Он состоялся бы в любом случае, поскольку его корень был не в патриархе Никоне, а в Лжедимитрии.
В традиционной академической истории крайне легкомысленно относятся к явлению самозванства - эдакий смешной и нелепый пароксизм чисто русской психики.
В расколе снова всплыло на поверхность то разделение, которое явилось при Лжедимитрии - когда часть русского общества, прельщенная возможностью развратничать и совершать преступления под маской избранности, исключительности и святости , отложилась и от Церкви и от царя.
Пустосвят, Отрепьев, Тушинский вор - явления совершенно идентичные, даже претензии были идентичные - первый хулил Алексей Михайловича и патриарха Никона, второй (и что удивительно - и церковные историки вместе с ним) патриарха Иова и царя Бориса Годунова, третий - царя Василия Шуйского и опять же Русскую Церковь.
Не случайно именно раскольники оказываются вдохновителями, спонсорами и покровителями следующего самозванца- Пугачева.
И самое важное - даже официальная история не смеет отрицать исключительно решающую роль папизма в самозванцах лжедимитриях.
Journal information