ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Св.Григорий Двоеслов о снах.

Оригинал взят у farisaios в Толкование на Книгу Иова свт. Григория Двоеслова - Книга VIII, ч.6.

Праведный Иов и его жена Миниатюра. Византия. XI в. Монастырь св. Екатерины. Синай.

Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5)

[БУКВАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ]
42. Но, если кто-то постарается изо всех сил, чтобы понять эти слова и в буквальном смысле, это будет иметь большое значение, если он выяснит, каким большим количеством способов приходят в наш ум образы из сновидений. Ибо, иногда сны порождены полнотой или пустотой живота, иногда воображением, иногда воображением и мыслями в сочетании, иногда откровениями, а иногда они порождены и воображением, и мыслями, и откровениями одновременно. Теперь, те два явления, которые мы назвали в первую очередь, все мы знаем по опыту, в то время как четыре, что приобщились после, мы находим на страницах Священного Писания. Ибо, если бы сны очень часто не были бы причиной проникновения в наше воображение нашего тайного врага, мудрый человек никогда бы не указывал на это, говоря: сны и напрасные фантазии многих обманули [Сир. 34:7][1], или: не используйте ворожбу, ни наблюдайте сны [Лев. 19:26][2]. По этим словам показано нам, насколько велика мерзость их, потому что они соединяются с «ворожбой». Опять же, если бы не приходили они от мыслей и фантазий вместе, Соломон никогда бы не говорил: сон приходит через множество забот [Еккл. 5:2][3]. И если бы сны иногда не получали бы их происхождение в тайне откровения, Иосиф никогда не видел бы себя во сне назначенного быть поставленным над братьями своими, и Мария не была бы предупреждена ангелом во сне, что нужно взять Дитя и идти Египет. Опять же, если бы сны иногда не исходили и от мысли, и от откровения одновременно, пророк Даниил, отвечая на видение Навуходоносора, никогда бы не отталкивался от мысли, как от корня видения, когда говорил: ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. [Дан. 2:29][4]. И вскоре после этого: Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою… [Дан. 2:31][5]. Таким образом, в то время как Даниил описывает в ужасных словах сон, который должен сбыться, и показывает, в каких мыслях он имел свое начало, этим показано нам четко и ясно, что сон очень часто исходит и от мысли, и откровения вместе взятых.
43. Теперь ясно, что, поскольку сны появляются от такого множества случаев,  мы должны тем менее легко в них верить, чем тяжелее разобраться в причине их возникновения. Ибо часто бывает, что для тех, кто отрезает злой дух в бодрствовании, он через любовь к настоящей жизни обещает успехи удачи даже в то время, когда они спят, и те, кого он видит в страхе несчастий, он угрожает еще более жестоко представлением сновидений, так чтобы оказывать на неосторожную душу различного рода влияния, и либо, приподняв ее в надежде, либо, утопив ее в страхе, нарушить ее равновесие. Часто он тоже ставит перед собой задачу влиять на души самих святых во сне, чтобы застать их в тот краткий миг, когда они могут потерять линию устойчивой мысли, хотя по их собственным поступкам они тотчас уводят ум подальше от обманчивой фантазии. И наш хитрый враг, в той мере, в какой он совершенно не в состоянии получить желаемое от них, когда они бодрствуют, совершает смертоносное нападение на них во сне. И все же это устроение Всевышнего только, в Его  благости, позволяет его враждебности делать, чтобы в душах избранных даже сам их сон не проходил без страданий. Поэтому он хорошо говорил Тому, Кто властвует над всем: Когда я говорю, моя постель  успокоит меня, я ослабеваю в разговоре с самим собой на ложе моем, Ты страшишь меня снами и пугаешь меня видениями. Конечно, поскольку Господь упорядочил все чудесным образом, Он Сам творит любую вещь, которую злой дух стремится сделать беспричинно и несправедливо, в то время как Он позволяет, чтобы это было сделано только справедливо. Теперь, поскольку даже жизнь праведника подвержена нападкам искушений, и преследуют его во сне фантазии; и проходит она в тлении, и болезненно несет в себе незаконные мысли; что может быть сделано для того, чтобы вырвать ногу сердца из лабиринтов таких бесчисленных заграждений? Да, благословенный человек, во всех отношениях ты сделал так, чтобы мы узнали и испуг, и беспокойство; теперь скажи нам, какой план ты имеешь, чтобы встретить это. И далее продолжается:
Стих 15. Так что душа моя желает повешенья и моим костям смерть [Иов. 7:15][6].
[НРАВСТВЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ]
44. Что тут представляет «душу», если не склонности души, а «кости», если не сила плоти? Теперь каждая вещь, которая «подвешивается», несомненно, приподнимается от вещей внизу; поэтому «душа выбирает повешенье, чтобы кости могли умереть», потому что, в то время как намерение ума поднимает себя на высоту, это гасит все силы внешней жизни само по себе. Ибо святые знают это как наиболее определенную истину, что они никогда не могут наслаждаться отдыхом в настоящей жизни, и поэтому они выбирают «повешение», потому что, отказавшись от вдыхания земных объектов желания, они поднимают ум на высоту. Но, в то время, что они висят высоко, они причиняют смерть своим костям, ибо для любви к тому, что выше земного, имея чресла свои под прессом и в погоне за добродетельными достижениями, все, где они были раньше сильными в мире, они сковывают цепью самоуничижения. Это хорошо, чтобы отметить, как у ап. Павла была его душа подвешена в воздухе, который сказал: тем не менее, я живу: не я, но живет во мне Христос [Гал. 2:20][7]. И снова: Имея желание разрешиться и быть со Христом [Флп. 1:23][8], Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение [Флп. 1:21][9]. Кто, ссылаясь на ум и достижения земной силы, подсчитал, как это было, так много костей в себе, говоря: Еврей от Евреев, по учению фарисей; по рвению - гонитель Церкви Божией [Флп. 3:5-6][10]. Но, что «подвесив» душу, он доводит до смерти эти кости в себе, потому он тут же заявляет, и добавляет: но какие вещи для меня были преимуществом, то я почел тщетным ради Христа [Флп. 3:7][11]. Эти же кости он предполагает еще более безжалостно рассматривать и разрушать в себе, когда он добавляет: для Которого я от всего отказался, и не сосчитать все, но все сор [Флп. 3:8][12]. Но каким образом он висел безжизненный, имея все кости мертвыми в себе, он являет в том, что он добавляет в этом месте, говоря: чтобы я мог получить Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа [Флп. 3:9][13]. Вот, объединив его заявления, мы доказали, что ап. Павел был подвешен в воздухе и мертв для мира, давайте теперь покажем и благословенного Иова, наполняющегося тем же Духом, и отстраняющегося от желаний внешней жизни. Это продолжается:
Стих 16. Я оставил надежду, я не буду больше жить [Иов. 7:16][14].
45. Ибо есть некоторые из праведных, которые вовлечены в желания небесных вещей, но, несмотря на это, они не отрывают себя полностью от надежд на вещи земные. Получая подарки от Бога, они держат также возле себя и все необходимое, теперешние почести, которыми они были награждены, они сохраняют; они не желают вещей других, но они законно используют свои собственные. Тем не менее, они чужды этим же вещам, что у них есть, потому что они не связаны любовью с этими самыми вещами, которые они держат в своем владении. И есть некоторые из праведных, которые готовятся, чтобы ухватить сами высоты совершенства; и, в то время как они направлены на более высокие объекты, они отказываются от всех вещей внешних, удаляют от себя вещи, которыми обладали, лишают себя славы почестей, с постоянством влияют на свои  сердца с жаждой вещей внутренних, отказываются получить утешение от тех, которые являются внешними; это те, кто, в то время как в духе они пьют из внутренней радости, они полностью гасят в себе жизнь телесного наслаждения. Ибо сказано ап. Павлом таким, как они: Ибо вы умерли, и ваша жизнь сокрыта со Христом в Боге [Кол. 3:3][15]. Псалмопевец говорит их голосом, когда он произносит: Истомилась душа моя, желая во дворы Господни [Пс. 83:3][16], ибо они «устали», но не «истомились», которые уже пропитаны действительно небесными желаниями, но, несмотря на все, еще не устали от радостей земных объектов. Но он «истомился» до смерти, «желая во дворы Господни», который в то время как он желает вечный мир, не держится вообще ни за что в любви временной. Поэтому псалмопевец говорит опять же: душа моя умирает о спасении Твоем [Пс. 118:81][17]. Следовательно, учит Истина нас Своими собственными устами, говоря: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя [Лк. 9:23][18]. И снова: Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником [Лк. 14:33][19]. Таким образом, святой человек, когда его душа расстается с земными объектами желания, ставит себя в число их, когда он говорит: Я оставил надежду, я не буду больше жить. Так как для праведника «оставить надежду» означает бросить хорошие вещи настоящей жизни в принятии выбора вечности, и не возлагать никакого доверия на временные владения. И делая это, он заявляет, что он «не будет больше жить», потому что с помощью животворящей смерти он ежедневно убивает себя к жизни страсти. И пусть будет далеко от нас мысль, что святой человек мог отчаяться в обилии милости Божьей, что он мог отвернуть шаг сердца от продвижения на внутреннем пути, что оставленный любовью Творца он как бы остановился на дороге, как тот, у которого нет проводника, и проткнутый мечом отчаяния, разрушился. Но чтобы нам не показалось, что мы по собственной прихоти трактуем его высказывания в угоду нашей точки зрения, мы должны сформировать нашу оценку того, что следует после этого. Ибо, в каком смысле он это сказал, он сам сразу указывает, когда он добавляет:
Пощади меня, Господи, ибо мои дни ничто [Иов. 7:16][20].
46. ​​Ибо эти два утверждения не согласовываются друг с другом: «я оставил надежду» и «пощади меня». Ибо тот, кто «оставил надежду», больше не просит «пощады»; и тот, кто по-прежнему стремится к тому, чтобы его пощадили, безусловно, далек от того, чтобы «оставить надежду»; но тут, для одного он «оставляет надежду», а для другого святой человек молится, чтобы его «пощадили»; вот, в то время как он оставляет хорошие вещи этой преходящей жизни, «он оставляет надежду» на то, что под ним, и он поднимается более действенно в надежде на закрепление того, что выше, и ради чего он должен терпеть. Так что, чем более он «оставляет надежду», тем более действенно он надеется на прощение; ибо тот ищет вещи, что придут потом, тем более решительно, чем более тщательно он отрекается от тех, на которые больше не надеется в настоящем. И мы хотим обратить внимание, что показывая нам силу своего сердца, он сказал это один раз о себе, но чтобы научить нас, он повторил это трижды. Ибо он сказал выше: душа моя желает повешенья, и как бы повторяя это, он добавил слова: я оставил надежду, и направленный на благословения вечности, и оставляя позади те времена, он в последнюю очередь произносит: «Помилуй». И то, что он сказал выше: и моим костям смерть, это же он добавил: я не буду больше жить, и чтобы закончить: ибо дни мои ничто. Но он легко соглашается, что его «дни ничто», потому что, как мы уже часто отмечали немного выше, святые люди, чем более тщательно они знакомы с вещами выше, тем более они презирают вещи земные с возвышения высоты. И поэтому они видят, что дни нынешней жизни есть «ничто», потому что у них есть глаза их просветленной души, установленной в созерцании вечности. И когда они возвращаются оттуда к себе, что же они находят в себе, если не пыль? И, осознавая свою немощь, они находятся в страхе быть судимыми со строгостью; и когда они осознают силу этой огромной Энергии, они дрожат, испытывая и осознавая, что они есть. И, следовательно, дополнительно добавляется уместно:
Стих 17. Что такое человек, что Ты ценишь его? и что Ты устанавливаешь Твое сердце на нем? [Иов. 7:17][21].





[1] Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению.
[2] Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.
[3] Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
[4] ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.
[5] Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.
[6] и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих.
[7] и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
[8] … имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
[9] Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.
[10] обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.
[11] Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
[12] Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
[13] и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
[14] Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.
[15] Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
[16] Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
[17] Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.
[18] Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
[19] Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
[20]Отступи от меня, ибо дни мои суета.
[21] Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое,


(Продолжение следует).

Tags: Златоуст атакует
Subscribe

  • Эвалюция и искусственный идиот.

    Есть нечто общее у эволюционных попыткок изобрести самопроизвольные схемы самозарождения жизни и современного ИИ-безумия. Напомню старинную статью…

  • Будь технологичным - будь мусором.

    Так совпало (и это, очевидно, чистое совпадение) , что вместе с истерической пропагандой эпидемии и чудонановакцин из каждого утюга, перебивает эту…

  • Чипирование и цивилизация мусоргов.

    Есть одно важное отличие современного высокотехнологического общества от мира Божия. Мир Божий состоит из творения. Современное высокотехнологическое…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments