ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Азбука . Часть шестая . Генеалогия "Добро"

Пятая буква славянского алфавита и четвертая в ее греческом цикле  - Д происходит от греческой "дельта" - Δ δ , а та в свою очередь от древнееврейского "далет"
Последнее означает "дверь". У меня уже была по этому поводу статья Азъ есмь Далет, которая свидетельствует о том, что и буква "Далет" - образ, икона Христа.
  Мы попытаемся рассмотреть тот же предмет здесь несколько глубже.





В славянском алфавите буква "Д" носит иное название - "Добро".
Есть ли какая-нибудь связь между дверью и добром? Ведь это разные слова с разными значениями.

Прежде всего обращает на себя внимание сходство написаний.
Если убрать гласные буквы , то получится "дбр" и "двр", что само по себе уже имеет много сходства, особенно учитывая ту легкость , с которой появлялись и исчезали гласные в старославянском и сходство б и в.
Но на мой взгляд, это все-таки натяжка.
И подлинную связь надо искать в другом месте.

Для начала посмотрим на слово "дверь".
В "историко-этимологическом словаре" профессора Черных он утверждает вполне очевидную вещь : что славянское "дверь" и "двор" - однокоренные слова. Причем указывается на генеалогическую связь с греческой Θυρα , которая тоже означает "дверь". Эта генеалогия еще более усиливается от того, что Θυρα еще означала и "дворец". Связь "дворец" с "двором" очевидна. Более того, русское "дворник" в первоначальном его (и даже совсем недавном значении) - это не человек, который подметает, а человек, который открывает дверь.  В литературе даже 19-начала 20 века можно часто встретить, как питерскому барину, загулявшему по ресторанам и возвращающемуся домой, открывает дворник. Дворники же были своеобразными представителями органов правопорядка (помощниками участковых-городовых) .
Таким образом , Евангельское "сему дверник отверзает" - это "Ему дворник открывает".

Интересно, что  в первоначальном своем значении греческое θυρα - это внутренняя часть храма, где приносились жертвы, прежде всего - благовонные курения, поскольку оно однокоренное слово с θυoς - курение, благовоние, жертва (от которого и "фимиам") . Интересно это тем, что как известно, Святая Святых храма Соломонова назывались ДАВИР и саму θυρα многие производят именно от семитского  "давира"
Так что совпадение славянского "дверь" и "двор" и "дворец"  с древнееврейским "давир" - это совершенно не случайность.

Более того, это связь богословская, связь Евангельская.
В самом деле , вот что говорит святой пророк Давид, и каждый день поет Церковь:
"Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею , жертва вечерняя. Положи Господи хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих".
Связь между дверью (запертой) и кадилом благовонным достаточно очевидна.
Интересно, что она прямо есть и в еврейском языке.
Так, "давак" - это прилегающий, плотно подходящий, хорошо прилаженный.
А "давар" - это говорить, слово,

Эту же связь мы видим и в 50-м псалме.
"И да созиждутся стены иерусалимския, тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая , тогда возложат на олтарь твой тельцы"
Связь между ограждением жертвоприношением тоже очевидна.

В 73 псалме
"две́ри его́ вку́пѣ, сѣ́чивомъ и оско́рдомъ разруши́ша и́. Возжго́ша огне́мъ святи́ло твое́: на земли́ оскверни́ша жили́ще и́мене тво­его́."
Осквернение святилища св.Давид связывает с разрушением двери

Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас, когда бесноватые нацисты пишут языческие символы на дверях православных храмов (возможно , сюда же относится и перфоманс Павленского с поджогом двери, хотя ФСБ и банк - совсем не храм)

В Евангелии мы тоже слышим от Господа нашего Иисуса Христа: "
"Ты́ же, егда́ мо́лишися, вни́ди въ клѣ́ть твою́, и затвори́въ две́ри твоя́, помоли́ся Отцу́ тво­ему́, и́же въ та́йнѣ: и Оте́цъ тво́й, ви́дяй въ та́йнѣ, воз­да́стъ тебѣ́ я́вѣ." (Мф, 6, 6)

Если мы вспомним песни Церкви относительно Пресвятой Девы , то услышим, что Она называется и Святая Святых, и в то же время Дверь Небесная .
Очевидно, это не набор высокопарных эпитетов, а проявление в Ней каких-то глубоких связей.

Перед Евхаристическим каноном диакон провозглашает "Двери , двери, премудростию вонмем"- связь с Таинством тоже очевидна.

Вспомним , что и во время Литургии много символики заключается в открытии и закрытии царских врат, а на дверях северных и южных изображают вестника тайн - архангела Гавриила и архангела Михаила

Да и в нашем сознании дверь связана с тайной - например, "за закрытыми дверями" означает нечто совершаемое в тайне, "день открытых дверей" - это наоборот, раскрытие секретов.

Здесь же будет уместно добавить, что латинское palatium - от которого пошли европейские слова, обозначающие "дворец" однокоренное со словом "palatum" - вкус, нёбо, уста.

Есть ли какая-то связь между значением "дверь" и именем "добро", которое дал этой букве св.Кирилл - или лучше сказать - Бог через св.Кирилла?
В современном языке слово "добро" , "добрый" означает "хороший", "человечный".
В древности же это означало "красивый", "прекрасный".
Давидово "И увидит царь доброту твою"- это про красоту а не про то, что бездомного котика покормила.

Здесь мне могут возразить, что настоящая красота - в доброте души, а не в суетном украшении.

Вот это и разберем.
Если спросить о том, что такое красота иконописца или мудреца, то ответ будет одинаковый.
Красота состоит не в чем ином, как в гармоничном сочетании, мерности, со-размерности,
Лик святого может быть как угодно прекрасен сам по себе , но если он будет несоразмерен телу, то он будет не прекрасен, а страшен. И от самой такой иконы будет происходить ощущение фильма ужасов или проблем с головой у "писаря", чем ощущение красоты.

Так вот, глубинное значение слова "добрый" - это  соразмерный, пригодный, подходящий.
Это значение сохранилось в современном русском языке в слове "удобный"
Более того, в понятии "добро" в значении имущества, пожиток.
"Это мое добро" не в том смысле, что это все благо , а в том смысле - что это пригодно, приспособлено для меня.

Удивительно, но этот же корень в слове "ПоДОБный".
Подобие, по которому хотел сотворить Бог человека - это соразмерие, пригодность, подходящесть.
Кому, Чему? Богу.

Причем это не только пространственное, но и временное понятие.
В польском и чешском языках сохранилось старинное понятие "доба" , как периода, дня.

и тут нельзя не вспомнить:

"И ви́дѣ Бо́гъ свѣ́тъ, я́ко добро́, и разлучи́ Бо́гъ между́ свѣ́томъ и между́ тмо́ю.
И нарече́ Бо́гъ свѣ́тъ де́нь, а тму́ нарече́ но́щь. И бы́сть ве́черъ, и бы́сть у́тро, де́нь еди́нъ."
(Быт 1, 4-5)
Интересно, что еврейское "тов" , которое переведено как "добро" - тоже означает "пригодный, приятный" для чего-то - для глаз, для вкуса, для осязания и т.д. Например , "говорить тобот" - это говорить угодно, удобно, приятно.

А что же греческий?
В Септуагинте "тов" переведено как καλον.
Собственно корень "καλ-" означает "покрывать", "накрывать", "закрывать", "кров".
Отсюда афонские хижины каливы ("покрытые"), и отсюда - Апо-кал-ипсис. "От-кровение",
Красивый - по гречески - это накрытый, имеющий кров, имеющий покров

Точно.
По-кров Пресвятой Богородицы.
Которая одновременно Дверь Небесная  и Святая Святых , и "Едина Доб-рая в женах".

А теперь вспомним, что в еврейском "давак" прилегать, прикрепляться - однокоренное с давиром.
В самом деле, дверь это  и то, что прилегает , прикрепляется к "двору".

------------
Числовое значение и еврейского "далет" и греческой "дельта" и славянского "добро" - четыре.
 И значение самого слова "четыре" очень любопытно как само по себе, так и в отношении буквы Добро.
В "историко-этимологическом словаре" профессор Черных внезапно соотносит его с латинским  quattuor , которое в свою очередь происходит от quadra - четырехугольника. Я нисколько не возражаю против такой связи, тем более , что мы сталкивались уже много раз с тем, что странные и непонятные слова латинского языка  оказываются еще и славянскими (вплоть до самого названия латинского языка) .

Что произошло от чего - "ква" перешло в "че"  или "че" в "ква" -  не столь интересно, поскольку нам важны смысловые связи, а не их последовательность.
Гораздо интереснее, что слово "четыре" имеет вполне очевидную славянскую этимологию - "чет".
Во-первых, четыре - это первое "четное" число.
А от "чет" происходит слово... чтение. "Четьи-минеи", что означает "Помесячное чтение".
Супружеская "чета" тоже здесь.
Но странно, почему "чета"  связана не со славянским "два", а со славянским  "четыре"?
В "историко-этимологическом словаре" утверждается, что "чета" это "осуществленный глагол" - сочетать, соединять вместе.
В самом деле , чтение есть не что иное, как соединение букв в слово, слов в предложение, предложения - в книгу.

И тут - внезапно.
Древнееврейское "Далет" имеет два значения.
Дверь - и страница текста.

Стоп-стоп-стоп.
Какая еще страница в древнееврейском?
Все знают, что древние евреи писали книги в свитках.
А свитках нет страниц.
Страницы появились только в кодексах - книгах христианских.

Есть одна-единственная  особая книга , в которой они есть.
И она на самом-самом древнееврейском.
Фактически, это первая книга, которая написана на древнееврейском языке.

И выглядит она так:


Это десять заповедей на двух каменных таблицах.
Каждая из которых называется "далет" - "дверь".
И эти скрижали сгибались, складывались. закрывались и открывались , как дверь.


И да, это буква "В".
И тут мы опять вспоминаем св.Кирилла , который занимался переводом Священного Писания и называл это "пахотой борозды".
И что буква "Веди" - это множественное число от ... соединения, сочетания.
Буква "Веди" опять перетекает в "Добро". И по смыслу, и по форме даже.
И тут интересно вспомнить, что латинский аналог "Дельты" - "Добро" D выглядит как половинка буквы В .
Как страница от скрижали Моисеевой.

Уместно тут вспомнить и то, что в сербском языке "чета" означает воинское подразделение - по тому же смыслу соединения отдельных воинов в одно целое.
Отсюда знаменитые сербские четники.

И в самом деле, все прозрачно:

Вот подразделение воинское:


А вот текст Евангелия:



Каждая буква - человек. (вспомним начало алфавита)
Строчки - ряды людей
Страницы- четы-квадраты, воинские подразделения.
Впереди подразделения идет командир- Впереди главы идет Буквица

Задумывались ли вы , что команда "стройся", "строевая подготовка" и "построение" - это однокоренные слова со строчкой и страницей?

Все подразделения образуют полк. -Все страницы образуют книгу.
А впереди полка несут знамя.Что такое "знамя"?
В христианских полках несли хоругви с иконами и святой Крест.
Что находится впереди Священного Писания?


Посмотрите на любую православную  Библию - впереди всего на ней  будет Крест.


И тут мы вспоминаем, что четыре Евангелия.
Которые святые отцы однозначно ставят в соответствие с четырьмя райскими источниками.
Евангелия - Дверь, потому что иконы Христа, Который есть Дверь.
Евангелия - Добро, потому что    "Ев-ангелие" - это "Благая весть".
Евангелия - четыре, потому что их четыре.

Кстати, слово "полк" происходит от "пол" - разделенные надвое.
Отсюда слово "полка" - бревно , распиленное пополам для сидения или положенные на ... пол.
наше "мужской и женский пол" -  тоже отсюда. (  два    , половина четырех)

Но углубляться мы не будем, в подозрении, что за эту ниточку придется вытащить весь славянский язык)
--------------------------------------------------------

В любом случае "четыре" графически весьма связаны и с дверью и с двором, и с давиром - как имеющими форму четырехугольника.

Любопытным образом это все проявляется и в "добро" глаголицы:

вот так выглядит "веди" глаголицы:

Видим волов , видим ярмо, видим двоицу.

А вот так  - "добро".

Это первернутая "веди" , также имеющая двойственность, но имеющая и проход-дверь.

--------------------------------------------
Заметим здесь, что в латинском языке буква D тоже является цифрой, но обозначает 500.  Интересно тут то, что это означает "половина от 1000" , потому что 1000 в древности обозначалось через Ф (CID) , и половина от 1000 - 500 была буквальной графической половиной, т.е. буквой D)
А 500 человек составляло когорту римского легиона.
А слово "когорта" происходит от латинского cohors, которое означает ... (барабанная дробь)
Нет, даже так.



Это двор . Как огороженное пространство - и как свита претора.

--------------------------------------------
Теперь обратимся к китайским иероглифам.
собственно иероглиф "дверь" - это


Дверь как четырехугольник просматривается достаточно ясно, но это понятно - дверь и в Китае дверь.

Есть однако , одна тонкость.
В дальневосточной культуре есть различие, отсутствующее в европейских языках.
Там есть четкое различие между дверью , как входом на территорию и дверью, как элементом внутреннего разграничения пространства.
Сейчас есть такое понятие техническое - двери входные и двери межкомнатные.

В японской культуре это различие технически тоже ярко-выражено.
Внутренние , межкомнатные двери - всегда раздвижные, внешние , вводящие в дом - створчатые.
И знак
戶 - это внутренняя дверь.
А внешняя дверь, входная, врата  - 門 .
Видим опять двойственность (очевидного происхождения) , четырехугольность.
И самое интересное, что знаменитый титул японского императора - микадо 御門 - "Священные врата" "Врата управления".
Опять та же связка смыслов двор-дверь-придворный-сакральный.
И это не только японского императора.
Турки тоже  себя называли  "Высокие Врата" (Отсюда обращение "Высокая порта" )


Тут можно прибавить еще и то, что 門 Врата и 文 Писание - омонимы (одинаково произносятся "мон")
Но тут мы опять утонем в бездне различных омонимов.

"Добрый" , "Благой"  в иероглифическом варианте 良 - и тут слишком сложно что-то понять.

А вот "четыре" намного интереснее.

Во-первых, иероглифическое написание "четырех"
вполне ожидаемо включает квадрат.
Но это не просто квадрат.
Огибающий четырехугольник графически обозначает "ограду", "двор", "границу"

А в этот квадрат вписана графема которая означает "источник", нечто раскрывающееся, отверстие трубы.
Иероглифы, в которых встречается эта графема говорят об этом достаточно ясно.
- изначально "разверзающий ложесна", первенец, сейчас - старший брат.
- дитя ребенок
- продавать
-испускать свет
- глубокий
- ружье

Самое внезапное и интересное с учетом вышесказанного в этом списке  - читать

Но вернемся к 四
Число "четыре" особенное в японском языке.
Все числа там читаются по-китайски в большинстве случаев и только число и цифра "четыре" - всегда только по-японски.
Объясняют это совпадением японского произношения китайского четыре "си" с японским же произношением китайского "си" - смерть.
Само число "четыре" вызывает в Японии страх и панику примерно такую же , как в Америке 13. Вплоть до отсутствия четвертых комнат и четвертых этажей.

Но в японском языке полно других слов "си" (например, союз "и", "дело") - и такого страха оно не вызывает.

Так что скорее всего, страх этот связан и с произношением , и со значением самого иероглифа, который представляет собой некую трубу, источник в четырехугольной ограде - и он ассоциируется с окончанием жизни, со смертью.


Таким образом , можно считать, что спектр логических связей между "Дверью". "Добром" и "Четырьмя"  глобальный как по охвату самих человеческих понятий, так и в отношении совершенно различных и непересекающихся между собой культур.

И эта связь не что иное, как Евангелие.
Таким образом, буква "Добро" есть икона Христа и в то же время икона Евангелия.



-----------------------------------------
Tags: Житие Константина Философа, церковно-славянский
Subscribe

  • Гавана 2.0

    После анонсирования митрополитом Иларионом новой встречи патриарха Кирилла и римского папы сами собой возникают вопросы - для чего? Зачем? Лично я…

  • Может ли бес являться в образе Пресвятой Богородицы?

    Многие убеждены, что ни в коем случае. Преподобный же Паисий Святогорец приводит один из таких случаев , что может "Прошло немного времени, и…

  • Даже светские писаки.

    "Знаете ли, что мне кажется? Мне кажется, что итальянские живописцы XIV и XV столетия , тречентисты и кватрочентисты напрасно считаются людьми,…

promo ortheos september 3, 2020 11:11 35
Buy for 10 tokens
Наконец закончил , если можно так выразиться, перевод "Шести книг о музыке" блаженного Августина. Перевод делался для себя, поскольку полный перевод госпожи Двоскиной издательства московской консерватории ( не хулю, а привожу причины своего перевода) 1) дорогой 2) в малом количестве…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments