Я нашла 40 случаев, 40 храмов, в которых устраивали концерты с размахом разной величины. Но таких храмов, конечно, больше, и если поискать тщательнее, можно обнаружить ещё. Кажется, граница кощунств и наглости проходит по Уралу. Мне не попадались концертирующие храмы Сибири и Дальнего Востока, зато вовсю пляшут и поют в храмах украины, Белоруссии и Прибалтики, но я не стала размещать их фотки. Нам бы с Россией разобраться.
Есть ощущение, что большинство прихожан не знают об эпидемии концертов внутри храмов. Я тоже не знала, за исключением тех случаев, которые были на канале «Все ереси» на youtube. Возможно, потому, что на службе и на концертах бывают разные люди. Первые уходят сразу после службы, так как спешат по делам, церковь для них – место молитвы, а не клуб по интересам. А зрители концертиков часто не имеют отношения к храмам, это могут быть жители окрестных микрорайонов, например, бывающие в церкви два раза в году.
Детей старше 11-13 лет на службах практически не видно, но и младших школьников почти нет, а те немногие, что всё же приходят с родителями, ведут себя бесцеремонно и самоуверенно. Они шастают по храму, разговаривают, протискиваются между прихожанами, толкая и никогда не извиняясь. Замечаний им никто не делает – у нас теперь, как в прогрессивной демократической Европе, не принято одёргивать непослушных или зарвавшихся детей. В Донском монастыре милые детишки носятся по галерее наперегонки. Родители на детский разгул во время богослужений не реагируют, наверно, они от них дома устали, или просто нет рычагов воздействия.
При храме Архангела Михаила в Тропарёве дети круглый год выпекают блины на улице и продают пирожки. Само собой, на службе их нет. Зато они поют и выступают на концертах (к счастью, не в храме, а в соседнем здании воскресной школы), собирая аплодисменты. Ну а если они артисты, которым хлопают и дарят после выступлений подарки, о каком требовании порядка можно говорить? Артистами надо восхищаться, а воспитывать их… зачем? Вдруг они обидятся и откажутся выступать на следующем концерте, как тогда отчитываться перед архиереем о проделанной работе.

Обычная картина: голые ноги из-под портков. И это не случайно заглянувший человек, это прихожанин. Он решил, что его внешнй вид уместен для церкви. Пока в пляжном наряде он стоит у входа, но я уверена, что скоро будет смело заходить внутрь.
Я работала в детсаду и знаю, сколько времени и усилий требует подготовка детских выступлений. Похоже, воскресные школы превратились в хоровые и танцевальные кружки; вместо изучения Евангелия они проводят бесконечные спевки и распевки.
«Радонеж» периодически сетует на расползание неблагоговейного отношения к святыням, но никогда никто из ведущих или гостей не говорил об эпидемии концертов. Зато они рассказали, как в соборах Кремля некрасиво ведут себя китайские туристы, входящие в шапках, и что работникам музеев запрещено под страхом увольнения просить их снять головные уборы. Кто-то из гостей жаловался на плохое клиросное пение, на иконы, похожие на картины, на то, что всё чаще пары стоят под ручку или за ручку. Это тоже возмутительно, но кощунственные пляски и песни на амвоне в сто раз страшнее.
Есть ощущение, что большинство прихожан не знают об эпидемии концертов внутри храмов. Я тоже не знала, за исключением тех случаев, которые были на канале «Все ереси» на youtube. Возможно, потому, что на службе и на концертах бывают разные люди. Первые уходят сразу после службы, так как спешат по делам, церковь для них – место молитвы, а не клуб по интересам. А зрители концертиков часто не имеют отношения к храмам, это могут быть жители окрестных микрорайонов, например, бывающие в церкви два раза в году.
Детей старше 11-13 лет на службах практически не видно, но и младших школьников почти нет, а те немногие, что всё же приходят с родителями, ведут себя бесцеремонно и самоуверенно. Они шастают по храму, разговаривают, протискиваются между прихожанами, толкая и никогда не извиняясь. Замечаний им никто не делает – у нас теперь, как в прогрессивной демократической Европе, не принято одёргивать непослушных или зарвавшихся детей. В Донском монастыре милые детишки носятся по галерее наперегонки. Родители на детский разгул во время богослужений не реагируют, наверно, они от них дома устали, или просто нет рычагов воздействия.
При храме Архангела Михаила в Тропарёве дети круглый год выпекают блины на улице и продают пирожки. Само собой, на службе их нет. Зато они поют и выступают на концертах (к счастью, не в храме, а в соседнем здании воскресной школы), собирая аплодисменты. Ну а если они артисты, которым хлопают и дарят после выступлений подарки, о каком требовании порядка можно говорить? Артистами надо восхищаться, а воспитывать их… зачем? Вдруг они обидятся и откажутся выступать на следующем концерте, как тогда отчитываться перед архиереем о проделанной работе.

Обычная картина: голые ноги из-под портков. И это не случайно заглянувший человек, это прихожанин. Он решил, что его внешнй вид уместен для церкви. Пока в пляжном наряде он стоит у входа, но я уверена, что скоро будет смело заходить внутрь.
Я работала в детсаду и знаю, сколько времени и усилий требует подготовка детских выступлений. Похоже, воскресные школы превратились в хоровые и танцевальные кружки; вместо изучения Евангелия они проводят бесконечные спевки и распевки.
«Радонеж» периодически сетует на расползание неблагоговейного отношения к святыням, но никогда никто из ведущих или гостей не говорил об эпидемии концертов. Зато они рассказали, как в соборах Кремля некрасиво ведут себя китайские туристы, входящие в шапках, и что работникам музеев запрещено под страхом увольнения просить их снять головные уборы. Кто-то из гостей жаловался на плохое клиросное пение, на иконы, похожие на картины, на то, что всё чаще пары стоят под ручку или за ручку. Это тоже возмутительно, но кощунственные пляски и песни на амвоне в сто раз страшнее.
Journal information