ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

О собирании книг.

В комментариях к предыдущей статье ru_kamerton отметила, что к этой теме относится и такое распространенное явление,  как
Жил был мних
Имел много книг
Спал на них
И не знал что в них.

То есть когда человек покупает книги, собирает себе целую библиотеку, но практически мало что из нее читает.

И я по горячности согласился с этим безусловно, но по некотором размышлении должен признаться , что тут есть нюансы.
Собирание книг может быть болезнью, а может ею не быть - или по крайней мере быть болезнью безвредной.
И внешней разницы между этими собираниями трудно заметить.

И дело тут в том, что книга отличается от всех других вещей созданных человеком.


Если обратиться к истории и попытаться найти - откуда взялась сама по себе книга, как таковая, то мы неминуемо придем к горе Синай и святому пророку Моисею.
Да, наука утверждает , что существовала и более древняя письменность - шумерская , египетская, китайская.
Но даже если поверить, что это так (учитывая ту степень истерики, которая сопровождает поиски истоков человеческой цивилизации , это вовсе не факт) - это совершенно очевидно НЕ КНИГИ.

Египетская ритуальная письменность - монументальная. Стеллы, пирамиды, гробы.
Вавилонская - ритуальная  монументальная . Стены, таблицы.
Китайская - ритуальная монументальная . Черепаховые гадательные кости, резьба по дереву и камню.

Самые древние книги египетские  - это эллинизм (фантазии египтологов на основании "переведенных" иероглифов) я брать во внимание не буду.

Самые древние китайские книги - это конфуциево пятокнижие (или "Даодэцзин" Лао-Цзы)

Закон Моисеев - это шестнадцатый век до Рождества Христова .
Это первая книга в истории человечества.
И это не просто его изобретение -это богооткровенная письменность  -как по алфавиту , так и по форме.

Более того, привычный нам всем вид книги - так называемый "кодекс"  (в отличие от книги-свитка)  - имеет тоже христианское происхождение, и его форма - это умноженные числом  те же скрижали Моисея.

Само Священное Писание называется "Библия" -то есть "книги", потому что это и исторический и духовный корень всех книг. Каждая истинная и добрая книга - это листочек на этом могучем древе. Не даром листы книги называются листами. "И лист его не отпадет" - говорит пророк Давид о праведнике - и это в первую очередь о книге, написанной о нем или им самим.

Вот что пишет святой Иоанн Кронштадтский в самом начале своей знаменитой "Моя жизнь во Христе".
" Человек, вы сами видите, в слове своем не умирает; он бессмертен в нем и по смерти говорит.
Я умру, но и по смерти буду говорить.
Сколько между людьми этого бессмертного слова, которое оставили по себе давным-давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа!
Как живуче слово, даже человеческое!
Тем более – Слово Божие: оно переживет все века и будет всегда живо и действенно."

Итак книга - это образ человека.
Книга святого человека - это святой образ.
Книга - это икона души святого, как живописный образ - икона его просвещенного Духом тела.

Как же относится Церковь к святым иконам?
Зайдем в любой храм- лучше в старинный, по свято-русским преданиям построенный.
Он сверху донизу исписан образами. Там по двенадцать ярусов в одном только иконостасе.
Перед всеми ли этими иконами служат молебны?
Все ли их вообще вы видите?
Те, которые на самом верху вы даже не разглядите.
Значит ли это, что напрасны эти иконы и их написание или приобретение - тщетное бегство за пустотой?

Нет .
Церковь, храм - это брачный чертог.
Это пир, торжество.
Предположим, на брачном пире собралось десять тысяч гостей.
Может ли хозяин или какой гость переговорить лично - да еще во всех подробностях - с каждым из этих 10000?
Нет .
Значит ли это, что напрасно их столько собралось?
Нет.

То, что мы видим в храме Божием - это "библиотека" святых.
Почему это иконы, а не книги - достаточно очевидно.
Потому что в церкви в первую очередь звучат слова Священного Писания и богослужебные тексты.
Но в Уставе Церкви даже есть много прямых указаний и о чтении книг святых - Лавсаик, Ефрем Сирин, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Лимонарь, Василий Великий.

А теперь вопрос - все ли сочинения того же святителя  Иоанна Златоуста прочитывает Церковь за Богослужением?
Все 24 тома ?
Да нет же.

Потому что нет и никогда не было задачи ПРОЧИТАТЬ книгу.
Восхищение людьми, которые "глотают" книгу за книгой - это как раз и есть безумие падшего мира, гонящегося за пустотой.
Глотание книг это как раз и есть то самое бегство от пустоты - в ее основе - жажда новизны, с постоянным устареванием.
Именно поэтому безбожнику смертельно скучно Евангелие.
Зачем читать одно и то же четыре раза?
Лучше новую книгу Лукьяненко - с неожиданными поворотами и новыми лицами и действиями. (я не против Лукьяненко, я против безумного глотания

Таким образом, получается, что собирание книг - как икон - со спокойным вдумчивым чтением немногого - это как раз норма здорового человека.
А стремление ПЕРЕЧИТАТЬ всю библиотеку просто ради того, чтобы перечитать - это все равно , что есть ради того, чтобы сожрать все продукты в доме.

Мы вносим в дом не книгу - а образ человека.
Чтение книги - это общение.
Ведь мы не считаем общение с человеком напрасным и само его присутствие ненужным, если оно состоит из немногих сказанных фраз, а не из многочасовых бесед с утра до вечера .

Но это все от ветра головы своея.

А какой образец дают нам святые отцы?

С одной стороны были совершенно безкнижные святые - из 12 апостолов только тринадцатый - св.Павел был книжником, и за это получил прозвище безумствующего.
Антоний Великий, преподобный Лука Элладский - вообще неграмотные.
Св.Николай Чудотворец был угольщик, а не профессор.
У преподобного Порфирия Святогорца четыре класса образования, у преподобного Паисия - семь.
И книг у них у кого не было вовсе, а у кого было очень мало.

"Много и книг у меня многоразличного содержания, читаю и перечитываю их; но все еще не насытился. Все еще дух мой жаждет знаний; все сердце мое не удовлетворяется, не сыто, и от всех познаний, приобретенных умом, не может получить полного блаженства. Когда же оно насытится? – «Насытится внегда явитимися славе Твоей» (Пс.16:15). А до тех пор я не насыщусь. «Пияй от воды сея (от мирских знаний), вжаждется паки: а пияй от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» (Ин.4:13–14), сказал Спаситель." - это начало и предисловие "Моей жизни во Христе".

Святой Димитрий Ростовский всю свою жизнь собирал множество книг - на самых разных языках - тысячи томов.
Святой Игнатий Брянчанинов прямо говорил, что он предпочитает запереться в комнате и общаться с одними святыми через их книги.
Аналогично Св.Феофан Затворник  - его затвор был "книжным" - в огромной библиотеке.
Св. Иоанн Лествичник не хвалит никакого собирательства , кроме собирания книг - потому что сам вид книг святых мужей может отрезвляюще действовать на людей.

Да и что мне говорить, когда уже все давно сказано самим святым Игнатием Брянчаниновым?

Итак, книги - лекарство.
Чем больше лекарств в аптеке - тем лучше аптека.
Но мы же не глотаем все лекарства подряд , просто ради того, чтобы они получили применение?

Таким образом, само по себе собирательство книг даже без чтения всех этих книг не является злом или болезнью.

Что же является злом?
Во-первых, очевидно - смотря КАКИЕ книги собирать.
Собирать святоотеческие книги, книги полезные в обиходе, учебные или научные (хорошие научные) книги , классическую , историческую литературу - это одно.
Собирать оккультизм, порнографию и немецкую философию (если кто-то вообще понимает разницу между всем этим ) - это другое.

Во-вторых - само состояние души.
Если человек приобретает книги ради содержания - это одно.
Если же он собирает ради стоимости, раритетности, редкого экслибриса или издания , ради азарта охотника  - то есть коллекционирует - это другое.
Причем даже тут есть тонкость - потому что любой нормальный человек похвалит стремление сохранить старинную книгу , как память о предыдущих поколениях - в том числе и молитвенную - но то же самое  может быть и  лицемерным прикрытием тупого коллекционирования.

Разница между этим точно такая же, как между бабушкой , собирающей иконы из благоговения  - и олигархом, собирающим иконы ради вложения капитала и коллекционирования - чтобы хвастаться перед новой блюдью.

Граница между похвальным книгособирательством и пороком книгостяжательства - это разница между иконопочитанием и идолопоклонством.

Tags: дидактика, дух пытлив, книги
Subscribe

  • Эвалюция и искусственный идиот.

    Есть нечто общее у эволюционных попыткок изобрести самопроизвольные схемы самозарождения жизни и современного ИИ-безумия. Напомню старинную статью…

  • Будь технологичным - будь мусором.

    Так совпало (и это, очевидно, чистое совпадение) , что вместе с истерической пропагандой эпидемии и чудонановакцин из каждого утюга, перебивает эту…

  • Чипирование и цивилизация мусоргов.

    Есть одно важное отличие современного высокотехнологического общества от мира Божия. Мир Божий состоит из творения. Современное высокотехнологическое…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments