Обычно эта поговорка изрекается для скорбной демонстрации убогости и отсталости Этой Страны от просвещенной Европы.
Причем под "необязательностью их исполнения" понимается не то, чтобы можно было их нарушать, а то, что преступник редко получает адекватное наказание.
Я вот до сего дня не знал, что именно таково завещание св. Амвросия Медиоланского для просвещенного христианского правителя.
И источник этого образа действий - Сам Бог.
"«Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене».
Гнев по гречески произносится θήμος и есть движение ярости.
Следовательно, по-латыни лучше выразить так: «ни яростью, ни даже движением ярости не обличай и не наказывай»
Наказание же есть образование. Потому что у греков стоит παίδευσις там, где говорится : «Блажéнъ человѣ́къ, егóже áще образуеши (erudieris, в слав. «накáжеши»,) Гóсподи» (Пс. 93,12)
Не то , что бы Бог претерпевал страсти, раз гневается, будучи безстрастен, но поскольку отмщает, то представляется гневающимся.
Представляется это нам, потому что мы сами имеем обычай мстить от возмущения.
И однако часто и в людях находим, что мстят и не гневаются, но в высочайшем спокойствии сходятся на отмщение и исполняют казни.
Почему же удивляешься этому в Боге, если иногда в людях наблюдаешь?
Выше мы уже сказали, что ярость – это отмщение.
Откуда и есть обыкновение , что мы говорим о ком-то казненном, что он подвергся ярости закона, не потому , что закон в ярости, но потому что испытал суровость закона.
Так и в другом месте о десяти язвах Египетских говорит: «Послал на них ярость через ангелов злых» (Слав. «Послá на ня́ гнѣ́въ я́рости своея́, … послáнiе áггелы лю́тыми.» (Пс. 77,49) - то есть отмщение.
Ибо закон не знает ярости, но служитель знает закон.
Итак, не знает гнева Творец Закона, воля Которого в том, чтобы привести в страх, а не наказать.
Итак, подражайте, императоры, примеру Божественному.
Да будете в постановлениях законов суровы, а в исполнении наказаний милосердными.
Суровость закона отсекает дерзость наглецов, милосердие привлекает начало исправления проступков" (PGL , т.14, p 1018)
Так что у нас Русь не только святая , а еще и по чину христианской империи в изводе св.Амвросия Медиоланского
Journal information