?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Азбука . Часть первая.

Когда  говорят "Это азбучная истина!" , то имеют в виду нечто элементарное, доступное пониманию даже маленькому ребенку и без сомнения то, что по умолчанию должен знать каждый.

В самом деле, азбука - это , наверное, первое, что получает ребенок  из интеллектуального достояния человечества, и именно она открывает ему доступ ко всему остальному. Собственно разграничение "грамотный" и "неграмотный" проходит в своем прямом смысле не по "жы-шы" и не по правилам расстановки запятых, а по знанию-не знанию азбуки.

Выучив буквы, ребенок приступает к более сложным наукам и сам вопрос азбуки уже становится для него скучным и неинтересным , как старые носки .

Возврат к ней происходит разве что при каких-то институтских исследованиях в области прото-лингвистики или в каллиграфии-дизайне, но и в этих областях человек уже не занимается самой азбукой, а или исследует ее происхождение, изменение и влияние на другие народы  или интересуется уже чисто декоративностью самой письменности.

Азбука сама по себе уже никого не интересует.

Справедливо ли это?

Если вспомнить историю появления нашей славянской азбуки, то мы обнаружим, что даже святой и ученый ум человека, который буквально был обручен с Премудростью, словно с невестой - святого равноапостольного Кирилла - отказался от этой задачи. И вместо выдумывания азбуки обратился с всенощной молитвой к Богу .

Фактически, это означает, что сама славянская азбука есть дар Божий.
И уже по этому самому поверхностное отношение к ней - скорее недостаток ума, чем его избыток.
И это отношение , скорее всего, - тоже традиция папистов.
В этой традиции азбука-алфавит - это лишь набор графем, предназначенных для передачи звуков.

Парадоксальным образом это сочетается с признанием в этих графемах магического значения.
Западный оккультист одновременно презирает азбуку и управляет при помощи ее закорючек оккультными силами.
Это отношение, кстати,  своеобразно унаследовали дизайнеры.
Мне доводилось читать книжку какого-то дизайнера из студии Артемия Лебедева, который во введении скорбел, что славянская азбука в сравнении с латиницей бессмысленна, безнадежна и  уродлива , а потом раскрывал , как при помощи разного дизайна этих букв управлять человеческими эмоциями (а через рекламу  - и двигать прогресс с продажами) .
Да, это в одной голове умещается довольно логически. 


А от набора графем требуется только то, чтобы ученик выучил соответствие "графема-звук". На этом роль графем исчерпана. Больше в ней ничего нет. (ну кроме способности вызывать мертвецов , будучи начертанной в круге)

В самом деле, западный отцивилизованный человек даже не в силах понять - а что еще может быть в букве.
Иероглифы - понятно, там еще графеме придается смысл.
А буква она и в Африке буква. А, бэ, вэ, гэ , дэ - ну шрифты там разные , дизайн опять же. Чо еще?

Причина кроется в разнице латиницы и  азбуки славянской.
Если вы сравните их, то обнаружите , что у букв славянских есть имена. Аз , буки, веди, глагол.
А в латинице их нет.
Их нет ни в одном европейском языке.

Ну и что?

А то, что имена даются живым. У камней нет имени. У Барсика и Тузика есть.

Разница между "латиницей" и "славяницей"  в том, что латиница - это мертвые механические шестеренки, славянские буквы - живые организмы. И принципы их взаимодействия совершенно отличные. И порождают соответствующую разницу мышления.

Вспомним ,   что "строить" и "строка" это однокоренные слова  .
И что "Творец" - это "Поэт".
Когда мы пишем - мы строим.
Буквы - это камни.
Латиница - мертвые, безымянные камни.
Славянская азбука - живые, имеющие имена.
Что же это за живые камни, имеющие имена?
Апостол Павел, послание к Коринфянам:
" Божие тяжание, Божие здание есте.
по благодати Божией данней мне, яко премудр архитектон основание положих, ин же назидает: кийждо же да блюдет, како назидает. Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие, когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. (И) егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: (а) егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якоже огнем. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы." (1 Кор. 3, 8-13)

А это уже св.апостол Петр:
"и са́ми я́ко ка́менiе жи́во зижди́теся во хра́мъ духо́венъ, святи́тел­ст­во свято, воз­носи́ти же́ртвы духо́вны, благопрiя́тны богови Иису́съ Христо́мъ." (1 Пет 2,5)

А это уже св. апостол Иоанн Богослов:
"побѣжда́ющему да́мъ я́сти от­ ма́н­ны сокрове́н­ныя, и да́мъ ему́ ка́мень бѣ́лъ и на ка́мени и́мя но́во напи́сано, его́же никто́же вѣ́сть, то́кмо прiе́мляй." (Откр. 2,17)

"И стѣна́ гра́да имѣ́яше основа́нiй два­на́­де­сять, и на ни́хъ име́нъ два­на́­де­сять апо́столовъ а́гнчихъ." (Откр. 21,14)

Слово Божие - Священное Писание.
Слово Божие - Христос.
Тело Священного Писания - книга, набранная из букв.
Тело Христа - Церковь, набранное из святых людей

Буквы - это не графемы.
Это люди.

И тут бы можно было Орфеоса везти торжественно с мигалкой и караулом из медбратьев до первой психиатрической клиники,

Если бы не одно но.

"В то время, как преподобный Пахомий Великий молился с особенною теплотою и продлил молитву свою паче обыкновенного, услышал глас свыше, говоривший ему: «Здесь утверди пребывание свое, Пахомий, и устрой монастырь, ибо придут к тебе многие, возжаждав соделать свое спасение в иноческом образе жития, и ты будешь руководить их по правилу, которое я тебе тотчас пошлю. В то же мгновенье предстал ему Ангел в одежде великого иноческого образа, – в схиме и вручил ему медную дщицу, на которой были начертаны правила постнического жития, для имевших поступить под его руководство.

Что написано было на дщице, о том пишет Палладий в "Лавсаике", за ним повторяют тоже Созомен, Дионисий Малый и Никифор Каллист в цитованных в предыдущей сноске местах. Приводим слова Палладия:
...
12) Братию он повелел разделить на 24 чина (отряда), по числу 24 букв греческих, так чтобы каждый чин означался особою буквою от альфы и виты по порядку до омеги; чтобы, когда Авве нужно будет спросить или узнать о ком-либо из столь многих братий, он спрашивал у своего помощника в каком состоянии находится чин альфы или чин виты, – отнеси благословение чину ро. Наименование каждой буквы уже само собою указывало бы на означаемый ею чин. Инокам более других простым и незлобивым, продолжал Ангел, дай имя иоты (ι), а непокорных и крутых нравом отметь буквою кси (ξ), выражая таким образом самою формою буквы свойство наклонностей, нравов и жизни каждого чина. Знаки сии будут понятны только духовным." https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/drevnie-inocheskie-ustavy/1




promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow