ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Житие Константина Философа ч.9. Монах.

Кирилл10
Кирилл11



Перевод: В чистоте пребывая, чем больше угождал Богу, тем больше любим был всеми людьми. И логофет оказывал ему достойную честь и золота много давал ему, он же не принимал. Однажды (логофет) сказал ему: “Твоя красота и мудрость понуждают меня любить тебя еще больше. Есть у меня дочь духовная,  которую я крестил, прекрасная и богатая, рода доброго и великого. Если хочешь, дам ее тебе в жены, от цесаря же, приняв большую честь и княжение, ожидай и большего, вскоре ведь и стратигом будешь”.  Отвечал же ему Философ: “Большой это дар для желающих его, для меня же нет ничего выше учения, благодаря нему собрав знания, хочу искать чести и богатства прадеда”.  Услышав ответ его, пошел логофет к царице и сказал: “Вот философ юный не любит жизни этой, все же не отпустим его из (нашего) общества, но, постригши в священники, дадим ему службу, пусть будет библиотекарем у патриарха в Святой Софии,  может, хоть так удержим его”. И так с ним и сделали.

Побыв с ними мало на той (службе), ушел на Узкое море  и скрылся тайно в монастыре, искали же его 6 месяцев и едва нашли его, и так как не могли принудить его к той же службе,  умолили его принять сан учителя, учить философии своих и чужеземцев со всякой поддержкой и помощью. И за это взялся.


Св. Кирилл цитирует св.Григория Боголова :  "Дар велик для тех кто его желает". Эти слова говорили мученики властителям , которые предлагали земные почести и удовольствия в обмен на отречение от Христа. Некоторое искажение их в переводе, получается, что св.Кирилл признал это большим даром, но предпочел учение, хотя здесь скорее именно смысл слов мучеников "отдай это тем, кто этого хочет, а для меня это ничто".  Именно поэтому логофет говорит царице Ирине с некоторым раздражением - вполне понятным, потому что на св.Кирилла были потрачены деньги и силы, чтобы сделать из него государственного мужа, друга и опору его однокласснику - будущему царю Михаилу.

Это раздражение в переводе практически незаметно, поскольку ироническое "философ уный" переведено как "философ юный". Слово оуный обычно пишется через большой юс Ѫ. А юс в свою очередь имел свое собственное лексическое значение "узкий", "маленький", "стиснутый", и даже форма его Ѫ происходит от этого значения. Ю-родивый (узко-родившийся), ю-троба (узкое место), ю-зкий (узкий,  мы встретимся с этим словом ниже в Узское море) , ю-жики ( тесно связанные) - это слова однокоренные. Поэтому тут речь не о возрасте, а о том, что св.Кирилл едва-едва начал учиться. "Философ уный" это "Малыш философ", "начинающий философ". Выше сказано, что он учился на первом уровне (естественные науки) только три месяца, а диалектику изучил тоже  за немногое время.

Также можно заметить, что поповство - это не всегда священничество, это духовное сословие вообще, т.е. логофет предлагает заменить предполагавшуюся для св.Кирилла военно-государственную карьеру на придворно-духовную.

Самое здесь примечательное - это события, связанные с уходом св.Кирилла в монастырь.
Они вызывают очень большое недоумение.
св.Кирилл, будучи на послушании у патриарха, тайно уходит в монастырь.
Это можно понять - его стремление к уединению и Богу наверняка только усилилось от шума византийского двора и необходимости изучать и вообще вращаться в сочинениях и смыслах не только в духовных, но и в мирских и даже языческих - у константинопольского патриарха библиотека была очень разнообразна. Можно понять, как это было против его душевного устроения.

Но вот дальнейшее совершенно непонятно.
полгода его ищут и находят, после чего убеждают его снова вернуться в ту же самую атмосферу в звании учителя философии.
Если св.Кирилл хотел сан учителя , то почему ушел в монастырь , когда при его талантах и почитателях его , связях  и происхождении, он мог получить его, стоило только шевельнуть пальцем.
Если же не хотел, а жаждал монашеской жизни, почему вдруг спустя шесть месяцев - а за это время он мог только-только привыкнуть к монашескому распорядку- он от нее отказывается и возвращается к тому, что сам же и отверг?

Ответом служит интересное слово
Слутьба.  И не просто слутьба, а всякая
которую переводчик перевел как "всякая поддержка".
Если посмотреть старинные лексиконы, например , то там слово "слуть" означает "служить". Слутьба=служба. От этого слова происходит и "слуга".
А дело тут интереснее, и возможно , может пролить некоторый свет на мнимую  непоследовательность действий св.Кирилла
Дело в том, что слова "слушать" и "служить" однокоренные. Причем это достаточно очевидно. Слу-га это человек, который слу-шает. Слушает не в том смысле, что ему в ухо влетают звуки, а в том, что он исполняет сказанное. Когда мы просим Бога "Услыши молитву мою" это не означает "послушай звуки голоса", а "исполни", "сделай", Эти два смысла соединяются в современном (?) слове русском слове  "послушание" - это и слушание, и служение через исполнение слушанного. Именно слово "послушание" и есть в данном случае перевод слова "слутьба".

Вот для желающих  некоторые направления в этом месте , в которых можно добыть ценных мыслей:
Богослужение как Богослушание (в Ветхом Завете именно священнослужитель был передаточным звеном слов Бога к царям, например, Давиду). А священнослужитель, как священно-слушатель.

Фраза Евангельская  "Имеяй уши слышати да слышит" в аспекте слушать = служить (в том числе и священно-служить)
Не относятся ли слова Евангельские выделенные таким образом особо к клирикам Церкви? . А эти таинственные уши , которые можно иметь, а можно и не иметь, не являются ли и помимо всего прочего принадлежностью сана священнослужителя, благодаря которому и совершенно грешный и недостойный даров клирик может пророчествовать по примеру Каиафы?

Понятно, что в оригинале греческое "слушаю" ακουω cо служением  (δουλος или λατρεία)  не связано лексически.
Но и в  греческом ακουσιος означает "подневольный", "исполняющий чужое распоряжение", "против воли".

Затем - молитва Илии "Послушай мене ныне огнем" в аспекте того, что он совершал - жертвоприношение, т.е. священнослужение. И схождение Благодатного Огня в Иерусалиме как продолжение истории со св.пророком Илией.

А мы посмотрим теперь , как же теперь объясняется странная монашеская жизнь св.Кирилла.
Он принимает постриг по воле императрицы и логофета - но не монашеский, а постриг клирика (чтеца?)
Будучи свободным и не связанный ничем , он тайно уходит в монастырь, где принимает постриг уже монашеский.
С принесением обета безусловного послушания игумену и  духовнику-старцу.
Его разыскивают и - совершенно очевидно - по воле патриарха, царя через  монастырского старца-духовника он уже не может и не в состоянии (как монах) отказаться от назначенного ему послушания (слутьбы) - преподавания философии в столице. Собственно поэтому и "не могли его заставить принять прежнюю должность" - потому что, как мне представляется, не он уже решал, а духовник. Что нелепо монаха возвращать на должность и в ту же точно среду, с которой он ушел в монахи.

Впрочем, кому угодно читать "слутьба" прямо как "служба" не будет неправ. (хотя если обратить внимание - выше есть слово "служба" прямо)


Tags: Житие Константина Философа, летсрид
Subscribe

  • О Конституции

    .У меня полленты забито великой и важной войной за внесение в конституцию Важных Поправок. Архиереи выступили за внесение в Конституцию понятия…

  • Новый стиль - календарь сумасшедших.

    Вот часы. Они идут. Бежит секундная стрелка. Когда она обегает круг, минутная стрелка меняет свое положение. Когда минутная стрелка обегает круг,…

  • О сидении.

    "Стул художнику нужен лишь для временного отдыха и, самое большее, для детализации изображения. Когда акварелист садится на стул, ставит на…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments