ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Орлецы и престолы

Вот удивительные совпадения - о. Андрею Кураеву патриарх Никон  спать не дает - казалось бы , никакого повода нет, а он его не перестает обливать грязью в своем бложике - и мне внезапно на глаза попалось исследование Каптерева "Суждение Большого Московского Собора 1667 года о власти царской и патриаршьей". Исследование сие состоит практически в упорядочении и ясном изложении хода дискуссии - самого Каптерева там практически нет.

Дискуссия эта состояла в выяснении вопроса - чья власть выше - архиерейская или царская. Все архиереи собора постановили после глубокого изучения вопроса, что архиерейская власть выше царской и что трон царя Давида есть не иной какой, как тот, который стоит в каждом православном храме и называется престолом.
Против был только тот самый  митрополит Газский Паисий Лигарид , который вместе с Алексеем Михайловичем давили на двух епископов - Павла Крутицкого и Илариона Рязанского ,чтобы те признали "симфонию", т.е. что архиерейская и царская власть разделены и каждая действует в своей области.
Но ночью оба русских епископа приходили к восточным патриархам и каялись, что написали это с насилием и от темноты, а на самом деле и они считают, что власть архиерейская является преемницей власти государей , потому что и при хиротонии архиерей становится на орлец с изображением орла , который является символом последней римской империи пророчества Даниила. И говорили они совершенно пророческие слова: "Мы  и сейчас терпим великую нужду в своих епархиях и всякие затруднения , и хотя много тяжкого поневоле переносим от властей, но страшимся еще худшего впереди, когда утверждено будет, что государство выше Церкви, хотя не имеем в уме той мысли, чтобы пришлось нам терпеть такие несправедливости и оскорбления в благополучное царствование богохранимого и добропобедного царя нашего государя Алексея Михайловича, боимся за будущее , опасаемся, чтобы последующие государи, не зная смысла патриаршьего постановления, не погрешили".

Точно описали то, что будет при Петре. 

Т.е. в 17 веке все архиереи знали, что орел на орлеце не символ птички, которая быстро летает (как сейчас толкуют в духовных школах), а это относится к пророчеству Даниила о царстве Христовом, которое наступило после римского .

Вспомним здесь диспут св.Кирилла с иудеями в Хазарии. Он говорил то же самое один в один.

Но закончилось все по-русски. Все архиереи (кроме Паисия Лигарида) были твердо убеждены , что архиерейская власть выше царской, а подписали как царь Алексей Михайлович сказал. 

Интересно, как Паисий истолковал орлеца : тоже совершенно не согласно с современным толкованием, предлагаемым в духовных школах: что архиерей стоит на орлеце , тем самым давая обещание, что он будет тверд в вере , которую исповедует самодержец (!)  и что будет другом греков (т.е. римлян - православные греки называют себя ромеями) (!) , что будет во всем послушен и покорен царю.



Понятно, что Паисий Лигарид говорил какую-то ахинею. Но эта ахинея лишь показывает, что он прекрасно знал справедливость слов русских архиереев о подлинном значении орлеца.

А далее Паисий напророчествовал Алексею Михайловичу: "У доброго царя будет еще добрый сын, его наследник!Он будет попечителем о вас , наречется новым Константином   , будет вместе царь и архиерей, потому что у римлян царь соединял вместе власть царства и священства , как поет латинский Гомер - Вергилий".

А ведь тоже все правду напророчествовал. Только с некоторыми нюансами ошибся. Увы - нюансами определяющими.

Так что суд над Никоном был  судом не только над Никоном.

 И это важно с той точки зрения, что для русских архиереев XVII века царская власть совершенно точно не была "удерживающей теперь" .

Tags: История
Subscribe

  • Почему св.Николай Второй не уехал из потерянной России.

    "Сия же (неминуемую гибель Царьграда) увѣдав велможи и Зустунѣя, собрався вкупѣ с патриархом, начаша увѣщавати цесаря, глаголюще: «Видим,…

  • Кое-что о статуе свободы

    "И поставил Константин в Царьграде кумир, еже принесе от Солнечнаго града фругийскаго, имущаго на главѣ семь лучь." (Повесть о взятиии…

  • Не, ну а чо?

    У них - товар. У нас - купец. Приступ циничных мыслей: Старушка явно долго не протянет (хотя не факт что мы дольше протянем), а нам лишняя…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Почему св.Николай Второй не уехал из потерянной России.

    "Сия же (неминуемую гибель Царьграда) увѣдав велможи и Зустунѣя, собрався вкупѣ с патриархом, начаша увѣщавати цесаря, глаголюще: «Видим,…

  • Кое-что о статуе свободы

    "И поставил Константин в Царьграде кумир, еже принесе от Солнечнаго града фругийскаго, имущаго на главѣ семь лучь." (Повесть о взятиии…

  • Не, ну а чо?

    У них - товар. У нас - купец. Приступ циничных мыслей: Старушка явно долго не протянет (хотя не факт что мы дольше протянем), а нам лишняя…