ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Азбука . Часть шестая . Генеалогия "Аз"

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
Часть пятая


Под генеалогией в данном случае понимается не вопрос происхождения - он достаточно ясно описан в Житии св.Кирилла-Константина Философа и у Черноризца Храбр  -   а вопрос о связи славянских букв с греческими и древнееврейскими.

С одной стороны , желающие составить себе общее представление могут просто посмотреть в таблицу википедии по славянскому, греческому и еврейскому алфавитам.

С другой стороны, есть здесь некоторые тонкие но важные моменты.

во-первых , многие в курсе , что и еврейские и греческие и славянские буквы одновременно являются цифрами. Ударяться в каббалистику мы не будем, но символике чисел, как известно , в Священном Писании и у святых отцов тоже уделяется немало внимания. Ученый подход в этом плане совершенно пуст и бессмыслен. Считается, что буквы просто назначены цифрами по-порядку, поэтому никакого интереса этот факт не представляет . Мы же сравним и численное значение букв.

Во-вторых, не менее любопытно сравнить  славяно-греко-еврейской письменность с другой , совершенно не связанной (по-крайней мере с академической точки зрения) письменностью - иероглифической письменностью дальнего востока (которую традиционно называют китайской, поэтому в дальнейшем я тоже иероглифы буду называть "китайскими" )

Начнем мы , естественно, с азовъ.


А.
Ее изначальный вид - данный Богом Моисею на Синайской горе -
Как уже было сказано, называется она "алеф" , что в переводе - телец (в первую очередь - жертвенный)
Из древнееврейского она попала в греческий алфавит в виде прописной Α и строчной α .
Первое , что обращает на себя внимание - что и прописная А и строчная α - это идеограммы. То есть написание этих букв имеет сходство с изображаемым .
То есть эти буквы подобны своим именам.

В обоих буквах мы видим голову тельца и рога (в строчной α и даже в курсивной славянской a "рога" направлены в ту же сторону, что в древнееврейском алефе.)

Второе , что на себя обращает внимание - это то, что прописная А развернута не вниз или влево (как в алефе) , а вверх (вниз рогами).
Просто удобство написания?
Изменение буквы с течением времени?

Если мы посмотрим на изначальный "алеф" внимательнее , то обнаружим, что "поперечная" черта - это не столько часть головы, сколько... ярмо.
В самом деле , традиционно предназначение тельца (быка) в домашнем хозяйстве - это хождение под ярмом:  пахота или транспорт.
Таким образом , идеограмма "алеф" обозначает не просто тельца, а тельца под ярмом.

Почему же тогда в славянском и греческом этот телец развернут таким образом, что ярмо или иго направлены вниз?

Ответ мы найдем в Евангелии.
"Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ тружда́ющiися и обремене́н­нiи, и а́зъ упоко́ю вы́:
воз­ми́те и́го мое́ на себе́ и научи́теся от­ мене́, я́ко кро́токъ е́смь и смире́нъ се́рдцемъ:
и обря́щете поко́й душа́мъ ва́шымъ:
и́го бо мое́ благо, и бре́мя мое́ легко́ е́сть"
(Мф 11,28)

Эти слова Спасителя, которые читаются в память преподобных отцов (это важно) столь же знамениты, сколь и противоречивы.
В самом деле, что значит "иго благо и бремя легко"?
Если благо, то уже не иго, а награда. Если легко, то уже не бремя.
В самом деле заповеди Божии для страстного человека -  бремя и бремя тяжкое. и иго неподъемное.
Сам Христос говорит апостолам по поводу богатого юноши, что несение этого ига для людей невозможно,

И даже называет его крестом, по подобию Своего Креста-
и Сам же под тяжестью этого Креста падает . Буквально.
Где тут легкость, где тут благость?
Как совместить это противоречие?


Обычное иго пригибает быка к земле.
Чем тяжелее оно, тем труднее оторваться от земли.
Потому и грех называют бременем, что человек, совершивший грех , пригибается им к земле, т.е. уже не может думать о духовных , вечных предметах, и его мысли могут вращаться только в предметах земных, временных.

Теперь посмотрим на

А
"Аз"  "Я" - это Сам Христос,
и Его бремя - противоположно бремени земному.
Его бремя прижимает не к земле, а к небу.
Оно разворачивает "тельца"-алефа так , что он смотрит уже не в землю, а в небо.
Потому и благо, что поднимает, а не вдавливает, потому и легко, что тянет вверх, а не вниз.

Вспомним , что жертвоприношение тельца в Ветхом Завете называлось "возношением".
50-й псалом: "Тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы".
Нечто подобное, кстати,  мы видим и в глаголице, которая букву А представляет именно крестом.

Теперь посмотрим на числовое значение буквы Α - один.
Мы увидим это число "один"  в черте-иге древнееврейского "алеф".

Символическое значение числа и цифры один - это Сам Бог.
Что совершенно согласуется со всем вышесказанным.
Но тут еще можно вспомнить, что когда первосвященник в Ветхом Завете входил во Святая Святых один раз в год, то при этом приносилась жертва всесожжения именно тельца.

---------------------------------------------------

Теперь посмотрим на письменность иероглифическую.
Букв в китайском языке нет, зато есть числа.

Иероглиф

Означает "один".
Ничего неожиданного.

Зато неожиданности нас встречают в японской слоговой азбуке кана.
Напомню, что в японском языке две слоговые азбуки, которые используются параллельно.
И вот так выглядит "а" в катакана:

Очень похожа на "Аз" кириллицы, только морда быка развернута на "восток"

А вот "а" в хирагана.

Сходство с уже глаголическим "аз" - крест достаточно очевиден.

Можно усмотреть здесь и такую последовательность:
В древнееврейском алефе телец развернут головой на запад.
В греческой альфа и  славянском Аз телец развернут головой на север
В японском А телец развернут головой на восток.

Эта особенность интересна следующим совпадением
Средиземноморье в Ветхом Завете называлось "страны моря" , а слово "запад"" в древнееврейском языке - это "море", т.е. Средиземноморье было буквально "страны запада".
В самом Средиземноморье (в частности, в Византии) славянские страны назывались "полунощными странами" или "странами севера".
А Япония 日本 просто само по себе означает "восток" (буквально "корень солнца"), да и у нас традиционный журналистский штамп - "страна восходящего солнца".

Я не делаю никаких далеко идущих выводов - просто совпадение достаточно интересное. И возможно - в самом деле лишь совпадение.

Есть и еще одно совпадение с  темой буквы А.
"Один" по-японски - "Хито".
"Хито" также и "человек".
"Хито", записанное знаком 仁 также имя бога (в качестве такового - обязательный элемент имени японского императора и его детей) . Означает этот знак "человеколюбие".

В чем тут совпадение?
Вот как по-еврейски - один (эхад)
אחד
А вот как - любящий, жалеющий (ахад)
אחד

Tags: Житие Константина Философа, Секретные материалы, церковно-славянский
Subscribe
promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments