ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Житие Константина Философа ч. 14 внезапно становится житием св.Климента Римского.

В самом начале было сказано, что сама жизнь и все дела св.Кирилла были связаны многими невидимыми связями с великими святыми древности и современности и даже будущего.
Поэтому хочется подробнее задержаться  на житии св.Климента Римского,, поскольку, как уже было сказано в предыдущей части, обстоятельства исторические дают ощущение глубокой мистической связи и этого святого не только с жизнью самого святого Кирилла, но и с судьбами русского государства и русского народа.
Какие это обстоятельства?


1) Климент Римский был основателем христианства там, где его воспринял св. великий князь Владимир. Более того, есть версия, что св.Владимир принял крещение именно из того  явившегося необычным образом источника, который извел св.Климент , увидев на этом месте агнца, бьюшего копытом в камень.
2) Явление мощей св.Климента ознаменовало начало проповеди христианства славянам вообще и Руси в частности
3) Церковь св.Климента в Москве волей судеб стала духовным центром воинской русской культуры. Сначала вокруг нее образовалась стрелецкая слобода, в 1612 году именно там началось освобождение Москвы,
4) Мощи св.Климента были приданным той самой Анны Ярославны -королевы Французской , которая  совсем недавно внезапно стала Анной Киевской.
5) Ну и роль Крыма вообще и Херсонеса в частности в истории России очевидна.

Так что дальше будет много букв (а если еще по ссылке ходить - так еще больше) , но эти многобукв имеют связь со всей историей Руси и - по понятным причинам - к разворачивающимся на наших глазах событиям.

Итак, первым руководителем в этом нам будет св.Димитрий Ростовский.
В ноябрьской книге житий святых он помещает сокращенное житие св. Климента, взяв его из Великих Четий Миней Макария Московского, а тот в свою очередь взял его из послания св.Климента Охридского - ученика св.Кирилла - иерусалимскому патриарху.

Чтобы не увеличивать чрезмерно текст, направляю  к русскому изложению , который во многом соответствует настоящим житиям святых Димитрия Ростовского 1764 года издания за двумя несущественными , может быть, но все же любопытными дополнениями, опущенными в русском тексте:
1. Мать св.Климента Маттидия была выброшена на берег возле города Антандрос (букв. "Вместо человек")
2. В русском изложении говорится , что мать св.Климента Маттидия (Матфидия)  24 года прожила просто "в таком положении", а у св.Димитрия - " в нищете".


Теперь обратимся   к Великим Четьям Минеям.
Под 25 числом у святителя Макария сначала идет краткое житие (буквально в жанре энциклопедии), а потом повесть об обретении мощей св.Климента.
Вот "энциклопедическая статья" св.Макария:

"Климент премудрый был ученик и наместник святых апостолов. Потому что некогда избавившись от морской беды и присоединившись к апостолу Петру и от него научился истинной вере Христа, ведая истинный образ и разум. Став проповедником Евангелия и описав Деяния апостольские, был поставлен епископом в Риме. При Домициане же был схвачен и мученик. После этого был послан в Анкиры Галатийские , где был заключен в городской стене, где ему двери были заложены камнями, и питался он одними семенами, которые есть кутья, оттуда же уставлено было христианам давать кутью в память усопших. После же этого, как некие верные точно знают, повелением царя вложили в корабль его честные мощи и привезли в Корсунь, и там были ввержены в море идолослужителями, и там творят безчисленные чудеса. И вот что было еще необычнее: каждый год расступалась вода и образовывался сухой путь к мощам святого Климента, и там входя, христиане совершают службу во славу Христа Бога нашего".

Из статьи видно, что это  достаточно древний источник, тем более, что море перестало расступаться за несколько десятков лет до прибытия св.Кирилла. Однако, повествование отличается тем, что св.Климент был сослан не прямо в Херсонес, а сначала в Анкиры . Не могу сказать  - это действительная подробность жития св.Климента или взято по сходству имени из жития Клауда Страйфа св.Климента Анкирского . Я склоняюсь на то, что он действительно был в Анкирах - потому что судьбами Божиими и повелением Траяна он был утоплен с "привязанной анкирой" - т. е. якорем", а сие вряд ли просто словесное совпадение - это совпадение Промыслительное.
Интересно, что память св.Климента Анкирского 23 января - в этот день у св.Макария помещено обретение мощей св.Климента Римского.


После статьи идет собственно житие, которое имеет две  опущенные у св.Димитрия подробности:
Во-первых, это характеристика его миссионерской методологии:

"Четвертый приставник к Римской Церкви был Климент  в искусстве (проповеди) был последователем апостола Петра и такие устраивал способы, что и для иудеев и для язычников и для христиан был законодателем жизни. Любили же его язычники , поскольку не гнушался ими, но отвечал, от их же собственных книг и обычаев разъяснял, где были рождены и откуда мнимые почитаемые ими боги, что делали и как умерли, ясными примерами объяснял. Самим же эллинам возвещал прощение , если бросят свои жертвы.

Иудеев  же таким способом приобретал: поскольку предков их называл друзьями Божиими, и закон их святым и священным называл, и что будут иметь у Бога первое место, если сохранят таинства своего Закона, но не отвергать обетования Аврааму, которое было исполнено у Христа, поскольку все семя Авраама  благословить обещался Бог ,  - все народы, и что сказал к Давиду "от плода чрева твоего посажу на престоле Твоем", и тут же у Исайи пророка, что "Дева приимет во чреве и родит сына и нарекут ему имя Эммануил".


Христианами же был любим больше всего за то, что записывал во всех районах  по имени каждого нищего, которого  просвещал святыней крещения, и не допускал их своими щедротами бродить за подаянием.  Каждый же день наставлениями учил богатых и убогих не бросать нищих, исполнять гражданские обязанности и не осквернять языческими "подарками" (т.е. грехами) чистого и достойного Крещению образа жизни. Этими и другими цветами добродетели показывал на Бога мудрым людям, а немудрым же показать на угодное  Богу невозможно.Поэтому не испугался он угрозы бессмысленных людей в том, что было угодно Богу , Которому неугодны боящиеся толпы. Поэтому не испугался престол римского епископа и Сисиния, друга Нерона.


Обстоятельств обращения Сисиния тоже нет у св.Димитрия, только краткое упоминание:

Поскольку жена этого Сисиния Феодора его учением обратилась к Богу и подвизалась в служении Ему , этот муж возревновал и старался ее выследить. И когда она шла в церковь, он преследуя ее через другой проход, стал  тщательно изучать обстановку. Когда же после молитвы святого Климента все люди сказали "аминь", Сисиний внезапно оглох и ослеп, так что совсем не мог ни видеть ни слышать. Тогда сказал своим рабам: "Возьмите меня и выведите вон, потому что глаза мои ослепли и уши настолько оглохли, что ничего не могу слышать".
Тогда его слуги стали бродить вместе с ним по церкви, прямо среди молящихся мужей и жен , и дверей, в которые вошли , не могли найти. Потому ходили вокруг, заблудились, и опять обходили - и дошли с ним  до Феодоры , своей госпожи, где молилась Богу. Которая, увидев своих рабов, ходивших вокруг со своим ослепшим господином, сначала спряталась от их взора, думая, что открытыми глазами видят ее, и послала спросить к одному из рабов, что они задумали, бродя вокруг с господином их. И отвечали "Господин наш, желая увидеть то, что ему нельзя было, и стараясь узнать тайны , ослеп и оглох . Нам же приказал, чтобы его как можно вывели отсюда. И не поняли мы, как его отсюда вывести".

Когда же Феодора узнала от слуги эту повесть, повергла себя на молитву и слезами просила у Бога, чтобы муж ее оттуда смог выйти. И обернувшись к слугам своим, которые были с нею, сказала : "Господина своего ведите в дом, потому что я не могу бросить молитву, которую начала, но принесу жертву свою Богу и когда закончится Таинство (Евхаристии) догоню вас." И когда пришли ведущие его, вывели их вон , и вернувшись к госпоже своей , сообщили что он до сих пор слеп и глух. Феодора же еще сильнее стала проливать перед Богом слезы и молитву, чтобы милость заступила ее мужа. И сразу после завершении пения припала к блаженному Клименту, рассказав о муже своем, что искушая неизреченные тайны Владыки Христа обоими глазами впал в ослепление, и тогда же и для ушей слух погубил.
 святой Климент сразу расплакался и стал убеждать бывших с ним, чтобы единодушно у Бога испросить прощение , чтобы даровал мужу ее слух и зрение. Дерзнув же, блаженный Климент после молитвы пошел с женой к мужу ее и обнаружил, что тот открытыми глазами ничего не видит и не только слов, но даже шума никакого не слышит , и вокруг все говорили с горьким рыданием, которого Сисиний совсем не слышал .
Преклонив же колени ко Господу, блаженный Климент сказал: "Господи Иисусе Христе, давший ключи Царства Небесного апостолу Твоему и учителю моему и сказавший " Что откроешь - будет открыто, и что закроешь - будет закрыто". Ты повелел, чтобы открылись этому человеку слух и очи, потому что Ты сказал: "Все, что будете просить , веруя, получите", и это обещание пребывает во веки". И когда все отвечали "Аминь", немедленно отверзлись очи Сисиния и слух. И когда тот увидел святого Климента, стоявшего возле жены его, и ужаснулся , думая, что происходит, и не поняв ничего, решил, что оккультным колдовством был поруган, и стал кричать рабам своим: "Хватайте Климента епископа, он совратил жену мою и тайным колдовством нанес мне слепоту!". Они же , как приказано, думали, что вяжут и тащут Климента, на самом же деле лежащие столбы связывая волокли, один внутрь снаружи, другой же изнутри вон. Это и самому Сисинию чудилось, что святого Климента тащат и держат. К нему же святой Климент  сказал: "Жесткость сердца твоего превратилась в камень. Поскольку камни славишь как богов, поэтому и отдали тебя таскать камни". Тот же , думая, что на самом деле связан Климент, хвалясь, говорил: "Я тебя сделаю примером ("притчей") всем оккультистам."Тогда святой Климент воздал молитву и благословил жену его и ушел, дав заповедь ей - не переставать вовсе от молитвы, пока не явит Господь свое посещение о муже ее. Когда же Феодора плакала и молилась, к вечеру явился ей иной муж, благоговейный сединами , и сказал: "Ради тебя будет здоров Сисиний, чтобы совершилось то, что сказал брат мой, апостол Павел, "Святится муж неверен женою верною". И сказав это, вышел от нее. Без сомнения это было явление апостола Петра.
И внезапно призвал Сисиний Феодору и сказал ей: "Молю тебя, чтобы ты умолила Бога своего, да не прогневается на меня, потому что я ревновал тебя поэтому и пришел в церковь и вошел вслед за тобой, чтобы увидеть что там происходит и услышать что говорится , погубил же и слух и зрение. Теперь же, поскольку пришествие Климента вернуло мне их, попроси его, чтобы пришел ко мне и дал мне познать истину, и мне и слугам воистину.

Тогда Феодора пошла и рассказала все, что видела, что было сказано ей мужем.Когда же святой Климент пришел к Сисинию, все, что касалось создания души его, сказал ему. Тот же уверовал Богу и укрепился и встал на колени свои, кланяясь Клименту. И возгласил, хваля Бога истинного, Вседержителя, потому что для того и ослепил меня , чтобы я прозрел, и для того отнял слух, чтобы я услышал истину, над которой смеялся некогда в неверии. И то считал ложью, что было истинным, за истину почитал ложь,тьму считал светом, и свет считал тьмой.Но очистился ум мой от скверны неистовства идольского, потому что понял, что на самом деле демоны обманывают людей, чтобы не уверовав в Бога Христа, были как камни глухие и слепые, как владели и мной до сих пор. " Когда Сисиний говорил это, была радость великая у его близких, потому что уверовал со всем домом своим, и дав свое имя в приближающуюся Пасху был крещен. Сосчитаны были крещенные от дому его , вместе мужи и жены,  с младенцами четыреста двадцать пять. Из-за этого Сисиния многие из знатных и друзей цезаря Нерона обратились к Богу.

Здесь напомню, что св.князь Владимир перед крещением в Херсонесе испытал нечто подобное - ослеп и получил зрение в Крещении по молитве жены - принцессы Анны.
Так что это вовсе не "легенда". Это видимый признак, свидетельство  участия в крещении св.Владимира и  Руси  древнего великого святого Климента епископа Рима.


Также отсутствуют у св.Димитрия подробности:
1. Мятеж против Климента был устроен изначально среди преторианской стражи за деньги
2. О чуде  отступания воды моря от места святых мощей св.Климента у Макария написано "чему  благоволил Бог быть даже до сего дня" - т.е. это тоже докирилловский источник.
3. Упоминание о том, что в Херсоне времени составления этого жития не было ни одного язычника, ни одного еврея и ни одного еретика.
4. Мощи уносить из моря запретил им сам святой Климент в видении.
5. Лицо забытого у гроба св.Климента ребенка сияло светом при повторном посещении и обнаружении его
6. У святителя Димитрия написано "отгонял морские ужасы", а у св.Макария "отгонял морских зверей", т.е. под ужасами понимались морские животные.

Далее нам интересно уже повествование непосредственно об обретении мощей , которые описаны в "Житии Константина Философа". Подробный рассказ нам оставил сам святой Кирилл в своем "Слове на обретение мощей Климента Римского", правда формально безымянном, но в Церкви авторство ни у кого до пришествия Голубинского не вызывало сомнения. Этот рассказ помещен у святителя же Макария в Великих Четиях Минеях, однако , к сожалению, издатели не успели издать его до революции (Январь заканчивается 16 числом, а рассказ в 23). К счастью, его успел издать знаменитый русский историк  Михаил Погодин в "Кирилло-Мефодиевском сборнике", который желающие могут скачать с гуглов. без-воз-мезд-но

Полный перевод слова был бы очень длинный - у нас другая задача, переведу только раздел с историческим описанием:

Вот как описывает святой Кирилл побуждение, которое заставило их искать святые мощи на дне моря.


"Ибо были у нас великое упование вера и любовь неизливаемого сокровища блаженных мощей святого Климента, невместимые в нашем помышлении, на деле исполнилось  сказанное в соборном послании   искра слова до изнеможения  прожигающая и пожирающая не плоть только, но до костей и до мозга их касающаяся, и не переставая поядающи и обжигающе внутренности, еще же сильнее этого надеялась и понуждалась душа наша, словно жалом погонялась росой пророческого слова  до того, что отказалась утешиться душа моя непоколебимо желая видеть мощи славного Климента, принимая цену Божию за пастырей добрых, желая получить голубиные крылья , долететь до реки блаженного Климента и там почить.



В том же Кирилло-Мефодиевском сборнике приводится латинский документ , который вкратце повторяет  содержание Слова св.Кирилла, но предваряет его некоторыми историческими подробностями, которые святой Кирилл в своем слове опустил по  смирению:

"Упомянутый муж (св. Кирилл) , как любознательный испытатель, начал от тамошних жителей прилежно наведываться и тщательно испытывать, что до него дошло , частью через письменное предание , частью по слуху, о тебе блаженного Климента, о храме , воздвигнутом руками ангелов и о гробе его. Все объявили, что как пришельцы из разных городов, а не местные уроженцы, ни мало не ведают, о чем он спрашивает. Что чудо морского отлива , знаменитое в истории страданий упомянутого первосвященника, давно уже прекратилось за грехи и нерадение жителей, и море прежние свои места накрыло волнами. Сверх того и от многих набегов варваров храм оставлен и разрушен, страна сия опустела и сделалась необитаемой. Да и сам гроб святого мученика  с телом был покрыт волнами. Весьма удивленный и крайне опечаленный, Философ обратился к молитвам , да откроется ему свыше ради заслуг упомянутого первосвященника, чего он не мог узнать от людей. Он пригласил митрополита из самого города , именем Георгия вместе с причтом церковным  и народом, да просят того же от небес. Сверх того, рассказывая деяния страстотерпца, или чудеса сего блаженного мученика, весьма многих побудил своими увещаниями приступить к отысканию столь драгоценного и столь долго пренебрегаемого сокровища."

Далее послушаем  слово самого св.Кирилла.
"И исполнение этого желания изволил человеколюбец Иисус , разбудив друзей (букв. гетеров) живущих в Херсоне, больше же всего верного пастыря Георгия со славным Никифором, тогда кротко и прекрасно принявшего царство, и кормчих городских со множеством неким и преславным причтом с жаром помогающих, пусть и самый малый был по старшинству. Так день ото дня старались начать до одного дня, в который Бог изволил явиться святому."

"Тридцатый день был января (напомню, что это день трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста)  , когда некие из самых горячих (без сомнения, тут св.Кирилл говорит о себе) пошли в море , воспевая священные песни, отойдя от пристани , возносили молитвенную песнь "Не верни нас посрамленными, Климент, с верой припадающих ко гробу твоему, но прими сердца рабов твоих, приступающих твоей святой раке, молясь твоим мощам, чтобы получить блаженство и щедроты и насладиться стаду твоему твоей хризмы (от χρισμα помазание или χρησμα пророчество ) , когда Бог дает верным исцеления. молитвами твоими, славне, и великую милость. "

И шли до блаженного отока (оток - место омываемое водой,часто эвфемизм для острова) , так что никто не сбился с пути, не снастями, но пением державно управляемый.
Когда же желанный оток твой  явился  перед глазами , явилась некая суша прекрасно омываемая и с неба пролилась ясность на находящееся перед нами, не давая исчезнуть нашему дерзновению, желающих.
Когда же началась вторая песнь,  начинающий каждый стих священник по имени Соломон, тогда будучи попом Святого Прокопия, был одержим тугой и неудобием (морской болезнью?) и лишен послушающего совета . И вот помощью святого Климента внезапно разошлись облака и просветилась луна, и просветился воздух, и вокруг нее было светлое сияние, которое некто от товарищей (а то мы не знаем, кто это был, святой Кирилл) увидев и зная состояние мужа , седя с ним вместе на переносном седалище и усердно слушая, немедленно возгласил таким голосом:  "О отче, знает Бог как  славно просветить благодатью душу , желающую сладкого света молитвами святого Климента". И эта радость положила славно и невозбранно  начало второй песни , в просвещающей силе. Были же так трепетом и слезами охвачены после этой песни к отоку и раке  , пошли с архиереем и туда спустя короткое время , просветившись достойным просвещением припали к желанной земле все утро посвятили началу славословия.

Когда же была средняя (т.е. третья)  песнь, внезапно настало некое искушение от Бога на пользу некоторым утвержденным в вере. Появились густые облака , нападая с южной стороны отока.Увидев их, архиерей позвал одного из пришедших благоверных по имени Дигица , знавшего хорошо те места, и послал испытать, тот же пошел и сообщил , что скоро будет дождь. Тогда , поскольку не нашли мы места блаженной раки, повелели петь пение кондаческое (т.е. кондак св.Клименту) , Немедленно облачная густота зашла на северную сторону и явила ясное и прозрачное небо, по темноте которого мы видели звезды словно у наших глаз.

И стали искать мощи святого Климента , и усердно подвизались в этом. И все так подвизались, пока певец пел четвертую песнь, так в одном месте говоря: "итак, сокровище не сокровище есть" (тайна не тайна есть) На свете же зари словно на каком-то подсвечнике явилась утренняя звезда ,словно часть некая мощей святого Климента, когда мы были в печали, потому что прошло много времени, и ничего не нашлось. Мы же очи и ум то к Богу возводили, то к святой раке, поя шестнадцатую (шестую?)  песнь , в одном месте которой говорилось так: "хранит бо кости праведных якоже поет праведный Давид "  и во время  пения воссияла нам святая и преславная глава презнаменитого Климента, которую первый увидел некто, который и рассказывает это (а то мы не знаем, кто это был, святой Кирилл) и немедленно возопил блаженную весть "Радуйтесь, отцы и братья, о Господе, и паки реку - радуйтесь! Ибо вот , блаженная глава, как солнце светлое воссияла нам из глубин ада" (Тут св.Кирилл не то говорит, чтобы св.Климент в аду был, это ясная аллюзия на Пасхальный канон) .

Услышав же эту весть, все сразу стали веселы и воссылали Богу хвальную песнь, взирающему с неба на святую раку, и словно собираясь у непогибающего богатства, сбегались желая лобызать и видеть те святые и видом подобные жемчугу мощи. И то было велико им и довольно от святыни, чтобы хотя просветиться от прикосновения  лицом, когда всех озарило и возвеселило духовное веселие преславным благоуханием. И немедленно от преисподней воссияли нам сохраненные в целости и звезды прочих членов   сами святые руки с блаженными стегнами (бедрами) и все имеющиеся члены, собираясь вместе словно на некоем мысленном твердом и душевном небе и с достойным приступанием украшая лица верных.

И тут же нашли и якорь , только не кричали уже , как подобает чинно. Явились блаженные члены хотя и истлевшим естеством, но сохранили свою твердость. Немедленно же было крепкое и общее пение хвалебное, пока не нашли всех даже малых крупиц, от чего славословие было Богу непрестанно всю ночь до подобающего часа бескровной жертвы и приношения Христа Бога нашего, только немногие безмолвствовали потому что готовились к службе , которую и совершил преподобный архиерей, возложив раку на своей голове перенес ее  в корабль с некими верными, бывшими там , в город Херсонский с таким славословием путь начал: "Поднял ныне все народы , как в древности четверочастная скиния, Божий херсонский собор и раку святого, созывая всех поющих от концов земли на Божие празднество".

Когда отошли от отока около десяти стадий боголюбец князь города с некими верными и мудрыми мужами, находившимися там, вышли нам на встречу , явившись перед нами как идущая печь по множеству свечей и такую песнь поя: "Стоящие вокруг раки!  обступим  ее словно кивот, не словно Моисей сегодня в раке, но апостол, потопляющий обман невидимого врага."
Пели же и с нами из похвал учения, и заботливо вернулся в город и приготовил нам достойную встречу.

Поцеловав же блаженную раку, он попросил поставить ее на заднем (последнем?) престоле города, тогда им созданном во имя святого Климента и чтобы она побыла там некоторое время. И отдав почтение послушали его, поставили раку там. И снова попросил второй раз перенести его по стене города до храма святого Созонта . Поскольку это было возле стены и был вечер, и много народа стекалось , было неудобно донести на место блаженную раку. В первую же стражу ночи когда настало безмолвие, вошел архиерей с некими верными и переложил святого Климента в дом (т.е. храм) святого Леонтия  , и когда все туда собрались, повелел архиерей быть всенощному пению, до полуночи чтобы совершали его мужчины, а от полуночи до утра черноризицы и благоверные жены до конца , как был обычай у верных. (интересный обычай! Надо и нам так ввести , Мужики начинают , бдят часика  три, а до утра уже пусть бабы отдуваются)

После же того всенощного бдения заутра  была некоторая лития (т.е. общая молитва) для всех людей , собравшихся в церковь и пошли по всему городу, и можно было видеть здесь всякого человека, и всякий род верных , веселившихся, проливающих слезы, и духовно играя душой и телом и радуясь неизреченной радостью, и невозможно было отличить старых от юных, с одинаковой радостью шли богатые и нищие, благородные и простонародные, но всё и все вместе, забыв с дерзновением о всякой скорби, обходили весь город с мощами святого Климента и пришли в соборную Церковь.  И когда собирались войти в первые двери, славный причт с архиереем словно едиными устами благим духом немедленно начали петь: "(Храме Божий!) Приими просветителя священной Церкви,ныне  просвещающего тебя святого и славного Климента, ибо явилось богатство Пресвятой Державы, потому что с Петром и Павлом он сподобился принять Слово, потому и перейдя до конца земли, скончался в радости,  и в Херсоне возлюбил Господа воистину и спасает тебя, чтобы ты достойно почитал его, подающего верным великую милость" .

Тут же было святое Приношение, и освятив воду святыми мощами (еще один ныне забытый обычай Церкви), и получив все равное просвещение ею, как послужившие верою разошлись в свои дома с похвалой, благословляя Бога об этом великом даре и небесной благодати .

Вот так, братие, было явлено неоскудевающее богатство блаженных мощей славного Климента"

Некоторое недоумение здесь вызывает совершенно очевидное несходство между житием , где мощи св.Климента покоятся на дне морском, и повестью св.Кирилла, где они найдены на острове. Естественно, академики уверены, что на самом деле не было никакого дна морского, мощи всю жизнь были в храме на острове в двух шагах от берега,  а чудо с морским отливом выдумано.

Поскольку определенно говорить тут сложно - очень мало сведений, и мне остается только без сомнения верить как повествованию жития, так и словам очевидца - св.Кирилла, то предположу следующее.
Обратим внимание, что у нас два несоответствия между древней повестью о св. Клименте и рассказом св.Кирилла.
1. В житии мощи на дне морском, у св. Кирилла - на острове.
2. В житии море отступает каждый год, давая проход к мощам, у св.Кирилла - это чудо давно (50 лет как) прекратилось.

Совершенно естественно предположить, что эти две вещи связаны. Что некто по ведомым только ему одному причинам забрал мощи св.Климента с морского дна, и перезахоронил на острове. И после этого - поскольку этот морской отлив вовсе не был "естественным", а Бог ничего не делает бессмысленно, - и прекратился морской отлив. Что были за причины - неизвестно. Возможно была какая-то опасность для св.мощей  и нужно было спрятать их от кого-то на время. Без сомнения только, что это было по воле Божией, и перезахоронивший был муж из той же лиги, что сам св.Климент и св.Кирилл.

Tags: Житие Константина Философа, летсрид
Subscribe

  • Шизя Пу.

    " Важнейшим признаком "Шицзяпу" ("Генеалогия Будды") , предстают составляющие как бы остов всего сочинения генеалогические…

  • Духовное образование и тайна беззакония-2

    Есть некая польза от Кураева. Он предельно откровенно показывает богохульный характер профессорского сциентизма. Среди профессоров есть самые разные…

  • Духовное образование и тайна беззакония.

    "Дѣ́ти, послѣ́дняя годи́на е́сть. И я́коже слы́шасте, я́ко анти́христъ гряде́тъ, и ны́нѣ анти́христи мно́зи бы́ша, от­ сего́ разумѣва́емъ,…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments