ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Азбука . Часть шестая . Генеалогия "И"

Буква "И" странная.
В греческом алфавите после Ηη (славянской Иже) идет фита Θθ. Числовое значение фиты - 9 тоже подразумевает последовательность после 8 - числового значения иты. В древнееврейском тоже после "хиют" - 8 идет "тэт"-9.

В славянском внезапно после Иже -8 идет И -10 , а фита (которая также имеет значение девяти ) стоит в конце алфавита.

Странность заключается и в том, что все буквы имеют название, - и до "и" ( иже) и после ("како")
Логически это необъяснить, а значит - тут некоторая тайна.
Что за тайна - сказать точно может только сам св.Кирилл , а мы попробуем поразмышлять на эту тему с той или иной степени достоверности.

Очевидно, что славянское "и" связано с греческой йотой Ιι  и древнееврейским йод
И эта буква уникальна тем, что только о ней говорится в Евангелии.
Вспомним эти слова Господа нашего Иисуса Христа.

"Ами́нь бо глаго́лю ва́мъ: до́ндеже пре́йдетъ не́бо и земля́, Ио́та еди́на, или́ еди́на черта́ не пре́йдетъ от­ зако́на, до́ндеже вся́ бу́дутъ." (Мф 5,18)

Смысл этих слов понятен, но в простоте его содержится нечто глубокое и очень важное.
Чтобы найти это важное, посмотрим толкования святых отцов на это место.

Святой Иоанн Златоуст:
"Слова эти имеют такой смысл: невозможно, чтобы закон остался без исполнения, но и малейшая черта его должна быть выполнена, что и доказал Господь Своим примером, во всей точности исполнивши закон. Здесь также Он дает нам разуметь, что и весь мир должен принять иной вид. Не без причины Он сказал так, но с тою целью, чтобы возвысить дух слушателя и показать, что Он праведно поступает, учреждая новые правила жизни; если вся тварь должна принять новый вид, то и род человеческий должен быть призван к другому отечеству — к образу жизни высшей."

Блаженный Иероним продолжает его мысль:
"

"Нам обещаются Новые небеса и Новая земля, которые создаст Господь. Итак, если новые должны быть сотворены, то древние, естественно, должны отойти. А в дальнейших словах под образом буквы показывается, что даже самое по видимому малое в законе исполнено духовными священнодействиями и повторится по содержанию своему в Евангелии. Итак, какое образование и ученость необходимы для того, чтобы показать, что в ежедневных жертвоприношениях исполняются также различные священнодействия и даже то, что кажется [в законе] суеверным?"

Таким образом, йота поставлена здесь как нечто, что связано с новым небом и новой землей - т.е. вечностью (символ которой - число восемь, восьмой день). Таким образом , св.Кирилл возможно изменил греческий порядок букв не только потому ,что славянские Иже и И произносятся одинаково и означают один и тот же звук, но и по глубокой богословской связи.

Но продолжим читать святых отцов:
Евфимий Зигабен: "Слово «аминь» есть наречие утвердительное, обозначающее то же, что «истинно». Смысл последующих слов – такой: пока будет стоять мир (это видно из слов: «дондеже небо и земля»), не останется неисполненным даже незначительное предписание закона, до тех пор пока все законное не сделается или не исполнится на деле Мною. Словами: «иота и черта» обозначил самое незначительное, потому что они в числе букв были самые простые, так как легче других начертывались. Иота есть прямая линия, а черта – кривая. Все равно, как Он сказал бы так: «доколе не прейдет небо и земля, Я не допущу этого». Так говорил Христос, утверждая, что Он не разоряет Закона, так как не мог еще сделать того, что он заповедует; до самой смерти Он исполнял его."

Здесь толкователь обращает внимание не только на йоту, но и на "черту".
В самом деле, если бы речь шла просто о символе чего-то малого и незначительного, то достаточно было бы одной йоты. Но тут стоит еще и черта. Зачем?

Грамматисты-гебраисты наверняка скажут, что под "чертами" имеются в виду незначительные разницы между некоторыми арамейскими буквами, из-за которых их часто невозможно различить , особенно в рукописном тексте. Часто одна буква отличается от другой именно маленькой кривой загогулиной, "чертой".

Но тут есть и еще кое-что.
Если мы посмотрим на греческий текст Евангелия
ἀμὴν γὰρ λέγω ὑμῖν ἕως ἂν παρέλθῃ ὁ οὐρανὸς καὶ ἡ γῆ ἰῶτα ἓν ἢ μία κεραία οὐ μὴ παρέλθῃ ἀπο­̀ τοῦ νόμου ἕως ἂν πάν­τα γένηται
То увидим, что здесь не γραμμα или γραφα , которые традиционно используются для обозначения письменных черт. Греческое слово "κερας" означает "рог". κεραια, производная от κερας - это поперечная балка, брус.

Блаженный Феофилакт: ""Здесь Господь показывает, что мир прейдет и изменится. Поэтому Он говорит, что, пока стоит вселенная, не исчезнет и малейшая буква из закона. Одни под йотой и чертой разумеют двенадцать заповедей, другие – крест. Йота – прямой брус креста, а черта – поперечный. Итак, говорят, что сказанное относительно креста,– исполнится"
Разумеется, "иные" , которые так говорят - это  сам блаженный Феофилакт.

Таким образом, йота имеет прямое отношение к мирозданию.
Йотой - малейшей и незначительнейшей буквой в некотором смысле (символическом, а не магическо-оккультном)   держатся нынешние небо и земля, она связана с будущей небом и землей, и это не что иное, как Крест Христов.

Как это?

Что означает само еврейское слово "йод"?

Рука.

По словам Священного Писания и учению Церкви, Бог держит весь мир в Своей Руке.
(тут вспомним и Новгородскую историю с иконой Христа-Пантократора, который Сам Собой сжимал ладонь в кулак " “Писари, писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукою, а напишите меня со сжатою рукою, так как в этой руке держу я сей Великий Новгород, а когда рука моя разожмется, тогда и городу сему придет конец”"


Более того, многие вспомнят, что в толкованиях тех же святых отцов,  именно буква Йота Ιι символизирует собой Иисуса Христа - и  как первая буква Его имени , и как 10. И что "Десница Божия", о которой так часто говорит пророк Моисей и св.Давид - это именно Слово Божие, Вторая Ипостась Святой Троицы.

И если мы посмотрим на древнееврейский "йод" то увидим не только схематическое изображение руки, но и Догмат Церкви о Воплощении Христа - две черты в одну сторону - две природы, одна черта в другую - Одно Лицо, и неразрывное и неслитное соединение в вертикальной черте.

Далее, вспомним откровение Ангела св.Пахомию о его монашеском уставе с буквами, назначаемым разным родам братии. Именно буквой ι Ангел повелел называть самых кротких, чистых и смиренных братий- очевидно, как наиболее уподобившихся Самому Христу.  В самом деле, это еще наиболее деятельные и надежные послушники, которым можно доверить любое дело - буквально "руки" настоятеля .
------------------------------------------------------
Почему же у этой буквы нет имени?
Нет ли?
Можно конечно , поразсуждать тут что-то про апофатику и что в самом деле , букве ,которая является символом имени Христа, нет никакой нужды в ином имени.

Но  ведь и - это не просто звук. Он имеет смысл в славянском языке.

Соединительный союз.

И тут мы возвращаемся к предыдущей букве "Иже".
Которая  имеет прямое отношение к ... рукопожатию.
Которое, напомню, происходит вовсе не от обезьяны и показывания что в руке нет камня.
Наше рукопожатие при встрече восходит к священническому обычаю "протягивать руку общения" - как писал св.апостол Павел о Варнаве .

Вот как это происходит сейчас.

Священники перед чтением Символа Веры ("да единомыслие исповемы") протягивают друг другу руки и говорят "Христос посреде нас".

Где ?
Что находится между священниками?

Протянутые друг другу  и соединенные руки.

Которые графически образуют йоту .
Это и есть "Христос посреди нас". Буквально - и иконографически.

Рука соединяет людей не только на Литургии.

Во время венчания происходит "обручение" - т.е. соединение через руку, видимой иконой этого соединения является обручальное кольцо.
Рука соединяет во время хиротонии (посвящения в священника), и во время миропомазания (миро это икона возложения епископской руки) .

И наконец, в Ι можно увидеть жезл, который по Псалмам и Откровению дан Христу, чтобы пасти народы .
______________________

Числовое значение Ι ι - десять.
Почему - очевидно.
Собственно само название "десять" производят от "десницы" - правой руки . Десять пальцев у человека на руках, именно поэтому это основание счета.
Две скрижали Моисея, на которых написаны 10 заповедей , достаточно прозрачно соответствуют двум рукам человека
. Раскрытые скрижали = распростертые на Кресте руки Христа .

Интересно, что римское исчисление связывает число 10 тоже с двумя руками-  двумя ладонями, образующими букву Х - явный крест.

Число десять наряду с семью и тремя носит огромное символическое значение в Писании.
Учитывая все вышесказанное, предлагаю желающим самостоятельно посмотреть, как начинают играть великими смыслами упоминания числа 10 в Писании - например, 10 локтей в крыльях херувимов, простирающих их над ковчегом ( и изображающих распятие)  или в 10 городах и 10 минах  ,как символах крайнего совершенства  в притче о  минах.

---------------------------------------------
А теперь посмотрим на китайские иероглифы.
Первое, что мы видим - это что число 10 обозначается при счете знаком креста .


От чего иероглифически и Крест называется - 十字架 - "водруженный над землей знак 10"

Комментарии излишни.

А вот в документах число 10 обозначается знаком 拾, который имеет второе значение "подбирать с земли, находить" (вспомним притчу Христа о жене, имеющей 10 драхм) , и составлено графически из знака "рука" (слева) и 合 - "соединять, связывать"

Удивительные   совпадения, не находите?
Напомню - никаких культурных влияний и связей между св.Кириллом и китайскими иероглифами не было и быть не могло.
Связь тут - исключительно в объективной и внекультурной, надчеловеческой мудрости Божией.

В циклических знаках число 10 записывается как 癸 , но объяснить его я не в силах.

Tags: Житие Константина Философа, церковно-славянский
Subscribe

  • Вас ист дас?

    Кто мне сможет объяснить , что такое "декоративно трактованная строительная надпись"?

  • Торговля ликом

    В понятие "торговать лицом" современные иконописки привнесли новое значение. Подтягиваем личный скилл и выходим из зоны комфорта путем…

  • Патриарх против аниме

    Случайно (извините) попалось на глаза докладище Его Святейшества урби и орби (т.е. всем и обо всем) на крайних (увы- не последних) Рождественских…

promo ortheos september 3, 2020 11:11 38
Buy for 10 tokens
Наконец закончил , если можно так выразиться, перевод "Шести книг о музыке" блаженного Августина. Перевод делался для себя, поскольку полный перевод госпожи Двоскиной издательства московской консерватории ( не хулю, а привожу причины своего перевода) 1) дорогой 2) в малом количестве…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments