Есть у них одна особенность. Рецензенты оценивают фильм - хороший он или плохой - по тому, заставляет ли он "сопереживать героям" или нет.
И пришло мне в голову, что хорошие фильмы - это достаточно скверная штука.
Какими бы "христианскими" и "добрыми советскими" они ни были .
Сопереживание (сочувствие, греческое "иктирмос" - домо-страдание, переводится как "Щедроты") - это эмоция, которая находится в неразрывной связке с прямым побуждением к действию. Человек по природе своей не может сопереживать , не испытывая побуждений к действенной помощи. Даже если он не в состоянии помочь по каким-то обстоятельствам. Принцип достаточно простой.
Человеку плохо - через сопереживание мне тоже плохо - надо что-то сделать, чтобы мне не было плохо - надо что-то сделать, чтобы человеку стало лучше.
Теперь посмотрим, что делает с нашей душой "хороший фильм" с "сопереживанием героям".
Первые два элемента есть.
Человеку плохо - через сопереживание мне тоже плохо.
А следующие два элемента отсекаются. Тем, что на самом деле никого нет - нет ни человека, ни беды, только световые пятна на экране. Есть может быть, актер, которому на самом деле все зашибись и который за изображение несчастия с его героем получает большие деньги. Я думаю, люди еще могут умилиться трехлетней девочке, которая , скажем подарит бинт Гибсону потому что его герой был избит и окровавлен, но сами ни малейшего побуждения помочь актеру и не испытывают и только сумасшедший скажет, что должны испытывать.
Зачем же тогда смотреть этот фильм? Ответ простой - "чтобы сопереживать героям". Зачем сопереживать? Чтобы получить конкретные впечатления и переживания искусственным образом.
То есть, при достаточно постоянном воздействии этого "хорошего кино" у человека вырабатывается совершенно другая искусственная схема. "Человеку плохо" -"Смакование острых ощущений".
То самое, что многих сейчас возмущает -что когда происходит беда, люди вместо помощи начинают .... снимать кино - это как раз работает схема, созданная в душе человека "хорошим кином".
Так что ой не спроста преподобный Севастиан, когда ему приходилось в лагере под конвоем смотреть "старое доброе советское кино" , накрывал голову и затыкал уши, чтобы не слышать и не видеть.
Journal information