ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Науке науково а церкви церково?

Каждый раз , когда заходит речь о том, что слова Священного Писания противоречат очередным новейшим миазмам научных теорий, нас ставят перед выбором.
1. Или признайте, что Священное Писание устарело (вариант - "богочеловеческое", и наряду с Богооткровенными истинами содержит человеческую ложь)
2. Или признайте, что существует две разные области истины - область религии, куда не входит наука, и область науки, куда не вторгается религия.

Большинство консерваторов, не выдерживая ментального натиска сторонников первого варианта (состоящего в многочасовом крике "Велик Эйнштейн Эфесский!"), выбирают второй вариант. Вплоть до таких без сомнения консерваторов и последователей святоотеческой мысли, как о.Даниил Сысоев и о.Георгий Максимов.

Между тем, как если мы посмотрим на сочинения святых отцов, то мы с легкостью увидим ( по тому же "Точному изложению православной веры"), что они такого разделения никогда не делали.

В самом деле. Если Некто построил дом, то Его слова будут истинны и в отношении того, что в этом доме нельзя шалить и бить стекла, но и в отношении того, каким образом открывается дверь и из чего сделан потолок. Представим себе, что ваши дети заявили бы, что есть две непересекающиеся области знаний 1) во сколько надо ложиться спать - это надо слушаться вас. А вот 2) из чего сделан потолок - вас слушаться не надо, а это надо доверить эксперименту при помощи ножика. Я думаю, такие "богословы" получат ремня. Обращаю внимания - консервативные богословы. Это не про тех, которые считают, что вы старый пердун, который ничего не понимает в доме и распорядке дня, поэтому можно спокойно выпиливать лобзиком на оконном стекле силуэт голой бабы.
Странно.
Разбилось почему-то.
Хотя если присмотреться... вот , осколки! Сколько осколков, блестящих остреньких, которых раньше в доме не было! Видите , видите , прогресс науки, сбросившей с себя оковы умственного мракобесия?!


Но вернемся к двум "непересекающимся областям двух познаний-религиозного и научного".
Что первым делом (и последним, кстати) приводят в подтверждение этой точки зрения?
Слова иже во святых отца нашего Михаила Ломоносова о двух дураках - который пытается циркулем измерить Бога и который по псалтири учит астрономии.
Я сам их приводил и восхищался во время оно.
Проблема в том, что Михайло Ломоносов при всем моем уважении - вовсе не святой отец.
Он ученый.
И пытаться строить на нем Церковное отношение к науке - это как раз делать то, что запрещается его же словами.
В его словах скрытое противоречие, потому что следуя этому искусственному разделению, в них содержащемуся, применяться они могут только к науке.

А теперь вишенка на этот логически греховный (как мы знаем, грех в латинском языке - error , "ошибка") тортик .
Много где эти слова цитируются, но мало где приводится источник этой цитаты.
А происходит она из сочинения с очень любопытным названием (учитывая торчащие отовсюду из европейской культуры астартовы рога)
"Явление Венеры на Солнце".

Давайте прочитаем отрывки из сего сочинения?


"Первым должно отводить от людей, не просвещенных никаким учением, всякие неосновательные сомнительства и страхи, кои бывают иногда причиною нарушения общему покою. Нередко легковерием наполненные головы слушают и с ужасом внимают, что при таковых небесных явлениях пророчествуют бродящие по миру богаделенки, кои не токмо во весь свой долгий век о имени астрономии не слыхали, да и на небо едва взглянуть могут, ходя сугорбясь. Таковых несмысленных прорекательниц и легковерных внимателей скудоумие ничем, как посмеянием, презирать должно. А кто от таких пугалищ беспокоится, беспокойство его должно зачитать ему ж в наказание за собственное его суемыслие. Но сие больше касается до простонародия, которое о науках никакого понятия не имеет. Крестьянин смеется астроному, как пустому верхогляду. Астроном чувствует внутреннее увеселение, представляя в уме, коль много знанием своим его превышает, человека себе подобно сотворенного.

Ничего это внутреннее увеселение не напоминает?

" "Воображаем себе тем явственнее Создателя, чем точнее сходствуют наблюдения с нашими предсказаниями; "

Какое удивительное богословие. Если наблюдения совпали с нашими (sic!) предсказаниями - то и воображаем себе Создателя.
Именно, что воображают. Как послушного раба Великого Пронзающего Небо ученого ума.

"Священное писание не должно везде разуметь грамматическим, но нередко и риторским разумом. Пример подает святый Василий Великий, как оное с натурою согласует и в Беседах своих на шестодневник ясно показывает, каким образом в подобных местах библейские слова толковать должно. Беседуя о Земли, обще пишет: "Аще когда во псалмех услышиши: Аз утвердих столпы ея; содержательную тоя силу столпы речени быти возмни" (беседа 1). Рассуждая слова и повеления божия в миросоздании "И рече бог" и другие, следующее объявляет: "Кая потреба слова могущим от самаго ума общити друг другу советы" (беседа 2), явно изъявляя, что слова божеские не требуют ни уст, ни ушей, ни воздуха к сообщению взаимному своего благоволения, но ума силою разглагольствуют. И в ином месте (беседа 3) то ж о изъяснении таковых мест подтверждает: "В проклятстве Израилю будет тебе, — глаголет, — небо медяно: Что сие глаголет? Всеконечную сухость и оскудение воздушных вод". Упоминающиеся часто в Библии божие чувства толкуя, так пишет: "И виде бог, яко добро: не само тое утешное некое зрение моря слово показует богу явити. Не очима бо зрит доброты здания творец; но неизглаголанною премудростию видит бывающая". Не довольно ли здесь великий и святый сей муж показал, что изъяснение священных книг не токмо позволено, да еще и нужно, где ради метафорических выражений с натурою кажется быть не сходственно?"

Какая прекрасная логика! Если слова Священного Писания кажутся несходственными с натурой ( обратим внимание, натура здесь уже не тварный мир, а воображение ученого), то НУЖНО изменить понимание Священного Писания . Не фантазии и бред ученого надо изменять, а Священное Писание.

А еще более прекрасно, как вдруг Ломоносов рассказывает, как при помощи циркуля надо понимать Псалтирь. Если взбрело в голову , что циркуль противоречит, то Псалтирь надо уже переделать. Причем это не метафора. Вспомним знаменитый аргумент про то, что во Второзаконии число пи равно трем , поэтому оно не Богодухновенно.

И дальше "Дамаскин святый, глубокомысленный богослов и высокий священный стихотворец, в Опасном издании православныя веры (кн. 2, гл. 6), упомянув разные мнения о строении мира, сказал: "Обаче аще же тако, аще же инако; вся божиим повелением быша же и утвердишася". То есть: физические рассуждения о строении мира служат к прославлению божию и вере не вредны."

какой изящный ход мыслей, а? понятно, что сейчас уже поздно доказывать то, что он не изящный, а глупый, потому что неизливанное море "физических рассудителей" взяв эти рассуждения в качестве оружия , ни в чем ином не упражняются, как в хулении Бога.

Да и могло ли быть иначе? С чего вдруг с древа бесовской гордыни и презрения к "невеждам" вдруг начесались бы смоквы хвалы Бога?

А далее Ломоносова уже несет в совершенные Бруновы дебри, да еще в точном стиле нонешних оккультно-либералов от православия, с той же смелостью и бесстыдством кромсая цитаты святых отцов.

"Василий Великий, о возможности многих миров рассуждая, пишет: "Яко же бо скудельник, от того же художества тминные создав сосуды, ниже? художество, ниже? силу изнури, тако и всего сего содетель, не единому миру соумеренную имея творительную силу, но на бесконечногубое превосходящую, мгновением хотения единем во еже быти приведе величества видимых"."

Дальше - сплошной правмир

"Так сии великие светильники познание натуры с верою содружить старались, соединяя его снискание с богодохновенными размышлениями в однех книгах по мере тогдашнего знания в астрономии. О если бы тогда были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих, если бы тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество божие!"

Это так-то ты говоришь, Михайло Васильич, что нельзя Бога циркулем мерить? Что если бы были бы у Василия Великого телескоп с астролябией, то он бы возрос в твою меру ?  И лучше бы познал Бога?

"Некоторые спрашивают, ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им евангелие? Крещены ли они в веру Христову? Сим дается ответ вопросный. В южных великих землях, коих берега в нынешние времена почти только примечены мореплавательми, тамошние жители, также и в других неведомых землях обитатели, люди видом, языком и всеми поведениями от нас отменные, какой веры? И кто им проповедал евангелие? Ежели кто про то знать или их обратить и крестить хочет, тот пусть по евангельскому слову ("не стяжите ни злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры на пути, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла") туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то после пусть поедет для того ж и на Венеру."

Эк вас тянет-то ,  болезных, к "деннице".

"Только бы труд его не был напрасен. Может быть тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно."


Так что торчат в этом практически непререкаемом в духовных школах академическом тезисе о двух разных областях знания вполне буквальные рога "венеры".
И как легко заметить из самого  "автора" этой концепции, циркуль выполнять этот безумный конкордат  и не был никогда намерен.
Он и составлен-то для того, чтобы мы , мракобесы, не смели лезть грязными руками апостольского камня и святых отцов в тонкий эфирный мир явления Венеры на Солнце.

А уж явление Венеры  в мракобесный мир апостольской веры потом само состоится, и никакие конкордаты ему не понадобятся. Разве что голые микеланджеловы ягодицы подтереть.
Tags: сциентизм
Subscribe

  • Кое-что о статуе свободы

    "И поставил Константин в Царьграде кумир, еже принесе от Солнечнаго града фругийскаго, имущаго на главѣ семь лучь." (Повесть о взятиии…

  • Папизм - мать язычества

    Русский, совершивший вероотступничество и возлюбивший папу, в качестве католического ксендза хвалит изобретателя язычества за изобретение язычества.…

  • Стена астарты

    cpt_a_smollet напомнил, что сатанинский иконостас, на месте которого поставили памятник бесу , в прямом смысле - иконостас Астарты.…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments