ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Об идеальном алфавите.

aalitvin задал довольно интересный вопрос.
"Если объективная реальность духовного (невидимого) плана имеет объективное графическое отображение. Т.е. встает вопрос о "идеальной" Азбуке, "лучшей" иконе этой Реальности." https://ortheos.livejournal.com/1802781.html?thread=13431581#t13431581

И у этого вопроса несколько одинаковых по-важности аспектов.
Естественно, мы не будем рассматривать теоретико-информационный.

Первый аспект - это исторический.


то, что изначально у человечества был один язык.
Разделение на много языков произошло после потопа при строительстве Вавилонской башни.
А до этого был один язык. Святые отцы (как утверждает например, интересовавшийся этим вопросом святитель Димитрий Ростовский) преимущественно почитают этим языком древнееврейский (не в форме современного франкенштейна-иврита).
И естественно, этот язык если имел письменность, то это была одна общая письменность для всего допотопного человечества.

И отсюда возникают вопросы:
1) Существовала ли письменность вообще.
2) Была ли она алфавитной?
3) Была ли она идеальной, наиболее ясно и четко выражавшей объективную духовную реальность - то есть взаимоотношения между смыслами, совокупность которых составляют собой некую икону самой человеческой души - которая в свою очередь Образ Божий.

На первый вопрос у нас есть прямой ответ Священного Писания.
Так, св. апостол Иуда упоминает пророчество Еноха, седьмого от Адама.
Это пророчество по преданию Церкви было заключено в таинственную книгу пророка Еноха , о которой многие слышали, но никто не читал (потому что имеющаяся сейчас книга с таким названием - гностическая глупая подделка).

Святой Димитрий Ростовский , исследовав этот вопрос со своей обычной тщательностью и эрудированностью, сообщает в своем "летописце" (События в четвертом столетии первого тысячелетия) , что письменность изобрел Сиф, сын Адама,  и что именно эти письмена называются еврейскими (естественно, речь идет о древнееврейской письменности, а не арамейском современном алфавите).

Конечно, по научному надо исследовать весь спектр , перерыть кучу источников - но я не ученый.
Мне достаточно благоговения перед св.Димитрием и доверия к его исследованиям.
А исследования были именно там, где нужно
и именно так, как нужно.

Вот что пишет сам св.Димитрий:
"Это пророчество Енохово проповедовалось не только устами Еноха, но (по сказанию достоверных) было им записано в книге; ибо каким образом оно было бы известно последующим по потопе родам, если не было бы записано в книгу? Книгу же ту Енохову во время потопа Ной сохранил с собою в ковчеге, и таким образом последующим по потопе родам умножившимся стало известно Енохово пророчество.

Повествующие о сем и достойные доверия церковные писатели суть следующие: Тертуллиан, живший в царствование Северово, который воцарился в начале третьего столетия по Рождестве Христовом; Климент Александрийский, пресвитер и современник Тертуллиана, и Иероним пресвитер, бывший в царствование Феодосия Великого. И святой Афанасий Великий в своем Синопсисе так же, как и те, говорит, что книга Енохова пророчества была от потопа сохранена Ноем и им же передана потомкам. Следовательно, писание началось издревле со времен первых праотцев, бывших прежде потопа, и именно от Сифа, сына Адамова.

А что святой Феофилакт повествует, что древние праотцы не книгами просвещались, то разве ради того он сие говорит, что в те времена, когда в поднебесной обитали препростейшие народы, писания были немногочисленны и книги еще не умножились, разве только та одна книга Енохова, о которой мы говорили. Моисей же был первым размножителем писаний, так как он написал пять книг. Но как он мог бы книги писать, если бы сам прежде этому от других не научился? Если же научился от другого, то ясно, что уже прежде него было книжное писание.

Впрочем, мы ни святому Феофилакту не прекословим, ни прежде его бывших повествователей не обвиняем в неправде, но привели мнения того и их здесь ради ведения; желающий же пусть сам рассуждает, как разумеет, и кому хочет, тому и верит."


-----------------------------------------------
Если св.Димитрий и ошибался, то я предпочту впасть в ошибку вместе с ним, чем исследовать в пику ему то, что иначе не может быть исследовано, как сделал он.

Итак, единая письменность была - это был древнееврейский алфавит ,
и она была не только единственной, но имела святое и богооткровенное происхождение - Сиф получил ее таким же образом, как Моисей скрижали и как св.Кирилл славянскую азбуку.
И поскольку славянская азбука однозначно восходит к ней , то никаких сомнений в том, что эта письменность была тогда  единственной, прекрасной и ясной иконой человеческой души - у меня нет .

Да, археологи  утверждают, что древнейшими письменностями  были иероглифические - египетская  и китайская.
Но они утверждают также, что   динозаврыпоэтомуБоганет.

Вот когда они произведут раскопки на 100% поверхности земли (включая дно океанов) и скажут, что все перекопали - и ничего не нашли - тогда еще можно будет о чем-то говорить (хотя бы о том, что "не нашли" не равно "не было")

А когда для их копательных инстинктов доступно едва-едва 20% поверхности ( да еще которые до потопа были лютыми высоченными хребтами и плато, т.е. принципиально необитаемыми местами) , то выводы их представляются и преждевременными и черезчур обобщенныи. 


Тут однако , возникает еще один любопытный вопрос - если письменность была до потопа, Ной привез с собой книгу Еноха - то почему эта письменность до самого Моисея осталась в неизвестности и забытии?  Разве не должна она была распространиться по всему лицу земли?

Если бы был один и тот же язык - то да, исчезновение ее было бы странным.
Но (по словам св.Димитрия) только один человек - Эвер с  семьей сохранил прежний язык.
А алфавит строго привязан к языку- св.Кирилл не приладил к славянскому языку еврейские буквы и даже саму такую попытку назвал "воздушноголовой"и "писанием по воде".
Таким образом, древний священный алфавит сократился в употреблении до одной семьи.
И уже в этом случае он осужден на забвение.
Но тут возникает простой вопрос:
А был ли вообще грамотным Эвер? Был ли грамотным вообще сам Ной? То, что он взял с собой книгу вовсе не гарантирует этого.
По-крайней мере, в книге Бытия никто из патриархов не читает и не пишет.
Св.Димитрий свидетельствует, что и других книг вообще не было, кроме книги Еноха.
Что только св. пророк Моисей возобновил писание книг на этом языке-  и то только после получения скрижалей - т.е. возобновление алфавита.

Второй аспект - богословский.
В самом деле, если древнееврейский алфавит, будучи древнейшим и священным, и точно отражавшим духовную реальность в лице иконы человеческого сознания = иконы Творца , был идеален - значит , св.Кирилл совершил плохое дело, придумав свой алфавит. Он взял идеальную , наилучшую вещь и сделал ее неидеальной.
Иными словами хоть чуть-чуть но подпортил прекрасный древнееврейский алфавит.

Более того, если мы признаем древнееврейский алфавит - идеальным, то мы придем к выводу, что только на древнееврейском алфавите - и следственно, только на древнееврейском языке , будет наиболее адекватным выражение и понимание Священного Писания.
А следственно - что наше славянское Богослужение ущербно по своей природе . И не только славянское - но и вообще любое иное, кроме древнееврейского.

Тут уже попахивает не просто самым кондовым и кромешным талмудизмом и отношением мусульман к арабскому языку - тут ересь триязычия, с которой св.Кирилл и Мефодий как раз и боролись вплоть до отлучения. .

И подтверждение этому мы находим в третьем аспекте - иконописном
Если алфавит - это икона, то и понимать его надо по-иконному.
Существует ли единственная , идеальная икона Пресвятой Троицы?
Существует ли единственная, идеальная  икона Пресвятой Богородицы?
Нет .
Владимирская отличается от Казанской , но и в художественном и в духовном плане они одинаково "идеальны" и "неидеальны" одновременно .
"Зырянская " Святая Троица" святителя Стефана Пермского отнюдь не менее идеальна, чем "Троица" преподобного Андрея Рублева-  и не более.

Более того, можно утверждать, что сама возможность существования такой идеальной иконы была бы унижением и хулой на Святую Троицу и благодать Божию.
В самом деле - если Бог безконечен, то любой конечный образ не может быть идеальным.
Он будет отражать только какую-то часть Безконечного, и нуждаться в других конечных образах, как дополнениях.
Но и их совокупность будет столь же неидеальна.
А признание идеальности какого-то конечного образа - это признание ограниченности , уместимости на этот образ Первообраза.
То есть само предположение о существовании идеального алфавита- как в конечном счете иконы Бога - не только ересь , но и некоторым образом хула на Бога.

И тем не менее  вопрос aalitvin прекрасен именно потому, что такой идеальный алфавит существует -  без всякого сомнения.
Да, существует , несмотря на утверждение, что само предположение его существования - ересь и богохульство.
Это ересь и богохульство, если мы назовем таким алфавитом - конечный алфавит .Древнееврейский, славянский, греческий.
Собственно это и есть глубинная причина, по которой св.Кирилл и Мефодий смотрели на трехъязычную ересь, как на богохульство.
Более того - Трехъязычная ересь - это именно идолопоклонство
Идол - это лютое зло и сатанизм именно потому, что сам идол принимается за бога.
Тут дело даже не в том, что римские идолы были иконами злодеев и блудниц.

Израильтяне, сливавшие при Синае тельца, называли его "богом, который вывел тебя из Египта"- т.е. сделали формально "икону" Настоящего Бога.
Но как?
Они "изменили славу Сотворшего их в изображение литого тельца".
Они назвали этого тельца "боги" - т.е.  все бесконечность Творца обрезали и запихнули остатки в изображение тельца.
Т.е. создали "идеальную  икону Бога"  - которая есть не что иное , как идол.
И именно поэтому и талмудические иудеи , и мусульмане - идолопоклонники (кстати, именно отсюда идет странное вероучение ислама о природе аль-Корана)

Они объявили свои языки и алфавиты идеальными для передачи мыслей и смыслов Бога - и тем унизили Его, вместили безконечную славу Его, невмещаемую ни в один язык , ни в их совокупность - в жалкие закорючки и блеяния человеческого языка.


Не существует идеальной КОНЕЧНОЙ иконы Бога.
Но вполне реально существует идеальная БЕЗКОНЕЧНАЯ икона Бога.
Слово Отчее, Образ Ипостаси Его.
Сам Господь наш Иисус Христос, Сын Божий  - это идеальная икона Бога - именно потому , что безконечная , и потому что Сам Он Бог.

По этой же самой причине существует и идеальный алфавит - безконечный.
Что это за алфавит?
Все очевидно.
"Аз есмь Альфа и Омега"- говорит Сам Господь в "Откровении".
Буквально - Он говорит , "Я  и есть идеальный алфавит" - и древнееврейские закорючки, и славянские буквы, и греческие граммы - это всего лишь конечные "списки", ограниченные, местечковые слепки с Этого Великого Алфавита, по-добные- "пригодные", "подходящие"  под конкретный язык.

Ограниченные, местечковые-  но священные и божественные - потому что святые иконы.





Tags: Житие Константина Философа, Иконопись, церковно-славянский
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments