ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Камилавка в багровых тонах. Глава 2.




Глава вторая. Каноническая дедукция.


Наша жизнь в скромной, но чистой квартирке в Калашном Переулке 221-б текла тихо и мирно. Владыка вел спокойный и размеренный образ жизни. По утрам, пока я,зевая, читал утренние молитвы, он успевал отслужить полунощницу, часы, изобразительные , вечерню и утреню, после чего , вздохнув, с грустью осмотрев комнату и погладив бороду,снова принимался за полунощницу. Потом он уходил в епархиальное управление, где принимал посетителей . За полгода своего архиерейства он приобрел в этом деле большой опыт. И если первое время по два три часа общался с каждым посетителем, то уже через несколько месяцев Холмский преосвященный сразу от двери задавал вопрос "Кого куда перевести?", за что прослыл в среде местного духовенства прозорливцем. В свободное от приемов время он ковырялся в книгах  и кастрюле с макаронами. Порой он уходил гулять, причем эти прогулки заводили его иногда очень далеко. Один раз он  прислал мне смску , сообщив, что едет  на Кавказ  в багажнике старой "шестерки" .И что ему срочно надо  десять миллионов долларов. Верный своему долгу келейника, я напомнил владыке о принесенных им обетах нестяжания, и рекомендовал в ответной  смске прилежно молиться об избавлении от этого дьявольского наваждения. Владыки не было две недели, он вернулся похудевший от поста и молитвы и сообщил, что от дьявольского наваждения его избавил блокпост спецназа МВД, бойцы которого никогда не слышали, чтобы багажник пел канон "в напастех" большим знаменным распевом.  
    Время от времени на него находило настроение , и тогда он целыми днями лежал на диване в гостиной, и я подмечал тогда такое мечтательное, такое отсутствующее выражение в его глазах что заподозрил бы в пристрастии к Добротолюбию, если бы не знал, что это Холмский викарий пишет очередную ораторию.
    Владыка Василий не занимался Богословием. Он сам однажды ответил на этот вопрос отрицательно, когда я застал его на стремянке , забивающим гвоздь пятым томом православной энциклопедии. Я не видел также, чтобы он систематически изучал вторую часть православного календаря издания Московской Патриархии , что пригодилось бы ему в получении очередного повышения и открыло путь к высшим иерархическим ступеням.  Однако некоторые предметы он изучал с поразительным  рвением,  и  в
каких-то довольно странных областях обладал настолько обширными и  точными познаниями, что порой я бывал  просто  ошеломлен.  Человек,  читающий  что попало, редко может похвастаться глубиной своих знаний.  Никто  не  станет обременять свою память мелкими подробностями, если на  то  нет  достаточно веских причин. Он в совершенстве знал кокизник и методы полировки подсвечников "Мефиксом". Прекрасно владел трикирием и дикирием, был осведомлен в тонкостях замены аккумуляторов на "Тойота Тундра". Однако невежество его в других областях было столь же поразительным. Так, однажды, мне случилось во время приготовления борща обжечь палец и в сердцах помянуть имя отца Иоанна Мейендорфа . Викарий наивно спросил меня, кто он, и какое отношение имеет к приготовлению борща. Я ему , конечно, поведал, что отец Иоанн Мейендорф имеет отношение ко всему, но когда оказалось, что владыка  ничего не знает ни об апокатастасисе,  ни онтологической транссубстанции я просто опешил от изумления.  Чтобы образованный архиерей нашего времени ничего не знал об онтологической транссубстанции ?! Этому я просто не мог поверить. Мне , убогому иноку, пришлось просвещать епископа около получаса.
- Да простит вас Создатель, что просветили меня. - Сказал Владыка,наконец, скорбно вздохнув. -  К счастью, дня через два я это все забуду.
 Я с изумлением посмотрел на него.
- Вы кажется удивлены, отец Иоанникий? - улыбнулся он.- Душа человека похожа на маленький скит. В которой есть отец настоятель, духовник и братия. Кто рубит дрова и носит воду, кто канонаршит, кто готовит покушать. Но когда в таком скиту появляется человек, который регулярно всех просвещает, что такое онтологическая транссубстанция, настоятель оказывается в затруднительном положении, поскольку положительно затрудняется вопросом, куда его деть. Картошку копать -  не копает, псалтырь читать - не может. В конце концов на него надевают чистый подрясник и показывают раз в полгода  архиерею. Больше он ни на что не годится.
- Да! Но престиж богословской науки! - возмутился я.
- На кой черт нам престиж богословской науки? - Поднял брови викарий.  - Скажите, много ли людей бросило пить , изменять и воровать, сподвигнутые на это престижем богословской науки?

 Такое пренебрежение наукой заставило меня повнимательнее отнестись к личности епископа.Я перечислил в уме все области знаний, в которых он проявлял отличную осведомленность. Затем , повинуясь неодолимому рефлексу, написал это все на листке бумаги . Зачеркнув после непродолжительных размышлений "шапку" :"Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси - Докладная записка", я составил следующий список:
    
Преосвященный Василий, епископ Холмский.

Познания в области богословских наук:

1. В Священном Писании - слабые("Ренан? Кто это?")
2. В Догматике -  бессистемные. Цитирует Иоанна Дамаскина наизусть, но сливает Лосского-отца и Лосского-сына в одно лицо.
3. В аскетике - ультра-правые. Преосвященному абсолютно недоступна поэтическая красота идеала монаха, описываемая в Добротолюбии и отцов-пустынников, в этом отношении он грубый материалист, так что приходится поститься нам (!) иногда по три дня в неделю.
4. В Литургике - катастрофические . Лучше бы владыка знал, кто такой Ренан, и не знал, что такое "канон на 14".
5. В языках - специфические. Во время последнего богословского диспута с католиками на конференции в Женеве владыка с жаром цитировал сочинения святых греческих борцов с папством, чем привел латинян в полное замешательство. После продолжительного совместного обсуждения, последние заявили, что им нечего возразить на предисловие переводчика Марка Эфесского на новогреческий.
6. В музыке - исключительные. Оратории он мог писать  всякие.  6, 8 , 10 голосов - для него не составляло никакой проблемы. Но и тут было нечто странное. Не раз по моей просьбе он исполнял довольно сложные арии и рефрены с контрапунктом, но стоило ему остаться наедине, как он со вздохом "как же я ненавижу этот партес", откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и  тихо заводил афонский 103 псалом на полтора часа, пока не прибегала хозяйка и не начинала выяснять, где это гудит кран.
 
  Написав все это, я скомкал бумагу и выбросил ее в мусорное ведро. Без шапки и заголовка все это не имело никакого смысла.

    После нескольких недель моего келейничества, я обнаружил, что у владыки довольно многочисленный круг духовных чад.  Некоторые из них даже приходили с крестным ходом. Другие настоятельно звали приложиться к мощам старца Григория. В последний раз владыка еле-еле  удалось избавиться от указанного  деяния , сославшись на то, что он сломал ногу. Благочестивая борода с камуфляже с сомнением поглядела на полы его подрясника и сказала, что что-то не очень похоже. Владыке пришлось уточнять, что ногу он сломал не себе, а  предыдущему ходоку, спуская его с лестницы.
  Иногда духовные чада засиживались в его кабинете подолгу, уходя от него в слезах. В другой раз наоборот, некий молодой человек ушел от викария,  согнувшись пополам от хохота . В ответ на мой мягкий укор за несоответствие такого окормления святоотеческой практике, владыка Василий тяжело вздохнул и рассказал, что посетитель очень жаловался на то, что ему очень плохо и просил утешения, "только без всяких ваших поповских проповедей". Владыке пришлось рассказать пару старых монашеских анекдотов, после чего молодой человек поблагодарил  и уполз во свояси.

    Однажды утром я листал "Журнал Московской Патриархии" и наткнулся на статью под загадочным названием "Практическое руководство по духовному окормлению". В ней автор доказывал, что способность рассуждать и делать выводы более необходимы в духовнике , чем способность к сновидениям и сверхъестественным явлениям. Автор даже утверждал, что зевание во время исповеди может больше сказать о духовном чаде, чем раскрытый наугад Апостол. В конце статьи он делал совсем фантастическое утверждение, что место дедукции в богословских науках еще только начинает получать должное признание.

- Читаете новую статью про рассудительность в духовном окормлении? - Спросил неожиданно владыка , который стоял спиной ко мне и молился у аналоя с канонником.
 - Как вы догадались? - Удивился я.
 -  Судя по шелесту страниц, вы читаете. Вы никогда не читаете книгу толще 100 страниц, "Журнал Московской Патриархии" - единственная книга меньше ста страниц, которую можно взять не вставая со стула, потому что я забыл его , когда снимал с него кастрюлю с гороховой кашей. Далее, вы сначала медленно перелистывали страницы, а потом вдруг остановились. Очевидно, что сначала вы рассматривали фотографии патриарших служений, а потом наткнулись на статью, которая как раз следует за фотографиями.
- Как все просто, оказывается. - Вздохнул я.
- И как ваше мнение?
- Расплодили младостарцев!- В сердцах сказал я.- Еще белый стихарь не сняли , а уже статьи о духовничестве пишут! Раскрытый  наугад Апостол - это же святоотеческое предание!
- И вы ошиблись. Статью написал я.- Скромно сказал викарий.
- ВЫ?- Я изумленно воззрился на него.
- Да. Это плод трехлетней головной боли от благодатных духовников.      
- Но это же полная чушь!- Горячо возразил я. - Дедукцию можно использовать в расследовании преступлений.  Но чтобы ее можно было применить в догматике, аскетике, сектоведении ?  Нет. В это поверить невозможно!
 Владыка взял со стола четки и подошел к окну, чуть отодвинув штору.
- Хотите убедиться?- Вполголоса спросил он. - Вот, прошу.

Я приблизился и заглянул через его плечо.

Мимо окна, неторопясь, шли две старушки  в чистых кофтах и юбках. Шляпки и средних размеров сумки завершали гардероб.
- Ну, что вы можете о них сказать?
- Да что о них можно сказать? старушки как старушки. Идут себе куда-то.
- Хм. А вот с помощью дедукции мы можем установить несколько больше. Сейчас два часа дня, температура на улице, судя по нашему градуснику +30, как видите, солнце почти на полудне. Тени нет. Тем не менее, наши героини идут неторопливо и спокойно. Теперь подумаем, кто может в рабочий день , под палящим солнцем в летнее пекло неспеша прогуливаться по нашему малоизвестному переулку? Нашу догадку, что это сектанты, подтверждает тот факт,что  они практически не разговаривают.  Вы когда-нибудь видели, отец Иоанникий, чтобы две женщины шли рядом и не тараторили без умолку? Далее. Нас интересует вопрос - что за сектанты? По отсутствию бубна мы можем сразу догадаться , что это не кришнаиты. По отсутствию рюкзаков - что не мормоны.Обратите внимание на шляпки. Фасон и цена однозначно сужают круг предположений.  Обычно женщины никогда не церемонятся с тратами, когда покупают шляпки. Но тут мы видим прямо противоположное. Почему? потому что эти дамы заплатили  десятину, еженедельные добровольные пожертвования , ежемесячные взносы на  распространение света в темном царстве, а также дополнительные сборы  для особых пионеров. И оставшейся суммы им явно хватило на покупку только таких шляпок. Таким образом, круг подозреваемых сводится к адвентистам, "свидетелям Иеговы" и "Церкви Христа". ПОследний вариант мы сразу отвергаем, видя некоторую склонность к варикозу у дамы слева. Сложно предположить, чтобы она могла столь энергично бегать, как это полагается для действия благодати. ЦХ вылетает, как и мысль о неопятидесятниках.  "Свидетели Иеговы" или адвентисты?.. Хм. Если бы они несли в руках какую-нибудь макулатуру... Ха! Ну разумеется. Посмотрите на руки! У адвентистов руки с ярко выраженными жилами и венами, с крепкими мышцами, поскольку им приходится постоянно таскать с собой полное собрание сочинений мадам  Уайт. А "свидетелям" достаточно  пары  "Сторожевых Башен" и одной брошюрки "с тыквами" на двоих. Кроме того, обратите внимание на то, что дама слева слегка нервничает и постоянно теребит свою сумку. Очевидно, что она  сильно сомневается в том, что попадет в число избранных 144000, что ее очень волнует, в то время как вторая блаженно улыбается в созерцании кровавой бойни перед 1000 летним царством.  Я даю первой два года "свидетельства", а второй  - лет 5-7 - не меньше.
- Вот как? - спросил я , все еще не веря викарию. - А что вы скажете про этого старика, который озирается прямо посреди дороги?
 Епископ кинул на старика быстрый взгляд.
- Ну, это же очевидно. Он давно в Православной Церкви. Более того, с некоторой, довольно большой уверенностью можно утверждать, что Московского Патриархата. Хорошо относится к питерской школе, но с некоторым недоверием к историческим изысканиям московской. Сборник резолюций митрополита Филарета - его настольная книга...
 Я с удивлением подошел к окну и воззрился на старца. "Убейте меня, если я понимаю - КАК?..." прошептал я,- "Откуда вы это все узнали?"
- Все очень просто, отче. - Владыка надел клобук и поправил наметку. - Дело в том, что это наш митрополит Авксентий, и судя по тому, как он лихорадочно ищет вход в наше убогое жилище, по неотложному делу.
    Действительно. Возле старца появилось двое-трое молодых людей с чемоданами, в которых ( в молодых людях, а не чемоданах)  каждый православный безошибочно узнал бы иподьяконов. Они некоторое время спорили с митрополитом.
- Он их спрашивает, какого лешего они приволокли чемоданы.- Прокомментировал владыка.
- И какого? - поинтересовался я.
- По привычке. - Коротко ответил владыка и решительно двинулся к двери.

    Раздались легкий звон колокольчика, "ой, владыко, благословите" нашей хозяйки и стук ладони по лбу.  Я встал с кресла , почтительно взяв в руки томик Ильина.
  Через секунду в дверях появился крепкий старец с густыми бровями и пронзительным взглядом, который я не выдержал и опустил глаза, приблизившись под благословение. Размашисто благословив меня, митрополит тяжело опустился в кресло и залпом выпил стакан воды. Викарий приветливо налил второй.
- Вот... владыко... святый.- Митрополит сделал несколько крупных глотков.- Извини, что без предупреждения. Дело экстренное и , честно говоря, абсолютно непонятное.
 Викарий сел напротив и сплел пальцы на коленях.
- Конечно, ваше высокопре...
- Ах, бросай ты это. Не до преосвященств сейчас. В общем, у нас тут ночью такие дела. Знаешь протопопа Н.  из ...? Который ...юк?
- Да, маститый и достойный священник.Его еще посвятили в протоиереи прямо из директора холдинга.
-он самый. Так вот. Сегодня ночью его запретили в служении на 25 лет.
 Мы с викарием вскочили.
- Кто? За что?
- В том то вся беда. Мы понятия не имеем. Нашли его на заброшенном приходе где-то в Хотьково в невменяемом состоянии. Только рыдает и вопиет "За что?!". А на полу - указ о запрещении валяется. Вроде подписан, но никто не может разобрать - кем.  По канонам , даже в случае неправильного запрещения оно действительно до церковного суда. Но суд не сможет вынести никакого решения, пока не выяснит, кто его запрещал.  В пять утра собирали экстренное заседание Ученого Совета МДАиС. Результата - ноль. И тут святейший вспомнил, что ты у нас вроде как специалист по канонической дедукции, так что вот тебе всеобщее концентрированное благословение и карты в руки. Выясняй, кто и за что.
  Владыка Василий склонил голову, и в глазах его я увидел сверкнувший огонь.
- Но мне нужны подробности. Когда нашли тело? В чьей юрисдикции находился запрещенный?
- В семь утра. В моей , конечно, в чьей же ещ...
  Митрополит осекся и встретился глазами с викарием.
- И не надо на меня так смотреть. Я по ночам сплю, а не развлекаюсь столь предосудительным способом.- Веско сказал преосв.Авксентий.  
- Что вы, владыко. У меня и в мыслях не было. Я спросил постольку, поскольку нам с отцом Иоанникием,- он проявляет нелицемерный интерес к моему методу - необходимо срочно увидеть жертву и осмотреть место запрещения.
  Он бросился надевать рясу. Я растеряно стоял и смотрел на него.
- Владыка, вы действительно хотите, чтобы я поехал?
- Да, если вам больше нечего делать.
  Я вспомнил про непрочитанное монашеское правило, про неприготовленный обед и настиранный подрясник и с радостью подтвердил предположение преосвященного.

Через минуту мы уже были в почти пустом вагоне метро, мчавшем нас в Хотьково.

Tags: Г.
Subscribe

  • Цыгачесса и кузина Лилибет.

    Мухосранская самозванка решила пропиариться на смерти летального принцовируса Филиппа. И сделала это одновременно и хитрожопо, и предельно тупо. (…

  • Не издевайтесь над чемпионами по каратэ.

    Мужик делал харрасмент и абьюз чемпионке мира по каратэ путем размахивания бамбуковым мечом, а она плакала и не хотела ходить на тренировки. Япония…

  • Самая человечная религия в мире.

    Во время президентства Зьема (Вьетнам) общество подверглось реформам, соответствующим ценностям католицизма и конфуцианства. Были закрыты бордели,…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments