ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Мы рождены чтоб бред сделать Преданием.

Оригинал взят у renardetraisin в Рецепция концепции алтарной преграды
Нетрудно догадаться, что именно эта графическая реконструкция алтаря раннехристианской трехнефной базилики на холме Царевец в Великом Тырнове, начало VІ в. (Автор реконструкции Н. Ангелов) - послужила прототипом для новой алтарной преграды в Федоровском соборе Санкт Петербурга.

altar-chancel-at-Veliko-Tarnovo-bulgaria-6th

Реконструкция, сделанная карандашиком "на коленке", абсолютно условно, без особого старания.
И вот пожалуйста - точное повторение идеи, даже условно-приблизительные формы кивория воспроизведены в точности.

12_00img7

Вот что значит магия авторитетов!

Попробуем проследить цепочку логических связей - начнем с главного авторитетного эксперта по древнерусскому и византийскому искусству - В.Н.Лазарева.
На его книгах выросли все поколения современных искусствоведов. Большинство диссертантов черпают базовые сведения из его работ, и это обосновано. Лучше пока никто не написал.
А главное - Лазарев не страдал "прискорбной тягой к богословию"(с), столь распространенной среди современных искусствоведов, поскольку издавался для советского читателя:))

Именно В.Н.Лазарев опубликовал реконструкции раннехристианских алтарных преград, с подписью "реконструкции Орландоса", которые теперь кочуют по изданиям и сетевым блогам.
Авторитет В.Н.Лазарева для нас непререкаем, а для самого В.Н.Лазарева непререкаем был авторитет А.Орландоса. Тем более, что эти реконструкции вполне ложились на теоретические выкладки еще одного авторитета - академика Императорской Академии наук Голубинского Е.Е.
Голубинский утверждал: "Алтарь в древнее время был совершенно открыт для молящихся мирян, ибо нынешних иконостасов (о чем несколько ниже) вовсе не было" (с.174).
И далее - "Первенствующие христиане (как целое общество) не употребляли и не допускали в местах своих общественно-молитвенных собраний или церквах ни икон, ни священных изображений, во-первых, потому, что христианство вышло из иудейства. Иудеям дана была Богом заповедь: не сотвори себе кумира и всякого подобия и пр., и эта заповедь была понимаема первенствующими христианами, вместе с самими Иудеями, не в том только смысле, что ею запрещается делать кумиры богов иных или демонов, а в смысле безусловного запрещения всяких изображений. Во-вторых и главное, чрез допущение священных изображений христиане не хотели уподобляться язычникам, которые имели и чтили изображения своих богов, чтобы таким образом не приравняться к ним и не явиться как бы теми же чтителями камней и дерева".

"Первоначально в иконостасах  икон не было" - повторяют как мантру все искусствоведы и любители иконописи.
А то, что иконоборчество изначально сосуществовало в древнеримском обществе наряду с иконопочитанием (которое тоже имело самое что ни на есть раннее происхождение, как продолжение культа манов, чьи портретные изображения хранились в особых шкафах в каждом доме, как пишет Плиний) - это как-то упускается из виду.

Реконструкция алтарной преграды базилики IV века, сделанная Орландосом, стала хрестоматийной.



Хотя на этой реконструкции нет не только икон, но и самого Престола(?)
В полукруглой апсиде - сценический подиум(?)
Справа - две ступени, ведущие непонятно куда -?
Решетка ограды реконструируется по нескольким маленьким фрагментам, найденным в отвалах археологического раскопа:

Untitled-1

Кто же был А.Орландос, что его схематично-условные картинки стали азбукой для всех последующих реконструкций в материале?
Русская wiki о нем не знает.
Анастасиос Орландос - крупный греческий чиновник от археологии, потомственный(!), что называется "из хорошей семьи". С 1951 по 1979 (до самой смерти) он возглавлял Афинскую Академию и Асоциацию христианских археологв. Был Директором Византийского музея Афин.



Разумеется он имел возможность влиять, решать и определять. И даже если он сам был добросовестным и честным профессионалом, он был человеком своей эпохи, и тоже мог ошибаться.
Именно его концепция легла в основу всей деятельности археологов в 50-70 х гг. ХХ века (а это, стоит помнить - эпоха подготовки, проведения и последующей реализации курса II Ватиканского собора, приведшего к демонтажу традиционной католической литургии).
Греки, конечно православные, однако в археологии как Науке главный тон в ХХ веке задавали не они, а ученые немцы, англичане, американцы и иже с ними католики и протестанты. А Орландос осуществлял научную фиксацию и транслировал открытия в свой сегмент влияния.
Чтобы проследить эту цепочку "рукопожатий" не надо "стоять со свечкой" за спиной действующих лиц - все и так очевидно. Сейчас рецепция этой концепции добралась и до наших вновь строящихся алтарей...
Tags: Здесь матерятся., Иконопись, На склад, и что ? и ничё., индейцы сэр, херои
Subscribe

  • Почему св.Николай Второй не уехал из потерянной России.

    "Сия же (неминуемую гибель Царьграда) увѣдав велможи и Зустунѣя, собрався вкупѣ с патриархом, начаша увѣщавати цесаря, глаголюще: «Видим,…

  • Кое-что о статуе свободы

    "И поставил Константин в Царьграде кумир, еже принесе от Солнечнаго града фругийскаго, имущаго на главѣ семь лучь." (Повесть о взятиии…

  • Не, ну а чо?

    У них - товар. У нас - купец. Приступ циничных мыслей: Старушка явно долго не протянет (хотя не факт что мы дольше протянем), а нам лишняя…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments