ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Житие Константина Философа ч.6. Божественная сеть духовной аристократии.

В начале еще немного совпадений.

Житие св. Кирилла начинается с имени святого праведного Иова. Как известно, окончание жизни св. царственных страстотерпцев тоже связано с праведным Иовом. Можно считать это совпадением. Но есть повод для размышлений, если не для исследований, что со св. Кирилла начинается история христианского славянского народа (т.е. народа, который объявлял себя христианином и православную веру своей "государственной") , а св.Николаем заканчивается - ибо сейчас есть и русский народ, и Русская Церковь, но русский народ уже не заявляет о себе, как о христианском, и русское государство светское , а не православное христианское.

Второе совпадение в том, что с именем София имеет неизменную связь история и славянских народов  и в особенности - русского. Два ключевых храма Руси - Новгородский и Киевский носят имя Христово под образом Софии, причем они регулярно и неожиданно появляются в ключевых событиях русской истории.

Но вернемся к тексту.

Кирилл 7

Перевод: Когда же отдали его в учение книжное, успевал в науках больше всех учеников благодаря памяти и высокому умению, так что все дивились. Однажды, по обычаю сыновей богатых людей забавляться охотой, вышел с ними в поле, взяв с собой своего ястреба, и, когда пустил его, по воле Божьей поднялся ветер, подхватил его и унес. Мальчик же с того времени впал в уныние и печаль и два дня не ел хлеба. (Так) Бог милостивый человеколюбием своим, не желая, чтобы привык он к мирским делам, легко уловил его: как древле уловил Плакиду на охоте оленем,  так и этого — ястребом. Подумав в душе о суетности жизни этой, покаялся, говоря: “Такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу”.

Хитрость добрую, т.е. "прекрасную сообразительность" академик перевел как высокое умение, по той же самой причине, что "и увидел что это хорошо". Какие в РАН знают высокие умения в книжном учении - мне неведомо.

Еще неудачнее переведено "по смотрению Божию" "волей Божией". Воля Божия во всем совершается и ничего не совершается без нее, а вот смотрение есть особая попечительность и забота , сопряженная с большой подготовительной работой, если можно так выразиться. Т.е. к тому времени, как св.Кирилл собирался на охоту, ветер был уже готов и назначен, куда и как дуть, было определено место ястребу и богатичищам повелено не вмешиваться и не лезть в воспитательный процесс.

"Окаяшеся" тут лучше было бы перевести "разочаровался","изменился душой". "Покаялся" в современном русском языке означает признание в совершении греха и преступления. Каковым ястребиная охота была только при уж очень тонкой душевной организации и , пожалуй, только для схимников.

"да в радости место печаль пребывает" имеет два смысла - и переведенный "на место радости приходит печаль" и "вместо радости стоит неизменная печаль" - т.е. ожидал найти радость, но вместо нее вдруг обнаружилась стоящей и не проходящей печаль.

Славянское "лучьше" это не русское "лучше" - это вообще деепричастие от глагола "лучити"- "принимать", "получать" - т.е. буквально  "приятнее".

Здесь нам внезапно является имя святого великомученика Евстафия Плакиды. Оно является не по прихоти или византийскому плетению автора - невозможно не вспомнить о жизни св. Евстафия читая эту историю из жизни св.Кирилла. Который словно незримыми нитями соединяется с великими святыми, образуя некоторую Божественную сеть. Позже мы еще встретим еще живых святых - св.Фотия , а нельзя забывать, что на дне Черного Моря святых Кирилла и Мефодия ждет своим телом равноапостольный  Климент.

Причем именно эти имена появляются совершенно неслучайно.
Они словно совет воспитателей, коллегия невидимых священных учителей при святом отроке, порученном их заботе, каждый из них учит "своему предмету", передавая ему в короткий срок то, что сами приобрели в жизни.
Св. Иов воспитывает его вместе с отцом от пеленок, как нянька, св. Евстафий потерей ястреба внушил св.Кириллу то глубокое осознание  ничтожности и горестности земных радостей, то желание умереть за Христа, которому сам учился всю свою жизнь. Только ему для этого пришлось потерять не ястреба, а всю семью. (Кстати, обратим внимание на сходство жития св.Евстафия с историей праведного Иова) . Св.Григорий Богослов учит его богословию. Св.Фотий - управлению и пастырской мудрости.  Св.Климент Римский явно  предуказывает яростную борьбу с папской экспансией и является наставником и споборником в вопросе с Римом.
Да, я в курсе что св.Мефодий принял епископский сан из рук римского папы. Удивительно, но это действительно был мудрейший  акт борьбы с папской экспансией на восток,   Хотя бы потому, что св.Кирилл, вполне возможно , принял от тех же рук смерть. Но об этом, Бог даст, в свое время.

Отдельный предмет для размышлений состоит в том, что св.Кирилл в жалости по пропавшему ястребу два дня ничего не ел. Очень характерная черта характера. Стойкость и непоколебимая твердость нравственности сочетается с живейшим сострадательнейшим сердцем, переживающим за птичек и рыбок. Причем настолько переживающим - что по этой причине - вдуматься! - мальчик решил отречься от мира. Сколько хохота бы вызвало у нас, если бы кто-нибудь из знакомых решил отречься от мира только потому, что пропал его любимый кот.

И это не девичья чувствительность и эмоциональная слабость. Речь идет о человеке, который выдержал адскую наковальню и молот  - да и не один.

Вообще обстоятельства жизни св.Кирилла (да и не только его одного - вспомнить преподобного Серафима или святителя Иоанна Златоуста)  заставляют думать, что есть и в духовном мире некая аристократия - люди, от рождения назначенные на высочайшее избрание (речь не о санах, разумеется) , которых Бог и святые с младенчества  готовят самыми сильными и разнообразными средствами - вплоть до чудесных - к их высоте звания. По которым сразу видно, что родился тот, кто будет иметь ту "иную славу солнца". Разница с аристократией мирской в том, что мирской новорожденный принц или граф рождается чтобы проводить жизнь в особенной чести, особенном богатстве и в особенных удовольствиях. А духовный аристократ рождается для особенных скорбей и испытаний, в которых и состоит проявление  избрания Бога  в этом мире.

Я помню, нам рассказывал преподаватель по аскетике об одном из семинаристов,  который пытаясь подражать подвижникам и лаврским монахам,  начал о себе мечтать , и с ним начались совершенно жуткие вещи вплоть до видения бегающих по семинарскому корпусу черных собак. На что ему духовник его спокойно сказал: "Ну разве ты не хотел стать Серафимом Саровским? Вот Бог обрадовался - сколько людей , а никто не хочет быть Серафимом,  ты один нашелся. Вот тебя и вывели на подвиг  преподобного против его соперника.  Дерзай чадо".  Чадо , к счастью , пришло в себя и занялось учебой.

Кстати,  внимательно поискав,  здесь можно найти подлинный неиспорченный смысл пословицы "время - деньги".

Tags: Житие Константина Философа, летсрид
Subscribe

  • Святой гендеронейтрал.

    Православные между прочим могли в гендернонейтральность задолго до того, как это стало модным. И как? Тут вам не унылые сопли переодетых педерастов.…

  • Президентская республика и монархия.

    Одно из наиболее безумных сумасшествий нашего времени - это всеобщее убеждение людей в том, что выборная должность это гарантия некоррумпированности…

  • Потому что работает.

    Любые попытки показать сциентисту ложность и губительность сциентизма разбиваются об аргумент ad artefactum. Благодаря сциентизму сциентист сделал…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment