ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Похвала св.Кириллу.


Как известно, благодаря эпохальным шагам академического богословия, Жития Святых для образованного человека, который резко и четко отличается от церковных бабушек в сторону Просвещения, не представляют никакого интереса.
Сборник благочестивых легенд , разбавленный историческими фактами сомнительной достоверности , которые еще надо проверять по немецким профессорам - не более.
Не будем показывать пальцем, хотя это был Ключевский.

И уж совершенно тоскливым и бессмысленным представляется для отравленного современными духовными школами ума такая штука как Похвала или Похвальное Слово.
Что там может быть интересного и важного?
Стандартный набор византийских плетений , который пышностью слов пытается закрыть скудость фактического содержания - современный богослов очень любит фактическое содержание - тем более, что это фактическое содержание ничем не отличается от уже известного Жития.

Перспектива читать или слушать Похвалу представляется такому человеку некоей изощренной пыткой скукой и бессмысленностью (как и все православное Богослужение ).

Скажу нечто, может быть , неожиданное.
"Похвала" - даже если она не будет иметь НИКАКОГО фактического содержания - является эпицентром всего, что связано с тем или иным святым.
Житие святого имеет  своей целью и задачей привести человека именно  к Похвале.
Без Похвалы оно имеет мало смысла, если имеет вообще.
Даже если житие составлено немецкими профессорами.

Прежде всего , непонимание этого связано с тем, что Похвала излишне распространена в нашей жизни и при этом всегда - не там , да еще и лжива.
Когда мы слушаем поздравления юбиляра или начальника - от начальника отдела на его днюхе до поздравлений высочайших лиц государства - мы всегда слышим и часто до собственной крайней неловкости  ощущаем ложь воскуряемых фимиамов.
Говорящий похвалу лжет в своих восхвалениях - и знает что лжет - слушающий себе похвалу тоже знает что тот отчаянно  лжет, но в то же время считает похвалу совершенно заслуженной (парадокс!) .
Исключения есть, но в общем потопе фальшивых похвал тонут практически незамеченными.

Итак, первая причина внутреннего отторжения от Похвальных слов святым происходит от того, что в душу человека въелась ассоциация "Похвала= ложь".  А между тем Похвала святым - это единственная истинная похвала.

Вторая причина намного хуже.
Обратим внимание на  название Житий Святых в Русской Церкви.
Они вовсе не называются "Жития Святых" - это переделка 19 века для просвещенных дворян, которые смотрят на слова "Четьи Минеи" а видят  君や祝讃せよ.
"Четии Минеи" означает -  "Читаемые Минеи" "Чтенные Минеи".
Минея - это богослужебная книга, которая содержит богослужебный чин святым.
Четьи Минеи своим названием указывает на то, что это   тоже БОГОСЛУЖЕБНАЯ книга.
Если открыть Богослужебный Устав (сиречь Типикон) , то мы обнаружим:

"По 3-й песни кондак и икос святаго, и седален его дважды: Слава, и ныне богородичен, и чтение." (гл. 3 о святом со бдением в неделю)

"По 3-й песни кондак и икос, и седален святаго, дважды, и богородичен его. И чтение святаго. По 6-й песни кондак воскресн, и икос: и чтем пролог. " (гл 6 о святом "шестиричном")

Как бы торжественно ни вспоминалась память святого, по третьей песни всегда идет чтение.
Что это за чтение?
Для этих чтений и предназначены Чтенные Минеи. (есть и другие книги, например, Великим Постом полагается читать Лавсаик, но не в этом суть)

Сейчас эти чтения всегда или опускаются (кроме единственного случая в году - память преподобной Марии Египетской в Мариином Стоянии) или переносятся на трапезу. И видимо, поэтому богослужебный характер Четий Миней совершенно выпадает из необозримого кругозора современных богословов.

Суть Четии Минеи в том, чтобы описанием дел и подвигов святого зажигать в  сердце человека огонек любви к этому святому , побуждать его к молитве.

И высшей , самой совершенной формой этой молитвы является Похвала.
Думаю, многие по катехизису помнят, что существует три рода молитвы - прошение, благодарение, славословие.

Прошение - это когда нам что-то нужно
Благодарение - это когда мы благодарим за получение (просимого или нет)
Славословие - это когда мы хвалим и прославляем человека не за то, что он нам что-то дал, а за его собственные высокие качества - просто за то, что он таков какой он есть.

Лучше всего в этих видах молитвы разбираются влюбленные.
Самое желанное и самое высшее что может сказать любящий тому, кому он любит - "Я люблю тебя не за то, что ты мне денег/удовольствие даешь просто потому что ты прекрасен сам по себе, спасибо тебе просто за то что ты есть".

Можно ли представить себе адекватного человека, который считает такие слова пышным византийским плетением, неинтересным в связи с отсутствием фактов?
Например, даты рождения, случаев из жизни , соотнесения с хронологией политических событий?
Такое не просто сказать - подумать может только человек, безнадежно поврежденный умом.


Скажите, что вы больше хотите услышать от человека, которого любите - подробное исследование обстоятельств вашей жизни с привлечением архивов или без всяких обстоятельств "Ты самое дорогое для меня  на свете"?

Много у нас людей, которые молятся святым первой молитвой.
Один из десяти (по Евангелию - и то иноплеменники) - второй.
И днем с огнем не найдешь человека с третьим видом - т.е. Похвалой. Т.е. когда ничего не просит и прославляет за то, ЧТО он есть.

(умолчим здесь о словах св.Иоанна Златоуста - что похвала на словах совсем не то , что похвала через подражание подвигам и нравам)

А между тем Похвала - это кульминация молитвы, как появление царя - кульминация придворного чина.

Более того, Похвала , это не что иное, как предначинание и отблеск наступающего нового дня, совершенной вечной блаженной жизни. Если молитва есть не что иное как способ общения святых с Богом и между собой, то известно, что в будущей жизни не будет уже ни покаяния, ни прошений , ни благодарений   как таковых - потому что  благодарение за подарки  есть не что иное как путь научиться любить не за подарки.

Таким образом, прихожу к  выводу, что как ни интересны и ни глубоки были Жития св. Кирилла и Мефодия - Похвала им еще важнее и достойнее внимания.

И вместе с тем приходится признать, что комментировать их для меня невозможно.
Разбирать лингвистически , исторически и искать логические связи в Похвалах - это то же самое, что исследовать слова "Я тебя люблю" с точки зрения вторжения гуннов в Европу.

Тут нужно не комментировать, а богословствовать (в настоящем, академическом смысле слова) , что мне совершенно не с руки.

Перевода найти мне не удалось, поэтому перевод с оригинала (из того же Лавровского издания) мой
В конце - несколько не комментариев - а примечаний, обращающих внимание на необычные моменты.





Похвала Кириллу Философу Климента

Месяца апреля в 6 день
Память и похвала преблаженному отцу нашему и наставнику славянского народа
Кириллу Философу и святому Мефодию Учителю.
Благослови отче.



Вот весна для нас, Христолюбцы-
Светозарная память преблаженного отца нашего Кирилла
Нового апостола и учителя всем странам
который благой верой и красотой возсиял на земле как солнце
Просвещая весь мир заповедями Триипостасного Божества.

Премудрость Божия создала в сердце его храм себе
И на языке его как на херувиме вечно почил Дух святой,
Разделяющий дары по величине веры,
как сказал Павел Апостол:
Каждому из нас дается благодать
По мере дарования Христова.
Ибо кто Меня - сказал Господь-любит,
И я Его возлюбив и являюсь Ему Сам
и сделаю Себе в нем обитель
И будет мне сыном
И Я буду ему Отцом

Такого Отца искал  преблаженный
святой отец и учитель наш
Оставил всю красоту жизни сей -
Дом, богатство, отца и мать, братьев и сестер.
С младенчества же был чистотой как ангел
Уклоняясь и убегая от житейских сластей
Всегда пребывал в псалмах и пениих и поучениях духовных
одним путем бежал - которым взойти на небеса.
Поэтому и излилась в устах его Божия благодать.
Как сказал премудрый Соломон -
во устах премудрого связана чувственность
Закон же и милость на языке носит
Которым и связал богохульные уста еретиков.

Потому что ереси восстав при Феофиле иконоборце
Много лет оставались, иконные святыни разоряя и преследуя.
При благоверном же царе Михаиле
Сотворив правоверный собор, направили его на тех еретиков
И всю злобу их попалил духовной силой,
Ибо где только слышал какую хулу о Божественном образе,
То словно крылатый перелетал по всем странам,
ясными примерами разоряя все соблазны и научая правоверию,
Приводя к полноте оставшееся от Павла , летая по странам как орел,
От востока на запад, от севера на юг
В хазарах же и сарацинах
Представая в собраниях о святой вере
Тресветлыми зарями как солнце сияя
Всякие заблуждения их разоряя
В фульском же народе безбожную ересь разорив
Зажег Трибезначальный свет.


Славянскому же народу, сидящему в неразумии и мраке греховном,
милостию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа
был поставлен пастырем и учителем.
И заткнул пасти волкам, триязычным еретикам
Изъясняя пророчески языки гугнивые
и письменами направляя всех на путь спасения.
Изволил же Господь Бог в Риме пречестному телу его почить,
Которого и труд и странствия почитая,
Некого подобных похвал удостоить.
Ибо хотя и  после всех этого достиг,
как и заря последней восходя,
светом своим затмевает весь звездный хор, предвозвещая зарями солнца свет.
Так и сей преблаженный отец и учитель народа нашего
просветил бесчисленный народ , лежащий во тьме неведения.
сияя больше солнца Троичными зарями

Какое же место могло укрыться, которого он не освятил стопами своими?
Какое же искусство утаилось от его блаженной души?
Ибо всем народам сокровенные тайны в понятных словах
в разуме открыто изрек
- тому письменами, тому - учением.
Излилась благодать Божия во устах его,
и за это благословил Его Бог во веки.
Посему какие уста могут достойно поведать сладость учения его?
Какой язык сможет изречь подвиги и труды и красоту жизни его?
Ибо Бог соделал светлейшими света его уста,
просвещающие омраченных греховной ложью,
Язык его источил сладостные и оживляющие слова
Его пречистые уста зацвели Премудростью.
Его же презнаменитые персты изготовили духовные органы
и украсили златозарными письменами.
Своими богогласными устами напоил он жаждущих познания Бога
Ими насладились многие оживляющей пищи.
Через него Бог облагодатил многие языки пониманием Бога.
И больше всего увязал истканным Богом венцом многоплетенный язык славянский.
Ему он послан был апостолом.
От этих уст истекл источник слов Жизни,
напояющий иссохшую пустыню нашу.
И ими связан был многохульный язык еретический.
Ибо эти великие уста стали словно одним из серафимов,
прославляя Бога, и через них мы познали Трисоставное Божество,
охватываемое единым существом,
свойствами же имен разделяемо
и равно прославляемое,
соприсносущного Отца и Сына и Святого Духа.


Поэтому блаженны твои уста, о блаженный отче Кирилле,
из которых в мои уста источилась сладость духовная
Ублажаю многоговорящий твой язык,через который моему языку
возсияла заря Трибезначального Божества и отгнала мрак греховный.
Ублажаю многопресветлое лицо твое осветившееся от Святого Духа,
через которое и моему лицу возсиял богоразумный свет
и искоренилась многобожная ложь.
Ублажаю златозарные очи твои,
которыми слепота непонимания была отнята от очей моих
и возсиял богоразумный свет.
Ублажаю подобные ангелам твои зрачки ,
озарившиеся от Божественной славы,
которые прогнав средостение моей слепоты,
просветили богодухновенными словами.
Ублажаю преславные твои руки,
которыми сошла к моему народу туча богоразумия,
напояя изшедшей от Бога росой
изгоревшие греховной сухостью сердца наши
Ублажаю персты твои, движимые Богом,
которыми была написана свобода народу моему от греховного ига
Ублажаю златозарную твою глубину,
от которой истекла народу моему живая вода,
сходящая свыше твоими молитвам.
Ублажаю светозарные твои ноги, которым ты оббежал словно солнце весь мир
проповедая богодухновенным учением.
Ублажаю златозарные твои стопы, которыми ты направил заблуждающие наши стопы на путь правый.
Ублажаю пресвятую твою душу,
которая исцелив греховные струпы моей души,
и разум всадила в сердца наши духовными словами.
Ублажаю твои персты, движимые Богом,
которыми была написана утаенная от многих Божия Премудрость,
открывающая тайны Богопонимания.
Ублажаю светозарную твою утробу,
из которой истекла всем странам живая вода,
сходящая свыше твоими молитвами.
Ублажаю светозарные твои ноги,
которыми ты оббежал словно солнце весь мир
просвещая богодухновенным учением.
Ублажаю пречестную твою Церковь,
в которой лежит многоразумный орган твоей главы.


Блажен град тот, получив третьего исполнителя Божиего Промысла
Ибо сей блаженный явился последним завершением верховных светил
Поэтому и с ними повелел еу Господь Бог получить преславный покой.
Почил же с миров о 38 в лет от создания всего мира
месяца февраля в 14 день
и приложился житием и верой ко всем святым отцам
всех чины и труды в себе соединив
И явился с ангелами как ангел
и с апостолами как апостол
с пророками как пророк
со всеми святыми сообщник славы Божией
С ними же молись за нас, преподобный учитель,
чтущих  преславное твое успение.
Во славу Пресвятой Троицы
Отца и Сына и Пресвятаго Духа
Ныне и присно и во веки веков
Аминь.



В одном из списков называется просто "похвала Климента епископа".
И естественно предположить, что речь идет о Клименте Охридском - ученике св.Кирилла и Мефодия.

Однако в другом списке написано совершенно невероятное - "Похвала Константину Климента епископа Римского" - т.е. того самого мужа апостольского первого века, которого мощи св.Констанин-Кирилл так неотступно искал.

Оставляю читателю самому судить , что это - ошибка ли темного невежественного певца или нечто невероятное.

---------------------------------------------------
В Похвале перечень "Ублажаю" словно дает сбой и они начинают идти по второму разу, утомляя и без того смертельно утомленного богослова-читателя.
Это не просто сбой - это тотальное уничтожение самого восприятия Похвалы как  византийского плетения.
Ни один византийский плетенщик не допустил бы такого сбоя - да еще в такой неловкой неудачной манере.

И не понять этого неловкого неудачного сбоя никому кроме тех, которые знают что такое любить и когда заканчиваются слова и ум сам собой возвращается на уже сказанное и ничего не может повторить иного.

Вершина этого "постоянного сбоя" и возвращения на уже сказанное - умное делание монашеское.
---------------------------------------------------

И да - этот некий  Климент епископ всерьез утверждает, что не два первоверховных апостола , а три - Петр, Павел и Кирилл.
И что все они в Риме не просто так.
Какова наглость.
Правда?

Tags: Похвала Константина Философа, летсрид
Subscribe

  • Загадки коронавирусного патриотизма.

    Благогон и его высокопреосвященство Тихон Псковский объяснили , что патриоты вакцинируются, а отвергают гинцбургсовское причастие только агенты…

  • Сциентисты и Бах (басня)

    Однажды два сциентиста пошли на концерт Иоганна Себастьяна Баха. Слушали, слушали , наконец музыка смолкла, все захлопали , и к дирижеру подошла дама…

  • Картезианофрения.

    Картезианец Епископ Савва Тутунов разразился в своем телеграмме следующим текстом: "Когда победитель входит в поверженный…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 27
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments