Эти слова Христовы говорят не просто о лицемерии того типа, когда человек проповедует о заповедях, которые сам не соблюдает.
В отношении иудаизма здесь дело интереснее.
Оказывается, раввины придумали два уровня нравственности. Один более строгий - для невежд в законе, которых раввины учат на пирках (проповедях).
Второй- для себя и своих учеников, где позволено то, что для прочих евреев является скверной.
" в следующем фрагменте, посвященном закону о том, кто готовит в субботу, представляется очевидным, что мудрецы прекрасно разграничивали то, что они преподавали своим ученикам, и то, что они толковали на пир ке.
В соответствии с барайтой: «Тот, кто сварил в субботу нечаянно — пусть ест, нарочно — не ест, — это слова рабби Меира; рабби Йегуда сказал: случайно — пусть ест на исходе субботы, по злоумышлению — да не ест [того, что приготовил] никогда».
Понятно, что рабби Йегуда более строг в этом вопросе, и об этом говорится в Вавилонском Талмуде: «Когда преподает рав своим ученикам — да преподает им по рабби Меиру, а когда толкует на пирке — да толкует как рабби Йегуда — из-за невежд в народе» (Хулин 15а. Параллельное место в Трумот2,41, 3: «Рав, когда преподавал в своей хевруте (=своим ученикам), преподавал как раби Меир, в широком обществе - как рабби Йоханан га-Сандлар...» ). Эту идею, что на пирке следует приводить более строгий вариант закона, иначе народ может ошибиться в вопросах галахи, мы находим в интересном респонсе рава Шриры Гаона. Его спросили о выступлении его учеников, которые утверждали, что в настоящее время, когда нет возможности очиститься от (ритуальной) нечистоты, вызываемой прикосновением к мертвому телу, не имеет смысла воздерживаться от половых сношений с женщиной в период ее ритуальной нечистоты, и можно сидеть там, где сидела она, по скольку «наши мудрецы запретили их вследствие [ритуальной] нечистоты», — но так можно привыкнуть нарушать закон. Спрашивающие добавляют: «И когда увидело наше общество и услышало эти слова на пирках, ослабла их стойкость в соблюдении законов супружеской чистоты».
И гаон отвечает, что действительно «у этих слов учеников есть основание», но в конце своего респонса предостерегает: «Хотя разрешено человеку приводить себя в нечистоту», следует все же строго соблюдать упомянутые законы. «И сейчас есть опасение — как бы невежды не услыхали это, и не взломали бы ограду, и не согрешили. А надлежит, чтобы здесь был запрет, и соделали бы ограду Торе, и соблюдали бы запрет в строгости, и да не толкуют на пирках, а закон будет, как мы говорим, —
но преподаем иначе» (Респонсы гаонов Востока и Запада, Берлин 5648 (1888), § 44)
В свете этого можно понять несколько фрагментов из Вавилонского Талмуда, где мудрецов предостерегали от толкования определенной темы на пирке. Рав Гуна бар Хинена хотел говорить на пирке о следующем: «Тот, кто хочет, чтобы его обеты не были
действительны в течение всего года, пусть встанет в Новолетие и скажет: “Каждый обет, который я принесу в будущем, да будет отменен” и лишь бы только это помнить во время принесения обета...» Сказал ему Рава: «Таннай скрыл это установление из Мишны, чтобы не вели себя легкомысленно в отношении обетов - а ты толкуешь это на пирке.» (Недарим 23б). (Гафни, "Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху" с. 191-192)
Journal information