ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Горечь внешних наук

Главная песня современного академического богословия - о великой пользе светских наук.
Причем не с точки зрения изобретения лопаты с моторчиком, а с точки зрения Познания Смысла Бытия.
Мол, чудная синергия - богословы созерцают Откровение, а естественные науки приводят к Познанию из рассмотрения видимого мира. Прямо как апостол Павел пишет.

Я уже говорил , что это ложь - потому что если бы это было так, то не было бы ни одного естественнонаучника-атеиста, в то время как наоборот, сложно найти там православного христианина, а большая часть блуждает преимущественно в самых маразматических культах.

Но вот мнение намного более авторитетное.
Преподобного Максима Грека, который пишет не просто о бесполезности, но о вреде естественных наук для Богопознания.
Причем невежественным неучем его сложно назвать - будучи Михаилом Триволисом он получил высшее образование в эпицентре знания своего времени и изучил все европейские науки - настолько, что его приглашал в наставники своим детям Пико делла Мирандола

И вот - он первый пишет об их горечи и бесполезности для жизни человека - духовной жизни.

"Мы предложили тебе мно­жество знаменитейших учителей христианских, которые, так сказать, обнажили пред тобою и явно изобличили обман учения наблюдающих за движением звезд, и далеко отвергают это учение от священной ограды Церкви, так что следовало бы тебе из их святых слов, нами приведенных, вполне научиться истине. Ты же, не знаю откуда, приводишь необычные и отеческими уставами совсем неприемлемые хитрословия лакедемонские, то есть, принадлежащие людям, прославившимся всяким нечестием, приводишь царей Александра и ка­кого то другого безыменного, царствовавшего в Констан­тинополе. На основании этих своих доказательств ты признаешь ложное учение звездочетства необходимым для христиан и очень потребным. Также приводишь на среду и жития святых мужей, имевших много опытов небесных видений. Следовало бы тебе прежде размыслить о том, что эти святые отцы сначала с большим усердием и трудом проходили это учение, затем впоследствии не поленились изобличить лживость его и искоре­нить вполне происходящий от него вред. Не только Косьма (Индикоплов) и Григорий Акрагантийский, но и Василий (Великий), и оба Григория (Назианзин и Ниссий), и Златоуст и, вообще сказать, все те, которые просияли мудростью и святостью, в юности своей упражнялись во внеш­ней учености, пока еще не достигли высочайшей муд­рости, которою можно соединиться с Богом и сподо­биться боговидения, – пока, так сказать, оставались под горой с девятью остальными учениками, как не спо­собные еще вместить совершеннейших видений, и как требующие еще молока, а не твердой пищи, как сказал Павел коринфянам (1Кор.3:2). Когда же достигли совершенного возраста, в который когда и Павел пришел, то отверг все младенческое, тогда и они презрели не только астрологию, как ложную, отлучающую от Бога и привлекаю­щую к стихиям мира сего и наполняющую ум бесчисленными неправыми мыслями, но и прочие излишние науки, которые не могут назидать к благочестию; признав их нечестие и лживость, они всецело устремились к пророческим и апостольским источникам и напоили себя их струями.

В справедливости сказанного пусть удо­стоверит тебя великий в богословии Григорий, на которого ты, по-видимому, сильно опираешься, разума же его постигнуть не мог. Если бы ты его вполне понял, то давно отбросил бы любопрение и стал бы заодно с нами за истину. Слушай же его внимательно, что гово­рит он в шестом слове, где дает ответ по поводу своего молчания, – в каком разуме он избрал оное на время. „Хотел я навсегда соделаться мертвым для этой жизни и проводить жизнь, сокровенную во Христе, быть некоторым великим купцем, и на все, что имею, приобрести драгоценную жемчужину, и за постоянное и небесное отдать текущее и влекомое, в чем заключается величайшая и наивыгоднейшая купля для имеющих ум. Но и помимо сего приобретения, я готов уступить это (текущее и влекомое) тем, которые желают престолов (высоких положений), самому же во всю жизнь быть отроком и учеником, пока сладкими словами не смою горькие». Что думается тебе, господин Феодор, о приведенных словах святого Григория? О каком говорит он умерщвлении, и каким он желает умертвиться: чувственным ли, или разумным, или тем и другим? И какое сокровенное во Христе житие желает проводить святой: то ли, о котором ты говоришь, и которое заклю­чается в прекрасном украшении звезд и светил, в доброте неба, в сочетании планет и знаков зодиака, в чудном расположении и расстоянии их, или то, ко­торое посредством исполнения спасительных заповедей и зачатия во чреве, как говорит Исаия, страха Господня, производит очищение ума? Что же такое – текущее и вле­комое, что он отдает за пребывающее и небесное? Имения ли это какие чувственные, или разумные какие нибудь и словесные приобретения? Скажи, если можешь! Что он говорит здесь не об имениях и не о чувственных стяжаниях, но о тех многих и различных научных познаниях, которые он собрал, будучи еще юношей, – это он сам объясняет, говоря, что во всю жизнь же­лает быть отроком и учеником, пока сладкими сло­вами не смоет горькие. Сладкие слова, это – те, которые пророки и апостолы возгласили Духом Святым и оста­вили в своих книгах; горькие же – те, которые еллины оставили в своих сочинениях, как досточтимое и ве­ликое, но в которых скрывается большое нечестие и мерзость. Внешние науки хороши и нужны для челове­ческой жизни, но большая часть из них вредны и скрывают в себе пагубу, которые если бы мы захотели перечислить подробно, то были бы вынуждены написать целую книгу: так много в них лжи и нечистоты! И хорошо святой Григории назвал их «слаными», то есть горькими для разумного вкуса, как отвлекающие далеко от истинной сладости тех, которые неосторожно упраж­няются в них.

Удостоверяет эти мои слова толкова­тель его, Никита Сербский говоря так: «пока, гово­рит, смою еллинские учения слезами и духовными сло­вами и догматами». Поэтому он предпочел жизнь Мои­сея и Илии и Иоанна, которая деланием заповедей Господних и зрением сокровенных в священных Божиих книгах таин соединяет с Богом и рачителей сего зрения соделывает друзьями Божиими, а не созерцанием дивных путей солнца и луны, и светлости звезд, не­бесной красоты, движения и расстояния планет и зодиака, как ты утверждаешь, наслаждаясь повествованиями о видимых тварях и безмерно удивляясь их доброте и правильному движению"


https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/poslanie-k-gospodinu-feodoru-ivanovichu-karpovu/

Да, строго говоря тут речь идет об астрологии и алхимии. А не астрономии и химии.
Но разве мы не видим, как это искусственное разделение на наших глазах исчезают, и все естественные науки тянутся к своей стихии - оккультизму?
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments