ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Я б в летсридеры пошел.

На всяких ютубах и твитчах множество людей и взрослых и юных занимаются тем, что играют в самые разные компьютерные игры , сопровождая процесс своими глубокими философскими замечаниями. И сколько на монтаж и просмотр этих шедевров затрачено времени и сил - Бог весть. Есть ли от этого хоть мизерный толк - тоже.

И вот меня давно беспокоит мысль


 -как бы хорошо, что бы кто-нибудь устроил эдакий letsread "давай почитаем". В идеале конечно это в модной уже не очень форме подкаста , но тут опять - столько возни с оборудованием, записью , монтажом при невысоком ожидаемом результате, что хотя бы в текстовом формате

Сей поджанр известен давно в виде "комментариев" или "схолий" на то или иное произведение, но больше в Византии и на Западе. "Схолий" на нашу древнерусскую (опять опустим холивар о том, одно ли  и то же это , что и старославянская
)  литературу практически нет . Мне неизвестно ни одной.
И сам жанр "схолий" это вообще преимущественно концентрированный толковательный жанр из разряда "это непонятное слово означает вот что : " - и не предполагает распространенных мыслей и отступлений  или соотнесений, кроме как из текста Священного Писания или уж очень авторитетных церковных текстов.

Поэтому мне представляется важным (а для меня даже интересным) появление такого жанра по древнерусской церковной (а другой просто не существует) литературе .

По двум причинам.
Первая - что за пределами Церкви представление о   русской литературе  представляет собой следующую схему:
1 Слово о полку Игореве
2 Былины
3 "И только с Радищевского "Путешествие из Петербурга в Москву" и началась настоящая русская литература, которую мы с вами и будем изучать."
Поскольку и первое и второе не имеют никакого отношения к древнерусской литературе (первое подделка 18 века, вторые даже официально  записаны аж  в 19 веке) , то черная дыра просто жгуче требует заполнения.

Вторая причина не менее примечательна.
Дело в том, что даже те люди, для которых древнерусская литература является объектом профессионального или  любительского интереса - опять же почти в подавляющем большинстве случаев, но не абсолютно  - интересуются ею примерно так же, как паталогоанатом интересуется людьми.   Как последний никогда не говорит про объект вскрытия "человек" ,а только "тело" или "труп", так профессор лингвист никогда не скажет "творение" или "книга". Он скажет "документ" или "памятник" (видимо, надгробный) .

Мертвоедская лексика тут не случайна , ибо професс   обычно (повторюсь - есть и исключения ) копошится  в "текстах" и "памятниках" как червь в трупе или прозектор в черепе.  Я убежден (и буду рад ошибиться) что  на всем филфаке МГУ - ни на общих , ни на специализированных кафедрах - ни одного профессора/доцента/преподавателя , который бы читал ту же "Повесть временных лет" для того, для чего она была написана- т.е. чтобы поверить в то, что говорит автор. (хотя бы потому, что прежде всего придется поверить в Бога и существование Ноя и всемирного потопа)

В толковании Беренгауда на "Откровение " обрелось одно хорошее сравнение.

Есть люди, которые торгуют медом, и от меда им не надо ничего, кроме денег и прибыли, и поэтому они  его никогда не едят сами -лучше продать и получить денежку.
Это те, которые болтают о Писании и духовных вещах часами, чтобы прослыть у людей знающими и духовными, но никогда не исполняли это на практике и не знают вкуса духовной жизни.
А есть люди, которые этот мед просто и молча едят - это те, которые читают Писание и исполняют на практике .

Это же сравнение приложимо и к нашему предмету.
Я глубоко убежден, что для очень многих древнерусская литература ассоциируется со скукой непонятности и тугим выцеживанием комаров смысла и не представляет никакого интереса - особенно потому что "там одни средневековые глупые легенды".

Эта ассоциация -исключительный продукт деятельности лингвистов-мертвоедов. Которые и сами никогда не пробовали мед, потому что  сделали его исключительным объектом своего бизнеса (с прибылью в виде ученых степеней , важности и часто и денег). Сидя при роскошной трапезе, они умирают с голода, потому что вместо того, чтобы есть (т.е. учиться и принимать читаемое как истину), тщательно исследуют взаимное местоположение блюд, одежду повара, форму тарелки и отличие одной тарелки от другой, и где порция больше, причем разницу в порциях взвешивают на особо точных весах. Тут мне сразу вспоминается совершенно такое же отношение к Священному Писанию Ветхого Завета талмудистов - уж не знаю, случайное тут совпадение или глубокая онтологическая связь. -

это бы еще полбеды. Само направление этой кипучей деятельности исключительно разрушительное.

Анализируя недавний шквал в комментариях о подложности "Слова о полку Игореве" я обратил внимание, что ни один (!) защитник подлинности "Слова" не верит в его истинность. Иными словами, люди совершенно серьезно  считают, что оно действительно "шедевр древнерусской письменности" , но при этом дико хохочут над предположившим наивно ,  что сами описываемые события в  "памятнике"  являются правдой.

В этом удивительное и совершенно непонятное для меня противоречие. Много раз я пытался читать критические сочинения знатных филологов по "древнерусским источникам" - и всякий раз я не понимал, почему они каждый раз рубят сук, на котором сидят, "доказывая" недостоверность описываемых событий , "неоригинальность", "вторичность" или наоборот "легендарность" и "мифичность" . Зачем они пишут свои сочинения так, что ни один вменяемый человек не захочет прочитать оригинал, который они выпотрошили таким образом. Ведь вместе с интересом к "источникам" пропадет интерес (а следовательно и деньги и слава) и к источниковеду.

Таким образом, мне представляется важным хотя бы существование - не говоря уже о существовании на достойном уровне - "давайпочитаем" , или по-ученому, комментариев на наше исконное наследие в которых бы простая прямая истина сочеталась с благоговейным и доверительным отношением к читаемому, с разрешением недоуменных вопросов , с прямой связью с реальностью и другими областями этого наследия, чтобы древнерусская литература обнаружила перед нами свою подлинную силу - корней и ствола , которые держат нас на себе.


Разумеется, чтобы осуществить это на достойном уровне и выдержать палящий ветер мертвоедского дыхания , нужно быть не семи, а семидесяти семи пядей во лбу.

Последний ученый, у которого был досуг и способности на такое , был  Московский митрополит Макарий (Булгаков).
Но даже он составлял компиляцию ,а не комментарии.

p.s. Забавно, но буквальное значение слова "профессор" в переводе с латыни означает "приносящий прибыль".


Tags: церковно-славянский
Subscribe

  • Дна нет.

    @Олимпийский комитет России (ОКР) и официальный экипировщик олимпийской команды России ZASPORT провели презентацию экипировки для сборной России на…

  • Как княгиня Дашкова бивала пруссаков.

    "Русские всегда прусских бивали" - говорил незабвенный Александр Васильевич Суворов. Но среди всех многообразных и многочастных способов,…

  • Цыгачесса и кузина Лилибет.

    Мухосранская самозванка решила пропиариться на смерти летального принцовируса Филиппа. И сделала это одновременно и хитрожопо, и предельно тупо. (…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments