?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть первая
Часть вторая
Часть третья

Резюме: азбука представляет собой единое логическое целое , буквы это образы-иконы Христа и в то же время людей, и они зациклены каким-то образом на Бога.

Совсем недавно говорилось, что строка и строить- слова однокоренные .
Отсюда совершенно прозрачная параллель между творением мира и поэзией, которая прямо утверждается в греческом тексте Символа Веры - Верую в Единого Бога Отца Вседержителя Поэта неба и земли.

Однако, есть еще   струи и струны.
То, что строка и струны - явления одного порядка и смысла достаточно очевидно.


Достаточно посмотреть на струны гитарные


Или нотную грамоту


В довершение напомним, что и в западной традиции ноты носят имена букв (A B H C D E F G )  , и в нашем знаменном распеве киноварные пометы - также алфавитные буквы ( М, В, П Р)
Впрочем, связь православной традиции пения с алфавитом и письменностью вообще - море   безбрежное.
Гораздо интереснее , что струи ,  струны и строки - это однокоренные понятия.

Чтобы в этом убедиться, посмотрим в другие языки.
В древнееврейском языке буква М имела имя "маим" (или мэм)   писалась примерно  таким образом :

Значение слова "маим" - "воды" (в еврейском слово "вода" всегда во множественном числе)
Собственно, и греческое "мю" М и наше "мы" М сохраняет эту форму.
Достаточно прозрачно.

А вот восточные иероглифы.

Вот так пишется "река"

А вот так традиционно пишут иероглифами


То есть это сходство не просто локальные свойства славянского языка - оно универсально.


В скорописи на любом языке  сходство письменности с потоками воды еще более усиливается

Вот например - русская



Или вообще вязь:




Сходство строки со струей не просто визуально - оно буквально.
Когда вы пишете пером и чернилами, то строка - это буквально,физически   след струи чернил, стекающих с пера.

И в этом аспекте Псалтирь играет новыми красками.
Как известно, книга Псалтирь названа так в славянском языке (в греческом она называется  "Псалмы" или "книга Псалмов") по названию инструмента псалтирь.
Который представлял из себя деревянный ящик, на который были натянуты струны.
Примерная реконструкция выглядит так:

При касании  струн возникают звуки.
Которые есть что?
Правильно, звуковые волны.

А теперь перевернем псалтирь вверх ногами.




Точно. Это деревянный ковчег- корабль, который буквально плывет на волнах (звуковых), которые создаются струнами-струями.
Как известно, это традиционный образ Церкви Христовой.

Теперь обратимся к теме Бога- Творца- Поэта.

Въ нача́лѣ сотвори́ Бо́гъ не́бо и зе́млю.
Земля́ же бѣ́ неви́дима и неустро́­ена, и тма́ верху́ бе́здны, и Ду́хъ Бо́жiй ноша́­шеся верху́ воды́.


Кажется, нет толкователя, который бы не говорил , что вот это "ношашеся" это трепет крыльев.

Чем пишет поэт?
Пером.
Да, в древности были перья тростниковые и гусиные-лебединые, потом и на смену пришли стальные - но все же перья.
Крылья из чего?
Из перьев.


Над чем "носится перо" поэта перед тем как что-то написать?

Над пустым чистым листом бумаги (папируса-пергамента)
Который в древности разлиновывали специальным вдавливающим инструментом типа нынешней переплетнической косточки на строки.
А сейчас их линуют на фабрике:



В голубой цвет ))
Таким образом, перо поэта да и всякого писателя тоже "ношашеся верху воды"

Это сходство дополняет св. пророк Давид, когда говорит о своем псалмописании : "Язык мой трость книжника-скорописца" - под Скорописцем же все святые отцы понимают Духа Святого. Обратим внимание , что не просто "книжника", т.е. писателя книги, но и скорописца - вспомним особое сходство скорописи со струями воды, как внешнее по гладкости формы, так и логическое - по неразрывности и перетеканию элемента в элемент.

Так что, уважаемые каллиграфы и стенографисты - вы таки занимаетесь святым делом )

Но продолжим о творении.

"И рече́ Бо́гъ: да бу́детъ свѣ́тъ. И бы́сть свѣ́тъ.
И ви́дѣ Бо́гъ свѣ́тъ, я́ко добро́, и разлучи́ Бо́гъ между́ свѣ́томъ и между́ тмо́ю.
И нарече́ Бо́гъ свѣ́тъ де́нь, а тму́ нарече́ но́щь. И бы́сть ве́черъ, и бы́сть у́тро, де́нь еди́нъ."


Совершенное подобие первой написанной строки.
Посмотрите еще раз на строку выше - в качестве иллюстрации.
Видите, строки отделяются друг от друга пустым пространством?
Если их не отделять, то буквы "слипаются" и читать их будет невозможно.
Таким образом, строка и межстрочный интервал соотносятся друг с другом, как день с ночью.
День - когда происходит действие , ночь - когда отдыхают, чтобы действие отделять от действия.

Но еще есть вечер и утро.
Тут тоже есть параллель с поэзией.
Во-первых, буквально.
Есть множество стихов, посвященных закату или рассвету, но я не помню ни одного, воспевающего красоту и душевные переживания полудня или полуночи (давидово "беса полуденного"  и романтическо-готические камлания на полночных демонов в расчет не берем) .

Но тут есть еще нечто более глубокое.
Вечер - это конец дня , начало ночи.
Утро - это конец ночи , начало дня.

Чем характеризуется поэзия?
Рифмой (смысловой , ритмической, созвучной) и  метрикой (соотнесением ударных и безударных слогов)
Метрика задается началом строки, рифма - концом ее.
Утро и вечер дня творения.

Святые отцы (начиная со св.Василия Великого) обращают внимание. что тут написано "день единый" - потому что все остальные дни созданы по этому образцу (кроме дня восьмого, который есть вечное утро, и не знает ни вечера ни ночи, но об этом позже).
Итак, первый день - это образцовая строка.

Таким образом, остальные пять дней творения вместе с первым образуют поэтическую строфу из шести строк.
А дальше - идет день седьмой.

"И соверши́ Бо́гъ въ де́нь шесты́й дѣла́ Своя́, я́же сотвори́: и почи́ въ де́нь седмы́й от­ всѣ́хъ дѣ́лъ Сво­и́хъ, я́же сотвори́.
И благослови́ Бо́гъ де́нь седмы́й, и освяти́ его́: я́ко въ то́й почи́ от­ всѣ́хъ дѣ́лъ Сво­и́хъ, я́же нача́тъ Бо́гъ твори́ти."

Точно. По правилам стихосложения после последней строки строфы идет особая пустая строка, которая отделяет строфу от строфы.
Но это еще не самое интересное.
Самое интересное пророк Моисей пишет дальше.

Сiя́ кни́га бытiя́ небесе́ и земли́, егда́ бы́сть, въ о́ньже де́нь сотвори́ Госпо́дь Бо́гъ не́бо и зе́млю"

Вот это все, что только что он описал, св.пророк Моисей (а вернее, Сам Бог) - называет КНИГОЙ.

Таким образом , Шестоднев - и соответственно, все мироздание - это не что иное, как стихотворение Бога, состоящее из одной строфы.
Эту строфу мы называем "седмицей" вместе с днем покоя -субботой.
И каждая новая неделя-седмица- это некоторым образом великая поэма, продолжающая и развивающая эту строфу.

Шесть дней - строки
Седьмой день - перерыв между строками.

И в этом поэтическом аспекте крайне интересен воскресенье. Который по-гречески - день Господень, а по-нашему "неделя".
Этот день одновременно восьмой , потому что идет после субботы (седьмого дня) и по той же причине - первый.

Воскресение Христово словно вплело в шестистрочную ткань мироздания сквозную золотую нить.
Пасха изменила ритм поэмы. Теперь первая строка является одновременно восьмой строкой предыдущей строфы.
Она же является образцом новой строки, у которой есть начало - утро, и нет конца , потому что это утро безконечно.
То есть в каждой строфе первая строка не просто совпадает с восьмой, но это ОДНА И ТА ЖЕ БЕЗКОНЕЧНАЯ СТРОКА на протяжении всей поэмы. Эта безконечная строка зарифмована сама с собой, "зациклена" сама на себя.

И мы именно это видим в Богослужении Церкви.
Когда каждое воскресенье понимается как один и тот же день Пасхи.
И эти воскресенья разделены на 8 гласов и зациклены.

И тут внезапная 17 кафизма.
Внезапная она чуть менее чем полностью.
Потому что это единственная кафизма, которую Устав Церкви полагает читать КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Она входит в состав полунощницы вседневной.
В субботу вместо 17 кафизмы другая кафизма, поэтому 17 кафизма - на утрене.
В воскресенье же там канон троичен, поэтому 17 кафизма тоже поется на утрене (в особые периоды года)
Эта же 17 кафизма поется на погребении и панихиде.


Давайте посмотрим на нее.
Это один огромный 118 псалом из 176 стихов.
Он такой один.
И очень важно, что именно из 176.
И дело тут не в каббалистике.
118 псалом составлен по еврейскому алфавиту.
Вот что пишет Евфимий Зигабен:

"И одна и та же буква начинает каждые восемь стихов, т. е. в каждом из восьми стихов псалма сего употреблена одна буква еврейского алфавита. Так, например, в первых восьми стихах псалма буква алеф написана восемь раз, т.е. она употреблена в каждом стихе. Подобным образом и во втором осьмистишии восемь раз написана буква бет, т. е. она употреблена в начале каждого стиха и так далее до конца. Почему во всех 176 стихах сего псалма употреблены 22 буквы еврейского алфавита одна за другой в начале каждых восьми стихов. Потому-то, по словам Златоуста, сей псалом был называем и письменно и устно οτοιχειωσις (начальное или алфавитное наставление), как обозначенный в каждом стихе буквами еврейского алфавита. И Иоанн Литин в новонапечатанной своей Псалтири говорит, что сей псалом в Масоре называется великим алфавитом; почему и первые уроки преподаваемы были еврейским детям из оного псалма, как обыкновенно и нашим детям первый урок и, так называемые, доски преподаем, начиная с «Святый Боже» Посему и упомянутый Ориген говорит, что сей псалом есть (в Писании) место Божие и начальные письмена Божия слова, как говорит Павел, также место самое нравственное, содержащее изложение нравственных имен, заключающихся в Писаниях. И каждая буква в нем повторяется осьмикратно, потому, как говорит Ориген, что с каждым началом мы усовершаемся и очищается наша душа. Число семь есть знак грубой нашей вещественности, а восемь – начало невещественнейшей и лучшей жизни. Ибо до наступления восьмого дня Христова, т. е. воскресения, весь мир был нечист и необрезан; а по наступлении восьмого – воскресного, мы все очистились, быв погребены и воздвигнуты с ним, как говорит Апостол. Называется также сей псалом «непорочным», потому, что, как полагает Златоуст, он направляет внимательных и вникающих в изъяснение его тщательно к совершенству жизни, и, по самому выражении его, Делает их непорочными, а непорочен тот, кто свободен от всякого порока, злодеяния и нечистоты, не имеет никакой скверны, беззакония и греха. Итак, Поелику читатели и исполнители его делаются чрез сие непорочными; то посему и Христова Церковь читает сии непорочны каждый день на полунощнице. В воскресный же день Поелику вместо полунощницы поется троичный канон, то посему непорочный сей (псалом) поется в третие стихословие. По счету же сей псалом один. Но некоторые разделили его на три статьи. "

Ассоциации достаточно прозрачные. 118 псалом связан с воскресением . с Пасхой

А вот что пишет св.Феофан Затворник:
"Блаженный Августин свидетельствует, что он долго не мог взяться за толкование сего псалма, будучи поражаем его глубиною.
«Сколько раз, говорит он, просили меня дать толкование его; и я брался было, но всегда отступал, видя, что это превышает мои силы; ибо, чем псалом этот кажется проще, тем оказывается на деле глубже; так что я и сказать не могу, сколько он глубок. В других псалмах есть темноты; этот же так ясен, что только читай или слушай: толковать нечего. А между тем я не могу сказать, смогу ли что сделать и теперь, приступая к беседам о нем».

В изложении удержим разделение на восьмистишия, подражая святому Амвросию и блаженнейшему Анфиму, хотя этого нет ни в славянском, ни в греческом тексте, тем более что это не одно внешнее разграничение, облегчающее чтение и поддерживающее внимание и охоту, без влияния на внутреннее содержание. Думалось, что стихи каждого восьмистишия не представляют единства; но более внимательное исследование показало, что каждым восьмистишием заправляет одна мысль, на которую нанизываются стихи, как бисер на одну нитку. Само толкование и размышление покажет, насколько это верно."

Если же мы строфу 118 псалма посчитаем за неделю, то получается, что этот псалом - это 22 недели.
По удивительному совпадению, в Богослужении Церкви 22 неделя - это неделя о Богатом и Лазаре - Евангельской притчи об участи усопших.

В этом свете интересно было бы сравнить содержание этой одной мысли, на которую нанизываются стихи, как бисер на нитку - с Евангельскими чтениями 1-22 недель по Пятидесятнице.

P.S. Интересно, что святые отцы, на Вселенских и поместных соборах устанавливавшие Ветхозаветный Канон Священного Писания (каковой канон был создан ДО иудейской кодификации Ветхого Завета) , привязали этот канон именно к 22 буквам древнееврейского алфавита.

P.S.-2. Еще более интересен тот факт, что утренних воскресных Евангельских чтений 11 . При том , что де-факто их двенадцать (двенадцатое чтение на самом деле самое первое от Матфея - и оно читается только один раз в году, в Великую Субботу). Достаточно прозрачно соотнесение этих Евангельских чтений именно с циклом 22 букв алфавита.

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens

Comments

ortheos
Feb. 26th, 2019 04:57 am (UTC)
Примерно о том же, о чем переход с писанных икон на печатных в типографии.
ИМХО ни о чем. Есть плюсы и там и там.
spread_dragon
Feb. 28th, 2019 11:19 pm (UTC)
Но в печатном виде на воду уже не похоже...

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow