ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Житие Константина Философа ч.18. Диспут с иудеями - окончание.


Кирилл 18
Кирилл 18-1

Перевод: Снова спросили его иудеи: “Как вы, идолам поклоняясь, думать можете, что этим воздаете честь Богу?” Отвечал Философ: “Во-первых, научитесь по имени разделять, что есть идол и что есть икона, и, зная это, не нападайте на христиан. Ведь 10 названий есть для образа в языке вашем.  (Но) спрошу я вас: не образ ли скиния, что видел на горе Моисей и вынес (оттуда), и не сделал ли он (своим) искусством образ образа, образ по (этому) образцу, прекрасный  своими украшениями, (покровами) из кож и шерстяных (тканей) и изображениями херувимов? И поскольку так это сделал, скажем ли о вас поэтому, что воздаете честь и поклоняетесь дереву, коже и шерсти, а не Богу, который дал в то время такой образ? То же (можно сказать) и о храме Соломона, ибо были в нем иконы херувимов и ангелов и образы многих иных. Так ведь и мы, христиане, созидая образы угодивших Богу, воздаем (им) честь, отделяя доброе от образов демонских. Ведь порицают Книги приносящих в жертву сыновей и дочерей своих и возвещают (им) гнев Божий, но и (одновременно) хвалят других, приносящих в жертву сыновей и дочерей своих”.

Сказали снова иудеи: “Не противитесь ли вы Богу, поедая свинину и зайчатину?”  Отвечал же им: “Первый завет заповедал: "Ешьте все, как зелень травную",  ибо "для чистых все чисто, а у оскверненных и совесть осквернена".  И Бог ведь говорит в (книге) Сотворения: "Все это очень хорошо"  (и лишь) из-за вашей ненасытности нечто малое из этого исключил. Ибо сказал: "Поел Иаков, и насытился, и отпал (от Бога) возлюбленный"”.  И снова: “Сели люди есть и пить и (потом) встали играть”.

Из многого (что там было сказано,) поместили мы здесь, сократив, лишь немногое, памяти ради. А если хотите полную (запись) бесед святых искать, то найдете ее в книгах его, что перевел учитель наш и архиепископ Мефодий, брат Константина Философа, и разделил их на 8 Слов; и увидите в них, как сильны слова, (вдохновленные) Божьей благодатью, как пылающее пламя на противников.

Еже по обычаю - проблемы перевода.
1. "Угождать Богу" - это не "воздавать честь". Угождать - это делать у-годное, т.е. когда тот, кому угождают , считает это дело гожим-  через палатализацию- год-ным. Годный же это не только "хороший", "достаточный", "нужный", но по словообразованию - своевременный. Это особенно пригодно к иконопочитанию, поскольку действительно по закону Моисееву позволялось изображать всякое творение (неодушевленные предметы- скиния, растения - семисвечник, ангелы - ковчег завета и завеса, животные  - храм Соломона)  - кроме изображения человека.

2. "Клины" переведено как "украшения" просто от фонаря, потому что действительно, на самом деле сложно понять , о чем идет речь. Сложно понять, потому что скорее всего это  транслитерация  греческого слова  κλινη -  знакомое всем до боли (в буквальном смысле)  по слову "поликлиника". Клины - это одновременно и одр больного, и носилки , которые в древности представляли собой шесты, вставлявшиеся в прикрепленные к одру  кольца или ременные петли. Кто внимательно читал повествование о создании Ковчега Завета, тот обнаружит, что принцип один и тот же. Речь о символическом значении, образе обозначаемом способом ношения Ковчега.
Здесь употребление слова "клины" еще особенно важно, поскольку показывает, что составитель Жития ни какой не "неизвестный латинянин", как пыжатся сейчас родить новоиспеченные "исследователи".

3. "Рече в твари се вся добра зело " переведено как "Сказал в книге Сотворения это все очень хорошо ", в то время как правильно "и сказал о творении вот все очень прекрасно".

4."Лакомство" переведено как "ненасытность", в то время как это поиск особого вкуса, гурманства, святоотеческое "гортанобесие" или даже "сладострастие" . Еще в 18 веке лакомством называлось блудодеяние. Так что речь тут идет даже не столько о предотвращении чревоугодия, сколько об успокоении блудных страстей, так что нечистыми животными названы те, которые при употреблении в пищу вызывают особое распаление похоти. Ср. современный вполне официальный медицинский термин "афродизиаки" . Таким образом, завет о "чистых" и "нечистых" животных - это все то же обрезание, только с внутренней стороны, со стороны желудка. Это особенно важно было для Израиля, поскольку его основная битва была вовсе не с хананеями, идумеями и сирийцами, а с культами обожествления разврата - Ваала и Астарты.

5. "И отвержеся возлюбленный" переведено как "и отпал возлюбленный", в то время как это "и отвернулся", "и отрекся" , "и отказался" возлюбленный. Отпадение возлюбленного -действие невольное , под силой обстоятельств - не передает ту силу скорби и боли, которую совершает отречение , отворачивание любимого от любящего - действие совершенно добровольное и само-вольное.

6.Очень тонкое сознательное передергивание в конце. Причина этому - ему нужно было подвести хоть какую-то базу под клевету на св.Кирилла, будто он не вел споров с Иоанном Грамматиком и сарацинами, для этого были придуманы никем никогда не виденные сочинения св.Кирилла, в которых он якобы и придумал эти споры.

"Аще хощете совершенных бесед сих святых искати , в книгах обрящете его, яже преложи учитель наш и архиепикоп Мефодий брат Константина Филосова и раздели я на осмь словес" переводится как

"Если хотите найти полностью эти святые беседы, вы найдете в записях его, которые переложил учитель наш и архиепископ Мефодий брат Константина Философа и разделил на восемь слов".

"книги" - это не только сочинение книг. По широко известному словоупотреблению "книгой" называются и результат записи, протокол. Достаточно вспомнить о книгах каждого человека, которые разгибаются на Страшном Суде и которые никто не сочинял.

Переложение - это не только перевод, но и изменение формы. Причем это даже в современном русском языке - "стихотворное переложение" - это не перевод. Сценарное переложение - это не перевод.

Таким образом, переводчик выдал стенографию бесед св.Кирилла в Хазарии , литературно обработанную его братом, за книгу  написанную св.Кириллом, который мало того , что написал это на непонятном языке, так что пришлось переводить,но еще при этом все диспуты (выдуманные) смешал в один, так что брату пришлось их разделять.

Ну а дальше пошла лиха беда начало. В разделении беседы св.Кирилла на 8 слов буйная фантазия профессора разглядела уже и имя Иоанна Грамматика, и сарацинов, и даже то, что эти диспуты были выдуманы.

Далее комментарий по тексту:
1.  Опять иконы. С кем бы ни беседовал св.Кирилл - все снова и снова сходится на иконы.
   Посмотрите. Язычники - ломают и оскверняют иконы. , протестанты - рубят топорами иконы. Мусульмане - сжигают и оскверняют иконы. Иудеи - оскверняют и сжигают иконы. Атеисты - срывают и сжигают иконы. Сектанты - сжигают и ломают иконы. Даже католики  - уничтожают иконы (чего стоит одно взятие Константинополя - сколько чудотворных икон было вывезено в Западную Европу - и пропало безследно).
    Казалось бы - чего такое бешенство . И объяснить никто не в силах.
Но для нас это бешенство как раз и показатель того, что иконы имеют как раз большое значение, раз все многообразие заблуждений сходится в одном - требовании у Церкви убрать святые иконы.
И самое характерное - что это требование именно УБРАТЬ из ЦЕРКВИ . Вспомним, что советские безбожники с неистовым бешенством рубили и сжигали иконы, выволакивая их из церквей и из домов христиан. Но стоило попасть иконе в музей или на дачу партийного бонзы - как эта ненависть мгновенно испарялась, и вместо нее в глазах начинали блестеть доллары.

2. Сам аргумент св.Кирилла академики, уныло зевая , называют "типичным" , "общим местом". По той причине, что он встречается у всех святых отцов, полемизировавших с иконоборцами. Для академиков это действительно - тоска адская , потому что они отчаянно не терпят ничего "общего" и "типичного" - они жаждут особых , специфических путей для немногих , для Зечоузенванов. Кстати, отсюда происходит столь страстный и неутомимый интерес ко всяким Афраатам, вторым томам "Исаака Сирина" , "неизведанному миру коптской духовной мудрости" и прочая , прочая.

А для нас  наоборот то, что это - первый и основной аргумент всех святых, - основание для того, чтобы обратить особое пристальное внимание и взять на вооружение.

3. Шерсть (библейский виссон) и кожаные покровы св.Кирилл поставляет в числе иконных образов наряду с носилками и херувимами , что совершенно очевидно . Знаменитые цвета риз Христовых - красный и синий - это цвета покровов Скинии Завета, и в свою очередь образ  человеческой плоти и кожи.

4. Вызывает вопрос - где это  Священное Писание хвалит человеческие жертвоприношения. Ответ простой - история Авраама и Исаака, в которой это одновременно и хвалится - и запрещается. Хвалится по самоотверженности и готовности отдать все , что есть Богу - запрещается по факту и заменяется на жертву Христа. Тут некая тайна монашества  - когда человек доходит до такой самоотверженности, что отдает все . что у него есть Богу, Бог  в последний момент занесения ножа заменяет эту жертву на Свою и отдает все Свое  человеку, а все пожертвованное возвращает обратно - по Евангелию - еще и сторицей.

5. "Как же вы противитесь Богу, вкушая свинину и зайчатину" - вопрос совершенно чудовищной глупости и в то же время предельно точно соответствующий иудейскому учению. Крайне любопытно, что с момента установления этого запрета в Законе Моисеевом ни в самом Законе , ни в книгах исторических, ни в книгах пророческих НЕТ НИ ОДНОГО упоминания ни о нарушении этого запрета, ни о прещениях за нарушение этого запрета. Более того, встречаются многие лица, которые очевидно не соблюдали этот запрет, и были угодны Богу (например, Нееман Сирианин, Руфь, вдова из Сарепты Сидонской).

Но св.Кирилл по мелочам не разменивается, и сразу плющит молотом - ни Ной, ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни 12 патриархов этого запрета тоже не знали.

6. Св.Кирилл упоминает одно место из Ветхого Завета (Исх 32, 6), которое с одной стороны в тему, а с другой стороны - выглядит неожиданным и непоследовательным .
"седоша людие ясти и пити и восташа играти".
Причем тут "Играти"?
Люди поели, попили и решили поиграть во что-нибудь.
Какая связь вообще с речью о кошерной пище ?
Особенно с отвержением и отречением от любви?
Разве стоит ребенку начать играть , он тем самым отрекается от мамы с папой?

Тут нам поможет внезапно латинский язык и небольшое отступление.
На каждой службе на шестопсалмии читаются строки из 37 псалма: "Яко лядвия моя наполнишася поруганий"
. По-русски - "детородные органы наполнились издевательствами" (так толкуют слово "Лядвия" св.Феофан, Августин , Амвросий Медиоланский  и др, но некоторые считают лядвиями то самое место, которое обычно в ответе за все проказы).

А вот святой Амвросий, который использовал древний доиеронимовский латинский текст, читал этот текст как "Яко душа моя наполнишася иллюзиями (illusionibus)" .
Нет, здесь не   опечатка - св.Амвросий знал, что в греческом тексте стоит "лядвия", и более того - он связывает это воедино. Лядвия наполняются поруганиями как следствие того, что душа наполняется иллюзиями.

Так. Но при чем тут "воссташа играти"?
Слово "иллюзия" - лат. illusio  - в древности  писалось как in-lusio и происходит от ludo - "Играю", "забавляюсь", буквально "Иллюзия" означает "вхождение в игру". Действительно, играть - это не что иное, как входить в ненастоящий, иллюзорный мир.
И этот мир имеет одну неприятную особенность.
Это тот самый мир, где живет сатана.
И еще это тот мир, где нет Бога.
Почему в нем нет Бога - понятно - Бог истина, и все, к чему Он прикасается, все что Он поддерживает - существует.
Но почему там живет сатана?
"Змий сей, егоже создал еси ругатися ему" - эти слова из 103 псалма все святые отцы относят именно к диаволу.
В греческом тексте
" δράκων οὗτος ὃν ἔπλασας ἐμπαίζειν αὐτῷ" (Пс. 103, 26)
Нас интересует слово "ругатися". Греческое ἐμπαίζω состоит из "παίζω" - играю, забавляюсь и приставки ἐν - в.
Да. In-lusio-illusio.
Иллюзия - это те самые места безводные, которые определены диаволу как место обитания, через которые он проходит и не может найти покоя и возвращается в реальность - в душу человека, где создает себе гнездо - в воображении человека.
Если обратить внимание на действие в нас пороков, то мы обнаружим : все греховные действия в человеке зарождаются и живут именно в этой области иллюзий, которые человек строит. Иллюзия является источником блудных фантазий, иллюзия является местом обитания детских пугалок (да и взрослых тоже), иллюзия является местом страха болезни и страданий , иллюзия является главным местом действия и существования сребролюбия, уныния, гнева - да и всех страстей.
Это некий темный чердак в человеческой душе , где водятся призраки - опять же - иллюзии.
Я  не буду здесь резонерствовать "все игры - это иллюзия, это грех"  но обращу внимание на то, что подавляющее большинство великих святых с раннего детства не участвовали в детских играх - у них было врожденное отвращение к миру иллюзий

Точно так же , сон - это не грех, но великие святые зачем-то изо всех сил избегали сна, удручая себя бдениями.
Все по той же простой причине - падший человек во сне некоторым образом оказывается во все том же  мире иллюзий.
Кстатие же, сегодня чтится память св.апостола Иуды, и читается из его послания то самое место, где он в качестве характерного признака людей, подпавших действию темной силы, определил "сония видят".

Из этого мира иллюзий выводит нас Господь, когда заповедует не "пещися" о завтрашнем дне.
"не пещися "  здесь не в том смысле, чтобы сейчас ничего не делать для завтра, а в том чтобы вывести ум из фантазирования, придумывания себе завтра, послезавтра и после-послезавтра.
Обратим внимание, что всегда,  когда мы увлекаемся фантазированием и миром иллюзий, они всегда начинаются с "завтра".
"завтра я начну молиться" ,
"завтра я начну делать зарядку",
"завтра мне подарят миллион рублей"
"завтра я встречусь с таким-то человеком" и прочее прочее.
Граница между "сегодня" и "завтра" - это и есть граница между существующим Царством Бога и иллюзорным княжеством века сего.

Даже первый шаг к смирению - это тоже не что иное, как остановка мечтаний о себе , и перенос фокуса своего мышления и самоощущения из кипящего туманом и фантазиями мира иллюзий "о завтрашних событиях" -в реальность.

Но вернемся к Израилю, играм и кошерной пище. Шаг за шагом, следуя факелу слов св.Кирилла, проведем расследование.
Началось все со следующего:
"И ви́дѣв­ше лю́дiе, я́ко умéдли Моисéй сни́ти съ горы́, востáша лю́дiе на Аарóна и глагóлаша емý: востáни и сотвори́ нáмъ бóги, и́же пóйдутъ предъ нáми: Моисéй бо сéй человѣ́къ, и́же изведé нáсъ от­ земли́ Еги́петскiя, не вѣ́мы, чтó бы́сть емý."

Им стало скучно. Это не страх и не уныние - от страха и уныния мало кто садится есть, пить, заниматься изготовлением воображаемых богов  и плясать всем табором.

И тогда со скуки  люди сели есть и пить .
все - и "чистое" и "нечистое"  - ведь заповеди о кошерной еде еще не было.
Она и дана именно по причине вот этого "сели есть и пить и встали играть".
Обратим внимание, что это не просто обычное утоление голода и жажды.
Это организованное праздничное мероприятие, ЦЕЛЬЮ которого является есть и пить.
Своеобразный первый в мире корпоратив.
С целью "получить от жизни" если не все, то по крайней мере вкусного.
Как достигается эта цель?
Через испытание новых вкусов, новых ощущений, новых ароматов.
Ну ок. Есть и пить никто не запрещал.
Насобирались новых вкусов, ощущений и ароматов.
А дальше что?
А дальше хочется еще более новых ощущений.
А как их добиться?
В голой пустыне?
А дальше железная , стальная логика.
Которая является сутью - НАСТОЯЩЕЙ сутью и определением технического прогресса.
Если нам не поступает от природы новых ощущений, мы создадим их сами.
Весь технический прогресс не что иное, как изощренная надрывная фабрика по штампованию новых ощущений.
Собственно именно поэтому закономерный апофеоз прогресса  - это не космический полет  на Альфу Центавру, а уплывание в виртуальную реальность - мир иллюзий.
Что делают Сыны Израиля в голой пустыне при отсутствии технических средств уплыть в виртуальную реальность?
Они создают теми средствами, которые у них были.
"И воссташа играти".
Они придумали иллюзорных богов, и при помощи местных работников культуры организовали себе получение от иллюзий новых специфических ощущений.
Ощущения были очень яркие .
Такие яркие, что Иисус Навин решил, что там идет война.
"И речé Моисéй: нѣ́сть глáсъ начинáющихъ одолѣвáти, нижé глáсъ начинáющихъ бѣжáти, но глáсъ начинáющихъ напивáтися винóмъ áзъ слы́шу."

И дальнейшие действия Моисея - он сжег идола и дал пить пепел его , а потом колено Левия , обнаженными мечами уничтожающее пляшущих -  это как раз можно разсматривать как "Хотите новых необычных ощущений? Их есть у меня!"

Но это еще не все.
Вспомним , что св.Амвросий связывает наполнение иллюзиями и наполнение блудным разжением - лакомством по терминологии св.Кирилла.
Достаточно прозрачная цепочка:
"феерия вкусов в новой серии блюд от кошерного шефповара"- разжжение блудной страсти и желание новых ощущений - оккультные языческие культы , оттачивающие блудную похоть до бритвенной остроты и ее удовлетворение до нечеловеческой степени.

В  свете   этой связи "иллюзия" -"игра"- "разжение блуда" - "языческие культы" - "пляски под водительством Аарона среди стана Израиля"  новыми красками заиграют феномены современного общества
1. Массовое разлитие компьютерных игр
2. Столь же массовое разлитие самого неистового разврата
3. Олимпийские "Игры" с молитвами Гере, Аполлону и прочей сгнившей от старости олимпийской нечисти
4. Пляски в храмах организованные новыми Ааронами якобы по требованию демократического большинства.
5. Движение за отмену постов (в том числе и под видом реформы календаря)

До кучи - пятидесятническая и неопятидесятническая концентрация именно в области иллюзии для вызывания у себя "дара языков".


Tags: Житие Константина Философа, летсрид
Subscribe

  • Почему св.Николай Второй не уехал из потерянной России.

    "Сия же (неминуемую гибель Царьграда) увѣдав велможи и Зустунѣя, собрався вкупѣ с патриархом, начаша увѣщавати цесаря, глаголюще: «Видим,…

  • Кое-что о статуе свободы

    "И поставил Константин в Царьграде кумир, еже принесе от Солнечнаго града фругийскаго, имущаго на главѣ семь лучь." (Повесть о взятиии…

  • Не, ну а чо?

    У них - товар. У нас - купец. Приступ циничных мыслей: Старушка явно долго не протянет (хотя не факт что мы дольше протянем), а нам лишняя…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment