ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Этот непонятный церковнославянский.

Многократно и многообразно уже многие и святые отцы , и нынешние подлинные пастыри и священнослужители говорили о том, какую ценность представляет собой богослужение на церковно-славянском языке. Но новых обновленцев это нисколько не убеждает, они продолжают твердить свою мантру "если перевести с церковнославянского на разговорный современный русский, то непонятное богослужение станет сразу понятным и все сразу пойдут в храмы, и процветут квартальные отчеты о миссионерской работе яко крин".

Этот последний (и единственный, кстати) аргумент обновленцев превращает в прах святой Иоанн Златоуст, который утверждает не больше не меньше,

что принципиальная непонятность для проходных, равнодушных  и неинтересующихся ушей -
это неотъемлемая часть и ключевая особенность Евангелия - и более того - Евангельской миссии.

"Не смущайся, что пророк употребляет речь загадочную и трудную для разумения. Он делает это для того, чтобы разбудить слушателя. Так как речь легкая для разумения доводит многих до невнимательности, то он и говорит притчей. Потому и Христос многое говорил в притчах, а наедине ученикам объяснял их.  Притча отличает слушателя достойного от недостойного . Достойный старается узнать смысл сказанного. а недостойный оставляет его без внимания. Так и было тогда. Иудеи и трудною для уразумения речью не возбуждались и не располагались делать вопросы - так мало они внимали сказанному! Прикровенная речь вообще может сильно побуждать к исследованию . Поэтому и Христос поступал так, говорил в притчах, для того, чтобы возбудить и расположить иудеев, беспечных и сонливых , к внимательному слушанию. Но они, несмотря и на это, не были внимательны. А ученики слушали прилежно и когда не понимали, тогда особенно и были внимательны именно из-за того, что не понимали.Потому Он и объяснял им притчи наедине." (Толкование на 48 псалом , в собрании сочинений т 5, с.235)

Некоторая (и вовсе не тотальная) загадочность и непонятность Богослужения на церковно-славянском языке - это не только не препятствие к миссии, а напротив, ее самый эффективный метод. Более того, это не что иное, как продолжение  и развитие миссионерского принципа Самого Христа - открывать Свою истину людям не прямо, а через притчи, а прямо разъяснять уже тем, кому это действительно надо, кто этого захочет.

 Загадочность и "непонятность" Богослужения - это самый прямой и непосредственный повод для миссионерской беседы, причем в максимально благоприятных условиях - когда человеку интересно, и он хочет узнать .

А господа обновленцы, бредящие манией о "переводе" Богослужения Церкви , на "всем понятный" диалект  "культурной" тусовки. оказываются не кем иным, как идейными последователями тех иудеев, которые о притчах Христа говорили "кто может слушать это, уйдем отсюда".

Те , кто зевал, слушая притчи, будет спать, когда ему будут разжевывать их до состояния пюре. Те , кому не интересно узнать, что означает "вонмем",  не интересно будет слушать его "перевод".

Проблема тут вовсе не в переводе. Проблема все в том же - господам обновленцам на Богослужении смертельно скучно. Только переводом это не исправить. И поэтому никто не сомневается, что вместо перевода будет вольное переложение для цирка с оркестром.

----------------------------------
В интересах объективности, добавим, что в дневниках святителя Николая Японского встречается категорическое "а богослужение перевести на русский обязательно!".
Что тут можно сказать?
Только то, что сам святитель Николай перевел богослужение не на японский, а на церковно-японский, который в его-то время  уже мало кто  понимал.
Дневники дневниками, и письма святителя Феофана письмами, однако действовали святители - что один , что другой - по печатному "мракобесному".


Tags: церковно-славянский
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments