ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

О культуре

Взаимоотношения церковных клириков и такой структуры  как Минкульт , особенно когда речь идет о совместном пользовании имуществом, "имеющим культурную ценность"  всегда мне напоминало знаменитый анекдот про идиллическую выставку в зоопарке - волк , живущий в одной клетке с ягненком.

Живут они очень хорошо и дружно, только ...


ягненка надо каждый день нового приносить.

Людям, которые никогда не сталкивались с этой структурой, она представляется чрезвычайно идиллически - красивое старое здание, в котором тихо и культурно, вежливые и очень образованные люди занимаются высоким искусством, время от времени с сожалением отвлекаясь для решения бытовых проблем, почти без всякой помощи государства несут Важнейшую Миссию по Сохранению Наследия  Человечества.

Если припомнить историю 20 и 21 века, то обнаружится, что самые "кровопролитные" и тяжелые битвы Церковь вела и ведет  не кафедрами научного атеизма,  а с ... музеями.  Что объяснимо  даже этимологически, потому что "музей" это буквально - языческий храм, посвященный "богиням музам". А самую кровавую битву с Церковью всегда вело идолопоклонство.

Само понятие  "культура" имеет одну странность.
Странность эта в том, что никто не знает, что это такое.
Думаю, ни для кого не секрет, что когда никто не знает, что это такое, на самом деле есть люди, которые точно знают, но очень не хотят этого говорить.

Чтобы понять, что такое культура, сделаем небольшое лингвистическое путешествие.
Слово культура происходит от слова  культ.
Это не представляет никакой тайны.
Гораздо менее  - фактически, только латинским школярам-  известен тот факт, что  слово "культ",  "культус" происходит от глагола colo - поклоняюсь, почитаю, возделываю, развожу, выращиваю.
И отдельной гроздью смыслов - обитаю, живу, населяю.
Уже от глагола colo происходит всем известные слова "колония" и "колонизация" . Колон - это римский крестьянин , возделывавший (культивирующий) поле. Мы это все учили в школе на уроках истории, но кто и помнит, не связывает в уме с культурой.Да. Мало очевидно , но   "культура" и "колонизация" - это однокоренные и фактически одинаковые слова.

Итак, министерство "культуры" - это министерство "колонизации". Захвата, возделывания, обработки .... кого? Чего ?
Человеческих душ.
Теперь будет совсем не внезапной  отчаянная война музеев и минкульта с Церковью.Они не просто оба играют на одном поле - религиозном (как бы яростно не отрицал этого минкульт) .  Это война колонизаторов-конкистадоров  с аборигенами. Притча Христа о засеянном поле , на котором взошли внезапно плевелы, которые насадил враг человек - это в буквальном смысле противостояние между "культурой" и Отцом-Делателем.

Но на этом наши лингвистические штудии не закончились. Столь же интересен, как и корень, суффикс с окончанием.
Слово "культ-ура"- это не просто "имеющее отношение к культу, возделыванию".
Этот любопытный суффикс означает причастие будущего времени. В русском языке таких форм нет, но тем не менее , смысл его передать можно.
Вспомним древний девиз гладиаторов.

morituri te salutant - идущие на смерть , собирающиеся умереть , приветствуют тебя.

Что же тогда означает буквально "культура"? Cultura?
"Собирающиеся почитать некоего бога", "Идущие колонизировать" (тут вовсе  не женский род, а множественное число среднего, хотя учитывая массовый культ Прекрасной Дамы, "Идущая колонизировать" - тоже ничего)

Можно сколько угодно вешать лапшу на уши студенткам-культурологам  про Цицерона и Катона.
Современное понятие "культуры" это именно вот это.
Оно обращено к будущему. К распространению власти - и власти над душами.
"Идущие к культу", "собирающиеся колонизировать".
Что за культ  чается в будущем , кто собирается колонизировать души и страны - думаю, разъяснять особо не надо.
Некто, кто очень хорошо говорит на латинском языке.

sozecatel_51-сан, когда  поднимал литературоведческие залежи по тому же Пушкину или Гоголю, удивлялся, насколько слепыми,  и без-смысленными являются большинство из "-ведческих" исследований по интересовавшим его вопросам.
А разгадка в том, на мой взгляд, что задачи нет такой - "видеть".

Какое отношение задача колонизации и привлечения к будущему культу имеет к пониманию смысла слов Пушкина, Гоголя или Фонвизина? Никакого.
Это все равно , что требовать от командира штурмовой бригады знания  истории деревни, в которой он окапывает танки.
Современная ностальгия по советским временам " ах, как мы все учили и знали литературу" - из этой оперы.
Мы ничего не знали.
Никакой литературы.
На уроках советской культуры в книгах окапывали танки.
Марксизм, классовую борьбу, кровавый царизм, счастье трудящихся и прочее.
В этом - и только в этом задача и смысл "культуры".
То, что сейчас правительство потеряло интерес к преподаванию литературы , вовсе не ставит его в оппоненты к старым добрым советским партийным боссам. Просто сейчас нашли более удобное место для окапывания танков - телешоу, новостные каналы, пропагандистские паблики. Партийные боссы были бы в точно таком же восторге. И точно так же списали бы школьную программу по литературе в утиль, как списали в утиль лук и стрелы после усовершенствования огнестрела.

Но и это только один аспект проблемы.
Есть, как мне кажется,  нечто общее в двух свежих скандалах - попытки " попросить"  "прима-донну"  подальше с телевидения -  и конфликте  по поводу Исаакиевского собора.
Общее в них идолопоклонство.
Во-первых, примы, секунды , терции и прочие донны  прямо называются у нас "кумирами", на западе(и востоке) - "идолами".
Но и обращение с ними тоже подстать обращению идолопоклонников с Перуном.
Перуна могли почитать жертвами. Перуну могли нарисовать усы и выпороть. Про Перуна можно сочинить похабные стишки.
Но никакая христианская собака не смела сказать, что это всего лишь бессмысленный кусок стоеросовой дубины, с которым барахтаются в болоте обманутые демонами люди.

Точно так же и "поп-идолы".
Их допускается любить. Их допускается ненавидеть , допускается их пародировать и говорить о них скабрезности.
Но никакая христианская собака не имеет право сказать, что это бессмысленная  пустота и откровенная бесовщина.
Затопчут ногами.

Примечательно же, насколько детально современная "культура" воспроизводит древнее идолопоклонство.
Как в древности были свои боги для презренной черни, и свои утонченные боги для утонченных образованных господ, так и современная "культура" предлагает идолов как для презренной черни в виде поп певцов , так и для утонченных господ - в виде элитарных постановок,  "классических щелкунчиков" , "концертов в Пальмире" .

Причем с  последними дело еще хуже. Потому что ругать богов презренной черни считается хорошим тоном среди утонченного общества, и это еще можно делать, не ожидая громов и молний.
Но не приведи никому Господь заикнуться о богах образованных господ.
Разверзутся глубины.  Причем, как ни удивительно, благоухают эти глубины не амброзией.

Но при чем тут Исаакиевский собор?
При том, что он тоже идол.
Не для нас, для культуры.
Исаакиевский собор ей нужен в качестве идола.
Сам по себе, или для "грядущего культа" - уже не столь важно.
Идол - это то, на что замыкается почитание.
Для "культурного общества" высочайшую культурную ценность представляет здание, художественное оформление, история, связанные документы и артефакты.
Для Церкви Исаакиевский собор - это инструмент. Священный и святой, но инструмент, средство.
В этом разница между иконопочитанием и идолопоклонством.
Идолопоклонник устремляет ум на бездушные камни - пусть и собора.
Иконопочитатель проходит умом сквозь иконы , через собор - к Богу.
Идолопоклонник в "Святой Троице" Андрея Рублева видит композицию, колорит, замысел, символику, доски и "удивительные древние краски".
Иконопочитатель в "Святой Троице" Андрея Рублева видит только Святую Троицу.
Именно поэтому у нас нет таких иконописцев , как Андрей Рублев.
Может быть,  у нас нет иконописцев вообще.
У нас есть рисователи идолов, обученные идолопоклонниками.
Которые рисуют композиции, колориты, замыслы, символику на хороших досках минеральными красками, в то время как должно бы  изобразить лик преподобного Сергия.

В этом принципиальная противоположность и несовместимость музея и храма Божия ,культуры и Церкви.

Культура предлагает восхищаться красотой и формой скальпеля, (заперев его под сигнализацию).
Хирург прекрасно знает и чувствует красоту инструмента, но он ему нужен чтобы делать операции. При этом инструмент может повредиться или сломаться - и хирург возьмет другой. Культура предлагает лучше не делать операций, но зато сохранить скальпель для будущих поколений.

Идолопоклонство "культуры"- это не просто грех , это тотальное разрушение смысла той самой человеческой цивилизации, которой она якобы служит.


Tags: Вещаю, Язычество, как-то так
Subscribe

  • Акафист Астарте

    Митрополит Вологодский Савва отслужил акафист перед картиной блудницы, которая изображает богиню любви Венеру-Астарту. Напомню, что Рафаэль…

  • Дна нет.

    @Олимпийский комитет России (ОКР) и официальный экипировщик олимпийской команды России ZASPORT провели презентацию экипировки для сборной России на…

  • Цыгачесса и кузина Лилибет.

    Мухосранская самозванка решила пропиариться на смерти летального принцовируса Филиппа. И сделала это одновременно и хитрожопо, и предельно тупо. (…

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments