?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжая читать "Мельмота Скитальца" Чарльза Метьюрина.

Сия книга , представляя собой странный но естественный сплав готического суеверия и рационалистического атеизма, содержит любопытный пассаж, приписанный автором умирающему иезуиту.

"Узнай же, что тебя ждет. Люди, обладающие тем, что можно назвать склонностью к религии, иными словами, визионеры, аскеты, люди слабые и угрюмые, творя молитвы, могут возвысить себя до своего рода опьянения. Когда они обнимают мраморные изваяния, им может показаться, что холодный камень затрепетал от прикосновения их руки, что в недвижных фигурах пробуждается жизнь, что они внимают их мольбам, что они оборачиваются к молящимся и в их безжизненных глазах светится милосердие. Когда они целуют распятие, им могут послышаться небесные голоса, изрекающие слова прощения; им может почудиться, что Спаситель принимает их в свои объятия и зовет
их вкусить вечное блаженство; что небеса разверзаются у них на глазах и что звучат райские гармонии, прославляющие их торжество.

Но это не что иное, как самое обыкновенное опьянение, и самый заурядный врач знает, какими снадобьями можно вызвать это состояние у своего пациента. Секрет этого самозабвенного экстаза узнается в аптеке, и его можно приобрести по более сходной цене. Жители Северной Европы вызывают в себе это состояние, прибегнув к спирту, турки — к опиуму, дервиши — к пляске, а христианские монахи(имеются в виду паписты - автор англиканин о настоящем монашестве Церкви не имеет представления ни малейшего) — к исступленности духа, действующей на изможденную плоть.

Все это — опьянение, разница заключается только в том, что в мирянах подобное опьянение всегда вызывает довольство собой, тогда как монахи — люди другого мира, -испытывая подобное же удовольствие, считают, что оно исходит от бога. Вот почему в последнем случае опьянение бывает более глубоким, обманным и опасным. Однако природа, которую такого рода излишества неизбежно насилуют, взымает поистине ростовщические проценты за все, что у нее незаконно отняли. Она заставляет расплачиваться за минуты восторга часами отчаяния. Переход от экстаза к ужасу совершается почти внезапно. За какие-нибудь несколько мгновений избранники небес
превращаются в изгоев. Они начинают сомневаться в истинности испытанных ими восторгов — в истинности своего призвания. Они сомневаются во всем: в искренности своих молитв, в действенности искупления грехов, которое дарует Спаситель, и в заступничестве Пресвятой девы. Из рая они низвергаются в ад.

Они начинают кричать, испускать дикие вопли, богохульствовать. Со дна преисподней, куда, как им кажется, их столкнули, они разражаются проклятиями в адрес Творца, ревут, что их прокляли навеки за их грехи, в то время как единственный их грех — это неспособность вынести чрезмерное возбуждение. Как только припадок этот кончается, они снова мнят себя избранниками господними. Людям же, которые начинают расспрашивать их по поводу недавно пережитого ими отчаяния, они отвечают, что попали
под власть Сатаны, что господь оставил их, и т. п. Все святые, начиная с Магомета и кончая Франциском Ксаверием, были всего-навсего сплавом безумия, гордости и самообмана; последний не имел бы, может быть, таких тягостных последствий, но людям свойственно мстить за то, что они обманывали себя, тем, что они с особенным рвением начинают обманывать других.
"

Конечно, можно сказать - и я скажу - что это воображение беллетриста, а не запись реальных событий. Однако мы видим удивительное совпадение в описательной части папистской мистики с твердым мнением о ней же святителя Игнатия Брянчанинова. Это не случайно, потому что "Мельмот" написан на тщательном изучении иезуитских сочинений и истории ордена, т.е. представляет собой художественно отражение действительности, в то время как святитель Игнатий показывает прямое и ясное историческо-духовное изображение ее же.

Однако же "Мельмот" есть не что иное , как пропаганда атеизма в обертке англиканского деизма.

И причина не в чем ином, как в том, что в Западной Европе от Чехии до Ирландии не было ни малейшего понятия о подлинном действии благодати. В папизме вместо нее предлагались практики, доводящие до истерического исступления, которое и выдавалось за благодать. В протестантизме отчасти заимствовали практику из папизма (ср. "видения" Лютера) , отчасти отказались вообще от самого понятия сверхъестественной благодатной жизни,объявив таковой свое копошение в страстях и пороках.

Сколько же можно было выдавать истерику за Духа Святого?
Рано или поздно этот подлог должен был быть раскрытым.
Раскрыв обман, естественно для человека спросить "а где же правда"?
Тут то бы и посмотреть на настоящих иноков в подлинной Церкви.
Но не тут то было.
Смотрят на магомета, дервишей, алкоголиков, шаманов, и везде видят одну и ту же "благодать".

Посмотрите, братцы, вот же у греков, у сербов, грузин, русских - настоящее монашество, без истерик, без самогипноза, без экстазов, спокойное, чистое , светлое.
Что же не смотрите?
Записали всех к дервишам, не удостоив и взгляда.
Почему?
Потому что Западная Европа - Цивилизация.
А эти славяне с греками - варвары необразованные. (Англы ! Называют варварами греков! )
Если нет благодати у Великих и Разумных Цивилизаторов, то как она может быть у глупых и невежественных славян?
Смешно настолько, что даже рассмотрению не подвергается.

Так и родился атеизм.
Где все проявления духовной жизни почитают химическими процессами.

Атеизм не что иное, как сажа от обуглившегося папизма.
Именно поэтому "блаженная мать Тереза" в конце жизни едва едва признавала существование Бога.

P.S. Кстати, вот как эти "откровения" о природе папистской мистики подействовали на главного героя:
". Воображение мое неожиданно раскинуло над моей головой величественный свод огромного храма; лики святых совсем потускнели, когда я глядел на звезды, и даже алтарь, над которым висело изображение Спасителя мира, распятого на кресте, побледнел перед моим внутренним взором, когда я глядел на луну, что «в ярком сиянии проплывает по небу». Я упал на колени. Я не знал, к кому я должен обратить свои молитвы, но так, как в эту минуту, мне никогда еще не хотелось молиться. "

Так что тег "прекрасная дама" тут тоже был бы уместен.
Уж от поклонения луне- то не бывает опьянения. Это жесовсемдругоедело.
promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
ket_golosov
Oct. 5th, 2017 09:49 am (UTC)
Вот и я сколько критики «христианства вообще» ни видел — всё пишут про вещи, характерные для римской церкви, а нас как будто бы и нет.
ortheos
Oct. 5th, 2017 09:51 am (UTC)
Причем критикуют именно за то, что неприемлемо и отвергается Церковью - типа инквизиции, папоцезаризма, тоталитарный контроль над личностью , включение банковских и производственных структур в состав Церкви и прочая.
(Anonymous)
Oct. 5th, 2017 10:14 am (UTC)
Получается, прав атеизм то в отношении "духовной жизни". Непременно взятой в кавычки. И получается что это действительно шаг вперед.

Занятно) Спасибо!
ortheos
Oct. 5th, 2017 10:16 am (UTC)
Атеизм это лечение больной головы путем ее отсекания.
bastardsonoftyr
Oct. 5th, 2017 01:13 pm (UTC)
"Мельмот" -- эталонный романтизм, что есть продолжение того самого католического экстазничества и новоевропейского рационализма в новой форме: ни к чему не обязывающей мечтательности самозванного "гения", который с одной идеи или чувствования с лёгкостью перескакивает на другую, нисколько не заботясь о связи и глубине. Сплошная игра. И если первые из романтиков ещё реально верили, что чем сильнее чувство, тем де "аутентичнее", то последующие всё утопили в иронии. Они мифотворцами были, создателями эдакого личного язычества имени самих себя из своих переживаний; на правду (хоть бы даже самую примитивную -- в смысле достоверности передаваемого ощущения) им было наплевать. Отсюда и сам типаж Мельмота, и желание поклониться луне, и прочее.
ortheos
Oct. 5th, 2017 01:21 pm (UTC)
Именно поэтому мне описание будней испанского монастыря иезуитов так напомнило "Записки послушницы" Кикоти.

bastardsonoftyr
Oct. 5th, 2017 01:41 pm (UTC)
Да уж.

К слову, понятна и связь всеобщего эволюционизма, который был ключевым элементов в натурфилософии романтиков, с этой специфической мечтательностью. Если всё "само развивается", а в основании этого развёртывающегося бытия лежат абстрактные понятия, то мечтающий гений -- это тот, кто приводит их в конкретное, проявленное состояние. "Природа" в развитии доходит до человека, который дальше сознательно начинает проводить синтез того, что они называли духовным, и природного. Это Шеллинг, это и у Гегеля есть. Вроде пантеистический детерминизм, а на деле -- самообожествление; и противоречия тут нет, если та самая "природа" или "дух" в своей высшей степени проявляются именно в человеке.

Вот и получается апология произвола, в которой нет места настоящей свободе. Одна сплошная каша мифотворчества.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow