невозможно заподозрить в расположении к католичеству. Если последний признавал, что у папизма половина легких сгнила (из чего наши оптимисты латинофроны делают загадочный вывод - "зато другая половина легких целая!") , то по словам св.Игнатия "у западных верований остались лишь буква и самоообольщение" (6, 313). В другом месте св.Игнатий называет и католичество и протестантизм даже не верованиями, а прямо религиями, отличными от христианства (2,561)

А дальше он делает вывод, который объясняет как ярую ненависть к св.Игнатию латинофронов, так и загадочное полное исчезновение всякого упоминания о нем и его наследии в понтификат патриарха Кирилла.




"Всякому, не принадлежавшему Восточной Церкви, Единой, Святой, и писавшему о Христе , о христианской вере и нравственности, принадлежит имя лжеучителя" (2,117), а "читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому и темному дух лжи"(2,116).

Таким образом, святой Игнатий прямо говорит, что странности католической аскетики - это прямое проявление бесовщины.

Свои разоблачения св.Игнатий строит вовсе не на собственном опыте (хотя для имеющих разум это имело бы крайнюю ценность), а основывается на учении истинных мистиков , достойных доверия - св.Исаака Сирина и св.Симеона Нового Богослова. Не случайно латинофроны вроде одного известного композитора или того же danuviusДунаева изо всех сил искажают и извращают именно этих святых отцов. Один - выпуская подложные сочинения "псевдоисаака", второй - извращая св.Симеона в своем омерзительном переводе.

Последний, описывая состояние погибшего в прелести монаха, с абсолютной точностью воспроизводит видения Франциска Асизского, Игнатия Лойолы, Терезы Авильской за столетия до них. "Он возводит сердце, глаза и ум, воображает в уме своем" - подобно Клопштоку и Мильтону , комментирует св.Игнатий- "Божественные совещания, небесные блага, чины святых ангелов, селения святых, короче- собирает в своем воображении все , что слышал в Божественном Писании, рассматривает это во время молитвы, взирает на небо, всем этим возбуждает душу свою к Божественному желанию и любви, иногда проливает слезы и плачет. Таким образом мало-помалу кичится сердце его, не понимая того умом, он мнит, что совершаемое им есть плод Божественной благодати к его утешению, и молит Бога, чтобы сподобил его всегда пребывать в этом делании. Это признак прелести" (2,с.234).

Далее уже говорит сам св.Игнатий: "Большая часть подвижников западной церкви, провозглашенных ею за величайших святых по отпадении ее от Церкви Восточной и после отступления Святого Духа от нее, молились и достигали видений разумеется ложным, упомянутым мною способом. Эти мнимосвятые были в ужасающей бесовской прелести. Прелесть уже естественно (т.е.как вошедшая в природу) воздвигается на основании богохульства , которым у еретиков извращена догматическая вера. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено , что, как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некоторое напряжение , как являлись перед его взором по его желанию или рай или ад. Это явление рая или ада совершается не одним действием воображения человеческого, явление совершалось действием демонов, присоединявших свое обычное действие к недостаточному действию человеческому. Известно, что истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим , а не по воле человека и не по его собственным усилиям - даруется неожиданно и весьма редко, при случаях особенной нужды, по дивному смотрению Божию, а не как бы случилось. Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкой того пламени, которым разжены прельщенные (2, с. 243) .
Как тут не вспомнить видения "блаженной Анжелы", в которых она сладострастно совокуплялась с представившимся ей призрачным "христом".

Более тонка , сильнее замаскирована - и от того более опасна - ложь в книге Фомы Кемпийского "О подражании Христу" . И св.Игнатий поэтому особенно обращал на нее внимание. Прежде всего он отмечает ее происхождение - ведь после своего появления она была отвергнута даже латинянами, как нечто странное даже для папизма. Во вторых , цель ее написания- не столько показывать путь подвижничества, сколько распространять власть папы. (2,с.254 примечание 2) . О самой книге и ее содержании св.Игнатий пишет, не стесняясь в выражениях:
"Это- самообольщение!
Это - прелесть!
Составилась она из ложных понятий, ложные понятия родились из неправильных ощущений, сообщенных книгой. В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям, упоевающего их отравой лжи, услажденной приправой из высокоумия, тщеславия и сладострастия. Книга ведет своих читателей прямо к общению с Богом без предочищения покаянием... производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их... Книгой можно наслаждаться , не отказывась от грубых наслаждений чувственностью . Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой за действие благодати Божией.Обоняв блуд свой в его утонченном действии, плотские люди приходят в восторг от наслаждения, от упоения, доставляемого безтрудно, без самоотвержения, без покаяния, без распятия плоти со страстями и похотями, с ласкательством состоянию падения. Радостно переходят они, водимые слепотой своей и гордостью, с ложа любви скотоподобной на ложе любви более преступной , господствующей в блудилище духов отверженных. "(2, с.256)

Как обычно, не считая свои слова самодостаточными, св.Игнатий приводит мнения об этой книге подвижников , которые были и для него и для многих православных христиан непререкаемыми авторитетами- Никифоровского безмолвника Исайю и преподобного Льва Оптинского.

Необыкновенно четко св.Игнатий видел и причину популярности западных мистиков - не стремление к Богу и спасению, а "мода и кокетничанье перед Богом" (2,с.257) .

В "Приношении современному монашеству" он пишет:
"В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой "мнением" (т.е. фантазмом, от "мнить"="фантазировать") можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием "Подражание Христу". Оно дышит утонченным сладострастием и высокоумием, которое в людях ослепленных и преисполненных страстей производит наслаждение, признаваемое ими вкушением Божественной благодати. Несчастные и омраченные! Они не понимаюь, что обоняв утонченную вонь живущих в них страстей, они наслаждаются ею, признают ее в слепоте своей ароматом благодати".

Далее он отмечает, что плоды такого состояния таковы, что сущность этого состояния легко может познать каждый.
"Когда Франциск Асизский был восхищен на небо- говорит писатель жития его - то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту в недоумение - кому отдать преимущество - Сыну ли Своему по естеству (т.е. Слову Божию) или сыну по благодати - Франциску" . Что может быть страшнее , уродливей этой хулы, печальнее этой прелести!" (5, с.69)

Некоторых папских "святых" св.Игнатий без обиняков называл сумасшедшими (4, с.486)

"Папист лишь уверовал в папу как в Бога, сделал все. Он - папист в совершенстве! Может сумасбродствовать сколько хочет!" (4,с.431)

"Не прельщайся громким названием книги, обещающим преподать христианское совершенство тому, кому нужна еще пища младенцев. Не прельщайся ни великолепным изданием или живописью, силой , красотой слога, ни тем, что писатель - будто бы святой, будто доказавший святость многочисленными чудесами.
Признак книги истинной, существенно душеполезной - святой писатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный Святой Церковью. Аминь" (2, с.118)

2. Святитель Игнатий Брянчанинов , "Собрание сочинений", т.1. "Аскетические опыты", М., 1996
3. Святитель Игнатий Брянчанинов , "Собрание сочинений", т.2. "Аскетические опыты", М., 1993
4. Святитель Игнатий Брянчанинов , "Собрание сочинений", т.4. "Аскетическая проповедь", М., 1993
5. Святитель Игнатий Брянчанинов , "Собрание сочинений", т.5. "Приношение современному монашеству", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991
6. Святитель Игнатий Брянчанинов , "Собрание сочинений", т.7. "Письма", М., 1993

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
May. 1st, 2019 08:41 am (UTC)
Св. Игнатий
Я читаю. Мне очень нравится. В томе «Аскетическая проповедь» есть глава «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери», где он громит папистов и протестантов. Взгляды протестантов вообще тошно читать.

Касательно того, что сейчас мало упоминают св. Игнатия.
Примерно с 2003 года появились творения С.М. Масленникова под названием «Школа покаяния», «Аскетика для мирян». У него очень много книг и аудиодисков. С. Масленников часто ссылается на св. Игнатия Брянчанинова, чьи труды он, по его словам, скрупулезно изучил.
В 2015 году книги Масленникова запретили. http://www.patriarchia.ru/db/text/4080490
Вот отзывы на форуме св. Иринея Лионского о Масленникове https://forum.iriney.ru/topic/1760-maslennikov-sm/
Но несмотря на это книги и диски Масленникова можно купить везде, да и в интернете их предостаточно. Критику он и его последователи воспринимают как гонения.
Предполагаю, что сейчас многие теперь читают и слушают Масленникова, а не св. Игнатия.
ru_kamerton
May. 1st, 2019 09:24 am (UTC)

Я соотношусь :)
И очень надеюсь дожить до возвращения свтИгнатия в общецерковный оборот. Правда, тогда, наверное, весь текущий понтификат осудят его именем.

ortheos
May. 1st, 2019 10:20 am (UTC)
Интересно, что вместе с исчезновением "из оборота" творений св.Игнатия резко поперли переложения именно католических аскетов под именами православных святых, типа книжек про "частое причастие".


ru_kamerton
May. 1st, 2019 10:29 am (UTC)

В России надо жить долго. В ельцинскую эпоху никто уж не чаял дожить до возврата Крыма, и дожили далеко не все. Сейчас господство латинофронов кажется абсолютным. Но, дотянув до их логического конца (изгнания, осуждения и окончательного разделения с католицизмом), многие удивятся их ничтожеству.
По причастию моя практика простая: причащаюсь в посты чаще, в мясоед реже, смотря по степени собственной готовности. В прошедший Пост ходила три раза. Каждую неделю приступать не намерена, сколько бы и кто меня ни убеждал. Я вижу много людей, точно повредившихся от частого причащения, которые провозглашают, что  "Христос превыше всего", и при этом воюют с языком или практикой собственной Церкви.

volk
May. 2nd, 2019 01:06 pm (UTC)
А зачем тут парад мнений, уже давно все ходы записаны:

80-е правило VI Вселенского Собора и 11-е правило Сардикийского Собора: чтобы все «были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».

Я с весны 2008 выбрал базовую периодичность - один раз в три недели.

66-е правило VI Вселенского собора: следует причащаться во все дни Светлой седмицы.

Вроде получается соблюдать года с 2011 или 2012.

4 заповедь Декалога понимается в том числе и как требование причащаться во все двунадесятые праздники.

Соблюдаю, но, кстати, можно и забыть раз в году. В том году запамятовал 4 декабря.
ortheos
May. 2nd, 2019 01:22 pm (UTC)
Господи , опять сектанты .
Вот вам не страшно так откровенно и бессмысленно лгать?

80 правило Шестого Вселенского Собора:
"Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения."



11 правило Сардийского собора:
"При сем воспомяните, что в предшествовавшее время отцы наши определили: Аще кто мирянин, пребывая во граде, в три воскресные дни, в продолжение трех седмиц, не приидет в собрание, да будет удален от общения церковного. "


66 правило гласит:

"От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище."

Здесь речь о том, чтобы не заниматься зрелищами и мирскими развлечениями на Светлой Неделе, а не то, чтобы причащаться каждый день. В противном случае, если по букве читать, то вы должны из храма не выходить всю неделю и всю неделю непрестанно в нем петь .

У вас что, в голове какой-то скрипт прописан, который заменяет одни слова на другие?

Еще одна попытка пропаганды на пустом месте - да еще столь откровенно лживой - и мы с вами прощаемся.






Edited at 2019-05-02 01:25 pm (UTC)
ru_kamerton
May. 2nd, 2019 02:48 pm (UTC)

Это не мое мнение. Причастие не может быть делом механическим, то есть чтобы раз в неделю или раз в три недели непременно приступить - механистичность принятия Св.Даров, зависимость от периодизации времени что-то существенно повреждает в приступающем человеке. Если вы хотите обязательно приступать "раз в три недели" - дело ваше. Видала я по интернетам таких механиков и сильно испугалась. Они говорят, что не могут пройти мимо Христа и причащаются за каждой литургией. И тут же кто с языком борется (мешает-де людям прийти к Христу), кто католиков считает братьями по вере, кто еще в чем-нибудь поврежден. А вот праведников среди часто причащающихся я не встречала, даже не праведников, а просто не повредившихся по вере людей. По плодам их я и сужу, чтт в наше время механистичность в потреблении Св.Даров для мирян скорее вредна.

(Anonymous)
May. 1st, 2019 12:59 pm (UTC)
Да, вы правы. У святителя Игнатия достаточно чёткие и категоричные высказывания не совместимые с католиками в храмах и с понижением аскетичности жизни. Он делает упор на необходимость чистой и глубокой православной веры и нравственности (т.е. необходимости чёткого понимания что такое страсти, грехи и как с ними бороться практически), а на практике упор делается на участие в Евхаристии, конечно с некоторой подготовкой. Так христианство остаётся поверхностным, а если копать глубоко то начнут возникать вопросы и что тогда делать?
(Anonymous)
May. 3rd, 2019 11:00 am (UTC)
Частое Причастие без правильной веры и аскетической практики(борьба со страстями, тщательное исполнение Евангельских заповедей) может навредить. Но если христианин добросовестно старается всего держаться, вполне может раз в неделю( иногда чаще) приступать к Чаше.
Сам по себе, призыв к частому Причастию правильный, но нужно и призвать к правильной подготовке, учить людей покаянию.
ortheos
May. 3rd, 2019 12:28 pm (UTC)
За 2000 лет ни один из учителей Церковных (включая трех святителей) никто не учил тому, что для спасения нужно часто причащаться или редко.
Более того ,св.Иоанн Златоуст говорил "не хвалю часто причащающихся, не хвалю редко причащающихся, хвалю благоговейно причащающихся"


И слава тебе Господи, появились наконец подлинные прозиратели тайн Божиих, которые в перерывах между пляжным волейболом в плавках и в обнимку с модной попадьей возвращают нас на путь истинный.

Скажите, а уже замеряли процент падения благодати при возрастании срока причащения от ежедневного до через день?
(Anonymous)
May. 3rd, 2019 05:01 pm (UTC)
Конечно же благодать не измерить. Если человек часто причащаеться и священник видит, что жизнь такого причастника не меняется, со страстями не борется, гордыня прет, то можно и не допустить и обьяснить причину. Предложить разобраться в себе. Но в таких случаях батюшку "анафематствуют".
А если христианин желает чаще причащаться и способен это делать благоговейно, то ему запрещать?!

ortheos
May. 3rd, 2019 05:48 pm (UTC)
Мне крайне любопытна тенденция любых искажений в жизни Церкви точно совпадать с искушением сатаной Евы.

Как ей он говорил "что, вам Бог запретил есть от всякого древа?" выставляя заповедь как безусловный запрет на то, что Бог отнюдь не запрещал.

Так и вы утверждение , что в Церкви нет и никогда не было учения о спасительности частого причащения мгновенно перевернули в то, что Церковь якобы запрещает часто причащаться.

ru_kamerton
May. 4th, 2019 10:59 am (UTC)

Господь принимал с любовью и тех, кто от осознания своих грехов не требовал непременно прийти к нему в дом для исцеления больного, и тех грешников, кто принимал Его в доме, несмотря на свои грехи. Мне кажется, в вопросе о частом или редком причастии можно приложить этот факт к себе. Тот, кто редко, но благоговейно причащается, ничем не хуже причащающеоося часто, но тоже благоговейно. Вредна, на мой взгляд,  механистичность - требование чтоб верующий кровь из носу подходил к Св.Дарам в установленный срок (каждую неделю или раз в три недели). И именно с ней нужно бороться.

( 13 comments — Leave a comment )

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow