Вопрос - что с ними делать.
Разумеется, вопрос этот исключительно в прерогативе священноначалия в первую очередь самой УПЦ, и нашего Священного Синода.
Но поскольку уже многие предлагают свое видение проблемы - почему б и мне не мяукнуть чего-нибудь. Тем более что ни худа ни добра от моего мяукания ждать нечего.
О.Георгий Максимов говорит о созыве собора всех поместных церквей для суда над фанарской экуменической благодатью.
Сие справедливо, однако во-первых, это дело медленное , а во-вторых - дорогостоящее.
Соборы легко слетались, когда был византийский император - потому что и административный и финансовый ресурсы были на лицо.
Вспомним , что критский всепозор пришлось оплачивать каждому за свой счет - причем для многих Церквей откровенно неподъемный.
Так что собор прекрасная мера, но он откровенно опоздает.
Нет ли чего-нибудь такого, что можно было бы сделать помимом него , и желательно силами самой Украинской Православной Церкви?
Не просто есть, а совершенно в духе Евангельскогой кротости и смирения.
В бессмертном творении блаженного Иоанна Мосха "Духовный луг" есть следующий рассказ:
210. Епископ, одержавший победу смирением.
Рассказ одного из отцов: два епископа, жившие недалеко один от другого, поссорились между собою. Один из них был богат, а другой был весьма смиренный человек. Богатый искал случая повредить другому. Тот узнал об этом и сказал своему клиру:
– Мы победим его благодатию Христа. Он хорошо знал, как ему поступить.
– Кто же может, владыко, устоять против него? – возразил клир.
– Подождите и сами увидите.
Епископ стал выжидать благоприятного случая. И вот, когда его собрат отправлял торжество в честь св. мучеников, он, взяв свой клир, повелел:
– Следуй за мною, и мы одержим победу.
– Что такое он намерен сделать? – рассуждали между собою клирики. Епископ отправляется на праздник. И вот когда другой шел, совершая всенародное молебствие, он, лишь только шествие приблизилось, бросается к ногам собрата, вместе со всем своим клиром, со словами:
– Прости нас, владыко! Мы – рабы твои...
Тот, пораженный этим поступком, умилившись в душе, по действию благодати Божией, изменившей настроение сердца его, сам объемлет ноги собрата и говорит:
– Ты – мой владыка и отец!
И с того времени установилась между ними великая любовь. И сказал смиренный епископ своему клиру:
– Не говорил ли я вам, что мы победим благодатию Христа? И вы поступайте так же, когда возымеете что-либо друг против друга, и всегда победите.
Вот другое изречение старца: «Смиренный превосходит самого царя славою, потому что царя славят только в лицо, а смиренного и в глаза и за глазами все хвалят и ублажают».
Стоп-стоп-стоп.
Не надо крутить мне пальцем у виска и спрашивать, больно ли мне было, когда кирпич на голову упал.
Естественно, если блаженнейший митрополит Онуфрий падет на коленях перед Варфоломеем и скажет "прости нас владыко! мы рабы твои!" - тот не столько умилится, сколько изумится, потому что собственно все ради этого и затевается.
А вот если вся Украинская Церковь - в идеале каждый приход , каждая епархия запишет по видео, на которых пастыри и архипастыри с пасомыми с великим смирением коленопреклоненно, яко овцы духовные чадолюбивого отца будут умолять святейшего патриарха Варфоломея отменить свои шаги по автокефалии, потому что это означает для них- которых сам патриарх называл единственной подлинной Церковью - лютое гонение и угрозу физической смерти - и эти видео будут выложены в открытый доступ,и ссылки на них сотнями и тысячами пойдут на электронную почту фанарских любителей автокефалий, то .... это ни к чему не приведет, но последние в своих дальнейших действиях будут выглядеть совершенно очевидно как то, что не сквернит человека.
Естественно, на этом останавливаться не надо - нет, не надо.
Дело в том, что в фанарские игры можно играть не только вдвоем, но лучше всего впятнадцатером.
В ответ на назначение экзархов Константинополя на предмет рассмотрения автокефалии, было бы здорово обратиться во все Поместные Церкви для того, чтобы они назначили тоже экзархов для того же самого. Причем - в отличие от Собора - им не только нет никакой необходимости собираться вместе, а даже выезжать со своих кафедр. Достаточно того, чтобы они были назначены Предстоятелями Церквей. И принялись за деловую и официальную переписку с Фанаром с предложениями, решениями и требованиями согласований всех действий с ними. даже если из 15 откликнутся три или четыре - Константинополь окажется перед определенными затруднениями. Игнорить их нельзя. Затягивать и морочить отсрочками тоже нельзя - потому что наоборот , нужно сделать как можно быстрее, пока Московский Патриархат не пришел в себя и не собрал настоящий собор.
И что с ними делать - будет абсолютно непонятно.
Если же они еще приедут на Украину и явятся к господам кир Даниэлю Памфилону и кир Илариону
Вишенкой на торте стало бы присутствие экзарха Московского Патриархата .
Что ? Его не пустят вна Украину или убьют?
Это смотря кто будет.
Например, с Серафима епископа Сэндайского будут пылинки сдувать.
Да и трансляцию полномочий (помните, когда св.Марк Эфесский представлял на ферраро-флорентийском соборе сразу двух патриархов) никто не отменял.
Но и это еще не все.
Дело в том, что в Православной Церкви есть папа.
Не римский, а александрийский.
Который считает себя (с основаниями или без)- вселенским судьей. По мнению александрийского папы он является крайней инстанцией в рассмотрении конфликтов между Церквями.
Это же то, что надо.
Обращение к нему с просьбой рассмотреть действия Константинопольского Патриарха и деятельность его экзархов - было бы своевременным и полезным. Особенно если им будут назначены свои экзархи для автокефалии - перед последними в таком случае константинопольские будут едва не в статусе подсудимых.
Но и это еще не все.
Настоящей уже не вишенкой, а арбузиком на торт была бы постановка логичного и естественного вопроса о том, что в случае дарования автокефалии Украинской Православной Церкви Вселенский патриарх теряет власть над всеми украинскими епархиями по всему миру , которые переподчиняются новому главе Украинской Поместной Православной Церкви - в первую очередь речь идет УПЦ в США и УПЦ в Канаде.
Ну да, это процентов 50 всей паствы и доходов Константинопольского патриарха . А что такого? Ведь автокефалия - это сурьезно.
Journal information