ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Апология рабства

"Апология рабства.

На blagogon.ru вышли две статьи , в которых протоиерей Алексей Чаплин сначала богословствовал в защиту рабства , а после этого диакон Илья Маслов богословствовал уже в защиту побиваемого камнями протоиерея Алексея Чаплина.

Статьи эти вызвали недоумение и негодование даже самых преданных почитателей этого сайта. Собственно , они вызвали даже некоторый маленький шторм даже в комментариях к этому блогу, так что мне вздумалось буркнуть свое тихое мяу. Правда, мяу оформилось не сразу, а после продолжительного пожирания сосисок недоумения.

Разумеется, статьи производят крайне скверное впечатление.
Потому что они правдивые и на мой взгляд - весьма превосходные.
Мало того, я берусь за невозможную задачу - убедить в этом всех читателей.
В том , что это верные и прекрасные статьи, которые производят скверное впечатление.

ЭЭЭ?
Что?
Скверное впечатление, потому что превосходные?
Уж не хочу ли я сказать, что они производят скверное впечатление на жалких и никчемных людишек, которые не в состоянии понять, какие они превосходные и высокие? А подлинные мудрецы видят в них один свет духовный?

Совсем нет.
Они на всех будут производить скверное впечатление.
При этом сохраняя свои высокие качества.
Потому что проблемы и не в статьях и даже не совсем в нас.

Дело в главном догмате Седьмого Вселенского Собора. Об иконопочитании.
Принцип иконопочитания - взаимодействие Первообраза и образа - это ключевой принцип творения.

И более того - как мы знаем из слов Спасителя "Видевый Меня виде Отца" , это  доступный людям отблеск непостижимой тайны Святой Троицы.

Собственно потому и величайшие святые -  преподобный Феодор Студит,  святитель патриарх Никифор , преподобномученик Андрей Критский  ,Феофан Начертанный, и многие другие, которых несть числа - умирали в прямом смысле за догмат об иконопочитании.

Они умирали не за краски, деревяшки и искусство художника.
Они умирали за тайну Святой Троицы.

Именно потому и идолопоклонство грех - что это иконоборчество наоборот.
Иконоборчество разрушало образ, разрывая связь с Первообразом , а идолопоклонство перенаправляет связь на ложный первообраз. .
В идолопоклонстве изображение - бога , а первообраз - гнусный демон

Собственно этот догмат об иконопочитании является основой нашей речи .
Идеи, мысленные "картинки" находящиеся в нашем сознании - это первообразы.
Слова, которыми мы говорим - это иконы первообразов нашего мышления.
Как иконы Смоленская, Владимирская, Казанская - разные иконы Одной и Той же Пресвятой Девы, так языки - русский, греческий , японский, английский, - это тоже разные иконы одних и тех же первообразов.

Но как ветшают , тускнеют , покрываются трещинами иконы на дереве, то же самое происходит и с языком.
Первообразы (по крайней мере в соответствие с душевным состоянием) остаются одними и теми же, но слова-иконы, которые с ними связаны, они разрушаются. Причем очень часто не сами собой.
Как есть святотатцы и кощунники, которые разрисовывали и разрисовывают и сейчас святые иконы непотребной мазней, желая их осквернить, так есть и силы, которые преднамеренно разрушают связь иконы с первообразом, языка с мыслями, которые он выражает.

Чаще всего это происходит при разрушении души грехами и пороками, и даже сами понятия извращаются до неузнаваемости.

Мы с этим уже неоднократно сталкивались при рассматривании проблемы с русским переводом Богослужения и Священного Писания. Главная проблема, как мы помним, состоит в том, что для тех понятий и мысленных первообразов , которые в церковнославянском имеют одну или несколько икон-слов, в русском языке их  просто  нечем "иконописать" . Это как пытаться нарисовать прямую линию при помощи  циркуля.

Например, слова "велелепие", "облекатися", "смиренномудрие". Нет для них слов в языке русском.

В других случаях слова-образы сохранились, но - как в идолопоклонстве - им присвоен совсем другой первообраз - ложный, демонический.

Именно это и произошло с рабством.
Именно об этом (в том числе) и статья протоиерея Алексея Чаплина.
Она вызывает негодование - и совершенно справедливо.
Но это негодование вызвано не богословскими аргументами о.Алексея - там все в совершенном порядке .
А тем, что в нашем современном языке есть только одно рабство - демоническое.
Отвращаясь от самого слова "рабство", мы инстинктивно отвращаемся от сатаны.

Но так было не всегда.
В настоящем славянском языке - есть  тоже только одно рабство.
Рабство Богу.
Которое не носит никакого следа и тени мерзости или порока.
Вспомним искушение Христа Спасителя на горе.
"Аще пад поклонишимися".
Что отвечает Господь? "Господу Богу Твоему поклонишися и Тому единому послужиши".
В греческом здесь "καὶ αὐτῷ μόνῳ λατρεύσεις - от λατρος - раб.
Господу Богу Одному будь рабом.
Церковь , язык Церкви не знает никакого рабства, кроме рабства Богу.

Негодование вызванное статьей о.Алексия - это негодование не против него и его аргументов. . Это негодование против рабствования сатане. Тут в нашем уме происходит незаметный, но важный сбой, вызванный тем, что о.Алексий предлагает-то рабство старинное, Божие, которое не только как раз противоборствует  тому рабству, которое вызывает  у нас отвращение, но   имеет совсем другие свойства и качества. И выражается это рабство не в пустых словах и пышном треске официозных бюллетеней , а в конкретных делах "рабства", служения людям.

Но вот беда, говорит о.Алексий на русском языке.
А здесь  уже произведена работа по переключению образа на совершенно другой первообраз и других понятий просто не осталось
Ну нет у нас в голове другой картинки для слова "рабство", кроме  изображения  одуревшего от собственной безнаказанности самодура, издевающегося и помыкающего  безответным существом.
.
И диакон Илия Маслов может сколько угодно рассказывать про засилье либералов,
Потому что у нас язык искалечен таким образом, что мы будем хромать , сколько нам ни говори, что это хромота.

Впрочем, поправить дело тут можно. Еще Соломон сказал , что "Брат братом помогаем, яко град тверд" (Притч. 18, 19)

Потому что есть одно совершенно нерусское  слово в русском языке, которое сохранило связь с настоящим светлым и святым рабством Божиим. Пришло оно совсем недавно, но может стать таким костылем для нашего бедного искалеченного языка.

Это слово "самурай".
Как известно, это слово и означает "раб"
Не в современном единственном значении, как бесправный и бессмысленный раб сатаны - а в древнем и светлом понимании.

Просто заменим слово "раб" в статье о.Алексия на слово "самурай" и все негодования , вызванные не ходом его мысли - нет - скрытым ядовитым повреждением нашего языка - утихнут , и она заиграет своими свежими древними красками.

"Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) – это то, что мы разучились быть самураями.
Христианство – это религия сознательного и добровольного самурайства.
самурайская психология – это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина.
Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод.
И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек – это бесправный самурай Божий.
Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой самурайства. Как диссонирует для его уха обращение к священноначалию «Святый Владыко», «Ваше Высокопреосвященство», «Ваше Святейшество», «ис полла эти Деспота» (многолетие епископу), а тем более постоянное именование христианами себя в молитвах «самураями Божьими».
Что стоит за понятием «самурайство Божие», нам раскрывает Евангелие. самурай ничего не имеет своего.
Он живет только милостью своего Господина, Который, «посчитавшись» с ним, находит его либо добрым самураем, исполняющим Его повеления и достойным еще большей милости от своего Владыки, либо лукавым и ленивым, достойным строгого взыскания.
Самурайство Божие лишает христиан даже привязанности к самым близким – мужу, жене, родителям, детям. Они не наши – они тоже самураи нашего Господа.
И наш Хозяин требует быть привязанным только к Нему и быть готовым в любой момент без сожаления разлучиться не только с самыми дорогими людьми, но и с самой жизнью, которая принадлежит, не самураю, а всецело Богу.

И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «самурай Божий – значит ничей самурай». Потому что в христианской Традиции самурай Божий – значит самурай Царя, самурай Государства (от слова Государь), самурай судьи, самурай своего начальника, самурай чиновника, самурай полицейского."

Самураи не выбирают. Самураи Господина принимают.
Епископа не выбирают – его принимают от Бога.
И Царя не выбирают – его принимают от Бога (в таком смысле и понималось избрание на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 г., который, согласно «Утвержденной грамоте», именовался «Богоизбранным Царем»).
Только для самурайского сознания действует новозаветный принцип, что всякая власть от Бога, и только христианское самурайское служение власти может стать той почвой, на которой возродится Самодержавие.
Святитель Николай Сербский говорил, что хороший Царь не тот, который должен народу, а которому должен народ. Не Царь был обязан народу, а народ, как самурай, чувствовал себя обязанным Царю, который для него был Образом Царя Небесного (свят. Димитрий Ростовский). "



Не так ли?
Tags: Бредятина, Вещаю
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments