?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О поэзии

Неоднократно говорилось о том, что Бог - Поэт неба и земли,  так  в Символе Веры .В славянском варианте - "Творец неба и земли", а в греческом - "поэт",
потому что "поэт" и переводится как "творец"

Добавим к этому еще один достаточно неожиданный, но тем не менее очевидный факт.
Дело в том , что слово "строка" и слово "строить" - однокоренные.
"Строка" и "стройка" - почти одно и то же.
(это , кстати, не я обнаружил, это профессор П.Я.Черных пишет в своем "Историко-этимологическом словаре)

Соответственно буквы - это кирпичики, слова - это строительные элементы , а строка - это если не дом, то по-крайней мере чертог.

И мы только что с вами заметили, что чертог - внезапно созвучен со словом "черта". Опять эта удивительная связь сочинительства и строительства.

Чем же характеризуется поэзия?
Поэзия это слова ,которые уложены в метр (то есть меру)  стиха, имеют в себе ритм (то есть сочетание "весов" тех или иных слогов) , и число - число слогов в строке, число строк в строфе, число строф в стихе.

(Да , стих и стихия - тоже удивительно совпадают) .

Даже в европейской поэзии поэт практически все время занимается счетом слогов . А , например, в той же японской - танка или хайку - число слогов вообще определяющий элемент.

А теперь посмотрим , что говорит о Творце Он Сам - Премудрость Божия.

" но вся́ мѣ́рою и число́мъ и вѣ́сомъ расположи́лъ еси́." (Прем. 11,21)
- опять мы видим , что свойства творения  Бога некоторым образом совпадают с теми требованиями, которые предъявляются к поэзии.

Так что наша церковная поэзия это такие же храмы , как и каменные с золотыми куполами.
И переводчики церковной поэзии это люди, претендующие на перестройку храмов

И недаром литургические обновители ломают своими ручками одновременно храмовую архитектуру и церковный язык.

-----------------------------------------------------
А святой Иоанн Златоуст обратил внимание, что именно эти слова кисть руки писала Валтасару, когда он осквернял храмовые сосуды.

" мани́, Ѳеке́л, фа́рес" по изъяснению св.Даниила пророка обозначают именно это самое.

"мани́, измѣ́ри Бо́гъ ца́р­ст­во твое́ и сконча́ е́:
Ѳеке́л, поста́вися въ мѣ́рилѣхъ и обрѣ́теся лиша́емо:
фа́рес, раздѣли́ся ца́р­ст­во твое́ и даде́ся ми́домъ и пе́рсомъ."

Фактически, самое могущественное царство своего времени - вавилонское - было уничтожено ,а самый могучий царь своего времени - Валтасар - был убит одним стихотворением Божиим, состоявшим всего из трех слов. Стихотворением , которое тремя словами определяло принцип творения - и   поэзии.

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens

Comments

ru_kamerton
Feb. 9th, 2019 07:33 pm (UTC)

Подсчетом слогов поэт занимается только будучи подмастерьем. Мастер такой фигней не занимается никогда. Подсчет происходит, по моему опыту, бессознательно, поскольку начальные одна-две строчки, как правило, задают и тональность, и ритм, так, что остается только бежать следом, если поймал волну. Конечно, остается техническая отделка стихотворения, зачастую мучительная, но она состоит в поиске наиболее точного слова, а иногда в расстановке знаков препинания, но никак не в техническом подсчете. Слова, укладывающиеся в размер, приходят как бы сами. В этом и состоит зачастую чудо поэтического творчества - строчка идет за строчкой, следишь ща образом, звуком или мыслью, а о такой низменной вещи, как размер, уже и не думаешь - он уже как дыхание, он не выйдет из повиновения, разве только затем, чтоб "неправильные" стихи были лучше обычных размерных.

ru_kamerton
Feb. 9th, 2019 08:03 pm (UTC)

Просто поэтическая речь и музыка тесно связаны друг с другом. Лишний слог в слове поэтом  ощущается интуитивно, на слух, и, конечно, не допускается в стихотворение без особого на то замысла уже на стадии отбора. Это просто вопрос развития поэтического слуха, подобного музыкальному. Чем больше дар и мастерство, тем меньше заморачиваешься подсчетом слогов и т.п вещами - они доведены ло уровня автоматизма. С остальными-то вашими мыслями я полностью согласна, но не с тем, что поэты непременно "считают слоги" :)

ortheos
Feb. 9th, 2019 08:13 pm (UTC)
рискуя вызвать ваш гнев, выражу уверенность, что именно дилетанты и не считают слогов. По той простой причине, что настоящие поэты как Александр Сергеич или Языков специально учились (годами) в специальном курсе "считать слоги".

Утверждать ,что поэты не считают слоги - это все равно, что утверждать, что композиторы , сочиняя музыку, не считают ноты в такте.

Какой бы ваш слух не был наимузыкальнейший , как бы вы ни уплывали в неведомые дали, без техники, без метронома и без тактового размера вы ни музыки ни сочините, ни стихов.




Edited at 2019-02-09 08:15 pm (UTC)
ru_kamerton
Feb. 9th, 2019 08:24 pm (UTC)

Да не нужно этого после определенного времени ученичества. Я считала слоги только один-два раза за все время. Потом пришел автоматизм - т.е все, что писала, не выбивалось из нужного размера ни единым слогом. Это на слух ловится, просто на стадии отбора приходят слова с нужным для данного стишка числом слогов. И я никогла не сбивалась именно на этом, после того, как научилась слушать. Т.е не считала слоги - и, внезапно, все строчки оказывались верными, никакая не выбивалась. То, что вы считаете меня дилетанткой, не показатель. Я не пишу много не потому что бездарна, а потому, что мне Бог по какрй-то причине запретил. Ну, учились Языков и Пушкин - но определяющее в процессе это поэтический слух, а его можно довести ло такого автоматизма, что пишешь эпиграмму или экспромт за минуту - и все слоги на месте.

ortheos
Feb. 9th, 2019 08:32 pm (UTC)
Доведенное до автоматизма умение считать совсем не эквивалентно отсутствию этого умения и совсем уж не эквивалентно отсутствию необходимости этого умения.

Вы сами привели аналогию с музыкой.
Знаменитый Иоганн Себастиан Бах, который был не просто композитором, но и уникальным импровизатором (который писал не эпиграмму , а на ходу сочинял шестиголосные фуги) к концу своей жизни проникся глубоким интересом именно отношением математики к музыке. Гольдберг-вариации и "искусство фуги" - это яркий пример того, как он "считал слоги".

Да и сам Александр Сергеич довольно таки интересовался специфическим отношением чисел к словесности , во всем остальном не переваривая математику.
ru_kamerton
Feb. 9th, 2019 08:40 pm (UTC)

Так я пишу о другом, о том, что после того, как рука поставлена, т.е пришло мастерство, не нужно считать слоги. Потому что это уже как дыхание. Та-та-та-тра-та-бом Тру-та-та-трень-дзинь-бум Здесь везде по 6 слогов, и все идет на слух. На кой черт нужно подсчитывать то, что и так мозг считает вне какого-либо сознательного процесса. Притом что опора на обязательно одинаковое количество слогов в строчках в стихотворении не всегда оправдана, иногда нужен и "сбой", иначе получается скучная гладкопись.

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow